Фордзоны, Джон-Диры, Кейсы... 1924-1933 гг

ФОРДЗОНЫ, ДЖОН-ДИРЫ, КЕЙСЫ И ПРОЧЕЕ…

О ПОСТАВКАХ ИМПОРТНОЙ И СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ
в 1924 – 1933 годы
В СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ КРАЙ


Системный учет поступающих тракторов в земельном управлении Северо-Кавказского края наладили в 1928 году. Хотя техника поступала и ранее. Так, по данным В.М. Забелина, во второй половине 1924 года в Ставропольском округе Северо-Кавказского края было распределено между районами 51 трактор марки «Фордзон».

Колесные тракторы «Фордзон-Путиловец» мощностью 20 лошадиных сил выпускались с 1924 года на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» по лицензии компании «Форд».

Коленчатый вал двигателя этого трактора не имел сменных подшипников, а потому вызывал много нареканий со стороны эксплуатационников: трактористов и механиков. Периодически трактор надо было останавливать для заливки трущихся поверхностей баббитом, перетяжки коренных и шатунных крышек коленчатого вала.

В 1924 году в кооперативные общества Благодарненского района поступило 6 тракторов. По одному «Фордзону» занарядили в Елизаветинское товарищество № 1, Благодарненскую артель «Красная Звезда» и в Спасское сельхозтоварищество «Свободный труд». Еще три трактора передали в села Спасское, Бурлацкое и Александрию для неорганизованной бедноты.

До 1930 года в Северо-Кавказский край тракторы поступали, в основном, из-за границы, или с заводов СССР, которые работали по лицензиям зарубежных компаний.

Так вот, в 1928 году на поля колхозов и совхозов, коммун и товариществ вышли пахать и сеять Фордзонов – 1711, Интеров импортных – 699, Джон-Диров – 52. Всего 2462 трактора.

В 1929 году поставки тракторов сократились почти в два раза. В край поступило 1349 тракторов, в том числе: Джон-Диров – 939, Интеров – 192, Фордзонов всего – 40. Несколько расширилась номенкулатура поставок. В хозяйства стали поступать тракторы марок: Валлис, Формол и другие.

За 1930-1931 годы в Северо-Кавказский край поступило 4677 тракторов, из которых – 1436 советских марок Сталинградского (СТЗ) и Харьковского (ХТЗ) тракторных заводов.

17 июня 1930 года с конвейера Сталинградского завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 лошадиных сил. К 20 апреля 1932 года завод вышел на проектную мощность. В сутки с конвейера сходило 144 трактора.

Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе пущен в эксплуатацию 1 октября 1931 года. Первый пробный трактор имел марку СХТЗ 15/30. В первые месяцы работы завода с конвейера сходило по десять тракторов за час.

***

С 1930 года трактора, в основном, поступали в машинно-тракторные станции. В частности, первая МТС в Благодарненском районе Ставропольского края была организована в 1930 году в селе Благодарном.

К 1940 году в районе действовало 4 МТС: Благодарненская, Елизаветинская, Мирненская и Шишкинская с общим количеством тракторов различных марок – 272. Просуществовали машинно-тракторные станции до 1958 года. Затем на льготных условиях тракторы и другая сельскохозяйственная техника были проданы колхозам района.

***

В 1932 году в Северо-Кавказский край поступило 3872 трактора. Из них: 3320 – советских марок и 552 «Фордзона».

В 1933 году в край пришла разнарядка на 4700 тракторов, причем, только с советских заводов.

По состоянию на 15 октября 1933 года в Северо-Кавказском крае насчитывалось 16460 тракторов, в том числе: 9456 штук отечественных марок. Парк тракторов представлял собой весьма пеструю картину – свыше двадцати различных марок.

Многие тракторы иностранных марок были порядком изношены. Тракторов, завезенных включительно по 1929 год, насчитывалось 3211 штук. Каждый из них, в среднем, проработал свыше 10 тысяч часов. В силу чего, их дальнейшая эксплуатация и восстановление становились невозможными и, по рекомендациям инженерных служб, подлежали выбраковке.

Неутешительная практика прошлых лет показывала, что ремонт этих тракторов «обходился в копеечку». После капитального ремонта они работали неэффективно, непродолжительное время и вновь возвращались в ремонтные мастерские. Это повышало себестоимость растениеводческой продукции, сокращало прибыль колхозов и совхозов.

Трактора, завезенные в 1930-1931 годы, также находились в сильно изношенном состоянии, требовали большого ремонта. В 1933 году из-за неисправностей они имели громадные простои. Так, за 4 месяца весенней посевной кампании (март-июнь) выработка отдельных марок тракторов характеризовалась такими данными.

«Фордзоны» и «Интера 10/20» при плановой наработке в 1360 часов на один трактор, отработали по 626 – 680 часов, 47 – 52 процента к плану.
Несколько выше оказалась наработка у «Кейсов» - 60 процентов. Ими при плане 1520 отработано по 895 часов в среднем на трактор.

В апреле 1933 года вследствие простоев из-за неисправностей среднесуточная работа тракторов «Фордзон» составила 9,6 часа, Интеров – 10,7, Кейсов – 11,6 часа.  Что составляло не более 75 процентов от запланированного.

В результате в колхозах и совхозах срывались агротехнические сроки проведения полевых работ: пахоты, культивации, сева яровых и пропашных культур, ухода за растениями и т.д.

Особо надо сказать о состоянии тракторов иностранных марок, таких как Валис, Формол, Алис-Шарльмес, Юнаитет Джон-Дир, Интер 22/36. В ремонтную кампанию 1933 года они не обеспечивались запасными частями по централизованному снабжению. МТС были вынуждены изготавливать  запчасти, ремонтировать узлы и детали кустарным способом. Это приводило к удорожанию ремонта и дальнейшему ухудшению состояния тракторов этих марок.

***

17 октября 1933 года политсектор МТС Северо-Кавказского края направил в политуправление Наркомзема СССР справку о состоянии тракторного парка в системе Северо-Кавказского земельного управления.

Из справки: «…Учитывая огромный недостаток живой тягловой силы в крае, а также предстоящую выбраковку тракторов свыше 3 тыс. из общего количества тракторного парка, чрезвычайно остро стоит вопрос о необходимости усиления завоза в край новых тракторов.

Намеченное для нас количество завоза тракторов Наркомземом на IV квартал 1933 года в количестве 1800 шт. является абсолютно недостаточным…»

В 1932 – 1933 годах Северный Кавказ пережил жесточайшую засуху, которая привела к массовому голоду среди населения, исходу части жителей в более благоприятные регионы.

Невыполнение планов хлебозаготовок в государственные закрома активизировало деятельность органов ОГПУ в поисках виновных, привело к массовым репрессиям казачества и крестьянства.


ИСТОЧНИКИ:
Коллективизация сельского хозяйства на Северном Кавказе (1927-1937 гг.). Под редакцией П.В. Семерина и Е.Н. Осколкова. Краснодар, 1972.
Партархив Ростовского обкома КПСС, ф. 116, оп. 1, д. 3, лл. 2, 3. Копия.
Забелин В.М. Благодарненский район – через испытания временем. Ставрополь. «АГРУС», 2010.

2 июня 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков


Рецензии