Зелёные три рубля, или урок на всю жизнь

Это было в то время, когда три рубля были зелёного цвета и на эти деньги можно было купить пачку  сигарет, и хорошо пообедать в столовой. Я  эти три  рубля  запомнил на всю  жизнь! Мы тогда жили в  предгорном хуторке  "Загорном". Сам хутор был не большой, всего сто двадцать дворов. В  Загорном была школа до  седьмого класса. Один  магазин, клуб и ясли, и детский сад, который тога называли "Площадка." Хутор распологался по берегам  ручья,который называли по  разному. В верхней части у самого истока он назывался  "Безимянным",а почти у его устья его называли "Гусиным ручьём." В обычные  летние дни, его перешагнуть можно, но когда прольют сильные  дожди, то ручей увеличивался в десятки раз, и вода  мощным потоком устремлялась в степную речку "Грязнуху". Земли вокруг хутора плодородные, чернозём сыпучей, как творог, а кортофель разных сортов славилася на весь Кубанский край!  Особым  спросом пользовалась "Рябуха"  "Майка" " Мажестик." Жили хуторяни за счёт  своих  огородов и хозяйства, деньги платили два раз в год.
За полугодие и в конце года, а больше писали трудодни, в тетрадь бригадиром и учётчиком. В подсобном хозяцстве были  коровы, овцы, всякая птица. Держали свиней кроликов, коз.
На каждую корову колхоз давал надел  в степи, для выкоса травы на сено. Участки были  в пределах гектара.  Сено косили в ручную, сами ворошили, сушили на солнца , в когда сено было готовое, то его складывали в копны.  Укрывали так, чтобы не замочил дождь до его уборки в сенаж. Три дня мы с отцом ездили в район горы "Шахан" и там выкашивали наш надел.  Но когда закончили и закопнили сено, то получилось четырнадцать копён.
Теперь оставалось сено перевезти домой из степи. Тягло- гужевого транспорта всегда не хватало, приходилось ждать своей  очерёдности. Чаще всего она была  алфавитной. Первые  вывозили, чьи фамилии начинались с  буквы" А" и так до "Я".  Пришёл наш черёд. Мы с моим отцом, которого звали Павел Архипович, уселись в телегу. В упряже были лошади. Но некоторые люди пользовались ещё и  быками. До места нашего сенокоса было около одного  километра. Мы ехали по накатанной  грунтовой дороге. Отец держал вожи в ркуах, управляя лошодьми, а я сидел  рядом с ним и смотрел, как у самой дороги на кочках, сидели степные жаворонки с хохолками на голове.  Весной они своё отпели, теперь их задача была в том, чтобы выкормить своих птенцов. Мы не гнали коней, они шли обычным шагом, таща за собою телегу. Отец всегда с жалостью относился к животным. От хутора мы отъехали на пол пути. Сбоку дороги я увидел на земле лежали кем-то утерянные  три рубля, почти новые. Я ловко спригнул с телеги и подобрал эти три рубля. Отец остановил лошадей, подождал, пока я подойду к телеге и спросил меня: -Ты что подобрал? Я показал ему три рубля.
Он посмотрел мне в глаза и сказал: -Положи туда, где взял!  -Почему, я же его нашёл?
Отец ещё строже сказал: -Положи туда где взял! Я уже не стал задавать вопросы, положил деньги на то место, где взял.
А когда поднялся на телегу и сел рядом с отцом, то он спросил меня:- Ты эти деньги
заработал? - Нет ответил  я. -Так вот запомни сынок на всю твою жизнь: -Не бери чужого
никогда, даже если никого рядом нет, это деньги не твои, а твои они будут, когда ты их сам заработаешь, понял меня? Мы доехали до нашего сена. Уложили три копны на телегу, как следует прижали воз длиным стволом  дерева, который в деревне называли "Рубель"
Верёвками  с обеих концов притянули его так к телеге, что сено хорошо держалось на возу и не падали его клочьчя.
Мы ехали домой, а я в уме подсчитывал, сколько раз можно было сходить на детские сеансы в кино, когда билет для детей был всего пять копеек. Мы проъезжали то место, где я подбирал  три рубля зелёных, но теперь его на том месте не оказалось.
Может подхватил ветер и унёс его где-то в траву, а может потерявший вернулся на это место и нешёл свою пропажу? Я окончил восемь классов и уехал в г Ростов -на-Дону, чтобы поступить на учёбу в какое -то училище, или техникум. Так оно и получилось.
Я поступил в тренадцатое училище  металлистов на знаменитом Ростсельмаше. Мне дали  общежитие. В комнатах нас было по четыре человека. Мы были  из разных городов. станиц,
хуторов. Жили очень дружно. Никогда без спроса не взяли ничего друг у друга.
Мы всегда старались помочь друг-другу, но чтобы кто-то позволил себе что-то уворовать, такого не было. И я подумал тога. Наверное их так же отцы правельно воспитывали, как и меня. И я помню тот урок и по сей день и с благодарностью вспоминаю своего отца, и своим детя стараюсь объяснить, то чему учили меня. И очень хорошо помню свою первую получку, когда у кассы цеха серног чугуна я расписался и мне выдали сто двадцать рублей!  Я шёл гордый, теперь я нёс именно деньги, которые заработал сам своим трудоми!
 


Рецензии