Воспоминания - Школьные годы - 1

          Вспомним школу,//Вспомним детство...//Не вернутся - //Стонет сердце...
          Мне оставалось пятнадцать дней до моего семилетия,но в школу меня не приняли,а мне так хотелось...
          Было это в 1936 году...Так,что в школу я пошёл только лишь в следующем.Школа была наша семейная:там училась бабушка и её дети...Школа им.В.Г.Короленко,бывшая и настоящая гимназия...Учителя были все бабушкины знакомые.Мне досталась первая моя учительница Мария Павловна Смиренская.Её отец имел,да и брат тоже,священнический сан.Позднее к нам в класс пришёл её племянник Вадим:и мы вместе с Николаем Шаровым долгое время дружили все вместе.Учёба мне давалась легко,за исключением письма.Я не мог достаточно чётко и чисто выполнять прописи.Итак продолжалось всю жизнь.Правда,теперь мой почерк немного исправился,но это уже никому не нужно...Бабушка сидела со мной над прописями,но мне постоянно снижали за них оценки...
          После первого класса отец моего друга Николая,служивший в Ногинском городском театре бухгалтером,устроил нам контрамарки на спектакль "Гроза" А.Н.Островского,и мы впервые посетили театр.Конечно,"Гроза" для первоклассника далеко не классный спектакль,но это был наш "бенефис"...Самое главное - игра артистов,и это завораживало...
          Во втором классе наша дружба укрепилась.Бабушка старалась,чтобы я познакомился и подружился со многими ребятами и всё обращала моё внимание на пухленькую девочку Рутман,но мне она не очень нравилась из-за своей полноты:у неё были толстые красные щёки...Больше всех мне нравилась Ира Соскова.После второго класса я впервые посетил цирк и был очарован.Я так его полюбил с тех пор,что мне удавалось ежегодно бывать в нём.В Ногинске цирк находился в городском парке,среди сосен...
          В третьем классе нас приняли в пионеры.Это происходило в классе под руководством Марии Павловны,нам повязали красные галстуки.Многим моим друзьям достались пионерские "должности",а я сидел унылый и всеми забытый...И вдруг Мария Павловна воскликнула:-А давайте выберём горнистом Гену Рышкуса!..Ну,и выбрали,а я ни в жизнь в руках горна не держал,и больше того,у меня не было совершенно слуха...Но я гордился тем,что я - горнист...Ведь горнист объявляет подъём,опасность тревоги и зовёт на бой...
После третьего класса я побывал впервые на ВСХВ с тётушкой Раей...После чего зачастил туда...
          Четвёртый класс мы закончили диктантом и устными экзаменами...Единственная четвёрка у меня была по письму...По окончании четвёртого класса в 1941 году мы побывали в Большом театре:слушали оперу Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".Всё было интересно и всё понравилось...В 1941 году же я опять посетил ВСХВ 6 раз,но уже самостоятельно...Я находился в Москве у матушки во-время школьных каникул,как грянула война.Матушку призвали в армию,а я уехал в Ногинск,опять к бабушке и с нею мы жили до августа 1944 года...
          Начало учебного года было отложено до октября.Мы ходили собирать картошку по полям,посещали госпиталь...Пятый класс мы начали ещё в школе им. В.Г.Короленко.Появилось много новых учителей...Мне больше всех нравился учитель русского языка и литературы Неклюдов,а предметы:из математики - алгебра,и ещё география...В пятом классе историю я очень любил,но вот в шестом и седьмом классах начались неполадки...Историю Древнего мира я постиг ещё туда-сюда,а также Древний Рим и Древнюю Грецию - это было интересно,да и учитель был интересный:он много путешествовал и рассказывал о своих впечатлениях...Но с историей Средних веков у меня начались конфликты...Учительница пришла другая,молодая,не скажу,чтобы красивая,но весьма сексапильная,как теперь говорят...Она требовала знать даты и всё время следила за мной...А мне даты не оседали в голове и я часто смотрел в окно класса на улицу,где была весна,щебетали птички и трепетали зелёные листочки...И вот учительница частенько меня подлавливала на этом:-О какой голубоглазой я задумался?А я дерзил в ответ:-А может о кареглазой?И так дошло до того,что она поставила мне плохую оценку за год...Я должен был в конце лета явиться к ней на пересдачу...Но я уехал на Колыму и эта история,как и история Средних веков,забылись до определённого времени...
          Во-время пути на Колыму,где-то в Охотском море,когда гремел шестибалльный шторм,у нас с матушкой решался вопрос:останусь ли я в Магадане и пойду в 8-ой класс и интернат или поеду дальше с нею в Нижний Сеймчан.Сначала матушка склонялась в первому варианту,и я был рад,ибо любил вольную жизнь,но затем матушка,видимо почувствовав мою радость,изменила решение и я оказался в Нижнем Сеймчане,где школа была семилетней,и мне пришлось второй год учиться в седьмом классе...

                2013


Рецензии