Суббота

Кто станет спорить, что суббота — день законного «ничегонеделания»? Для одних это время безудержного веселья в компании безбашенных друзей, одинаково-сумасшедших фотографий на Красной площади и шумных споров в Макдональдсе, для других — моменты романтических свиданий в уютных кафе в центре Москвы, так похожих одно на другое, что, кажется, каждый раз приходишь в одно и то же место — с деревянными столами, мягкими стульями и приглушенным светом, но каждое из этих разных мест становится особенным, «твоим», как только напротив садится человек, с которым ты чувствуешь себя дома, где бы вы ни были - вместе. Для третьих суббота — прекрасный повод посетить популярные выставки и оценить такие модные новые интерпретации классических произведений в бесчисленных театрах столицы. Только что вы прочли о трех способах «спастись от себя самого». Потому что, как только человек оказывается в одиночестве, он начинает думать. Не то чтобы это было вредно или слишком тяжело, но, все же, мы бессознательно всегда стараемся избежать этого внезапного одиночества. Что ни говори, но мы — далеко не лучшая компания для самих себя. Мы знаем о себе все самое плохое, и тут бессмысленно притворяться интеллектуалом, если границы твоих знаний ограничены детской энциклопедией с картинками, глупо считать себя страстным любителем литературы, если все, что ты читал — бездарно составленные краткие содержания, да и то - «из-под палки», для «сочинения». И даже смешно считать себя альтруистом, бросив монету бедняку у метро, потому что только ты сам знаешь, сколько раз проходил мимо людей с протянутой рукой. Самого себя сложнее всего обмануть: ведь только нам известны все до одного наши страхи, недостатки, несовершенства. «Большое видится на расстоянии», как утверждал один кудрявый деревенский парень, пустивший себе пулю в лоб после того, как стал известным поэтом. Но мне с ним сложно согласиться. «Большое видится изнутри», - скажу я, ведь каждый из нас — единственный, кто знает о себе любую мелочь, а самое грустное — даже то, что больше всего на свет хочет забыть. 

Сергей заходит в полупустой автобус и занимает любимое место у окна — идеально для субботы, располагающей к философским размышлениям во время неспешной поездки домой. Как только молодой человек закрывает глаза и погружается в свои мысли, его заставляет вернуться в реальный мир телефонный звонок. Мэттью Беллами еще не успевает взять первую ноту рингтона своим удивительной красоты низким, бархатным голосом, когда юноша равнодушно произносит:
-Слушаю...
-Эй, ты куда исчез? Мы одними из первых вышли из аудитории, а тебя уже нет, - звонит друг Сергея, Антон:спортсмен и вообще, душа компании. - Суббота же! Мы еще не решили точно, но собираемся поехать в парк, сыграть в футбол, а потом посидеть в спортбаре. Холодное пиво — то, что надо  в такую жару.
Сергей несколько секунд задумчиво молчит. Что ни говори, но друзья Антона - совсем не те люди, с которыми ему хочется провести остаток этого дня. Но выбор всегда сложный: спрятаться от себя и пойти с ними, или не бояться лицом к лицу встретиться с собственными  мыслями и страхами — и остаться наедине с собой.
-Прости, сегодня не могу, - произносит, наконец, он, как можно небрежней.
-Девушка? - с ноткой то ли зависти, то ли сарказма спрашивает его собеседник.
-Нет, - усмехается Сергей. - Просто куча дел. Я позвоню завтра.
И вот он снова остается один. Путь предстоит еще довольно долгий, а полупустой автобус прекрасно располагает к размышлениям. Молодой человек снова закрывает глаза.
-Почему, чем старше бабушка, тем она добрее? - слышит он звонкий детский голосок где-то совсем рядом с собой. Сергей без труда понимает, кому этот голос принадлежит. С противоположной стороны, через проход от него, у окна сидит белокурая девочка, а рядом с ней — ухоженная, довольно красивая пожилая женщина. Вопрос ребенка интригует молодого человека и он с интересом ждет, что же ответит бабушка.
Помолчав, она говорит, слегка повернув голову в сторону внучки:
-Потому что с возрастом люди многое понимают. Становятся добрее и терпимее, - молодой человек случайно встречается с женщиной взглядом, но глаза ее ничего не выражают: она вся погружена в собственные мысли.
-Но ведь дети тоже обычно добрые! - резонно возражает девочка, и Сергею остается только удивиться, как ему, студенту престижного московского ВУЗа, сразу не пришел в голову этот контраргумент.
-Правильно, - женщина только улыбается. - Дети и старики обычно самые добрые — произносит она прописную истину.
-Но почему? - продолжает свои расспросы белокурый ангел.
Женщина вздыхает, поправляет идеально уложенные волосы, едва тронутые сединой, и начинает говорить:
-Потому что молодые не обременены еще заботами. Они свободны. Только дети и старики способны понять, что здоровье и хорошее настроение — самое главное, этого им и достаточно для счастья. А у взрослых слишком уж много проблем. Они очень часто ругаются.
Следуя какому-то необъяснимому инстинкту, Сергей опускает взгляд на руки женщины, сложенные на коленях,и видит, как она неосознанно потирает безымянный палец на левой руке. Кольца нет, но непосредственный жест, с которым она прикасается именно к этому пальцу, говорит о том, что она его когда-то носила достаточно долго для того, чтобы сформировать привычку.
Услышав простое слово «ругаться» среди бабушкиных философских размышлений, девочка цепляется за него, как за ниточку, и уводит разговор в сторону от первоначальной темы.
-А я вот стараюсь никогда не ругаться, - важно говорит она.
Сергей не может сдержать улыбки, глядя, как светлые волосы рассыпаются у нее по плечам, так естественно и безупречно-красиво, что хочется прикоснуться к ним, лишь бы убедиться, что она — не эфемерный ангелочек, а настоящая. Это вечное желание взрослых— доказать рациональность окружающего и получить все, что хочется, так быстро, как это только возможно.
-Даже когда мы с мамой ругаемся, я часа два поплачу, но целый день — никогда, - продолжает малышка. - А когда меня отпускают погулять, я всегда иду, лишь бы только не ругаться. Или сплю как можно дольше — ведь во сне ни с кем поссориться не получится!
В восторге от ей же придуманного способа избежать ссор, она горящими от гордости глазами смотрит на бабушку, но та кажется по-прежнему глубоко задумчивой.
Тогда девочка продолжает.
-Я раньше всегда пораньше ложилась спать, потому что знала: наступит новый день, и всё будет по-другому. Правда, когда я была совсем маленькой, я еще сильнее в это верила. Даже утром не торопилась вставать — так дольше сохраняется надежда, что все изменится, и новый день наступает быстрее!
-Нет, - снисходительно улыбается женщина. - Новый день наступает тогда, когда должен: по расписанию. Просто во сне тебе кажется, что время течет быстрей. Хотя на самом деле, чем больше времени мы тратим на сон, тем меньше у нас остается на реальную жизнь. А про перемены, это ты верно сказала. Каждый день нам должно казаться, и кажется, что все может измениться. Даже взрослые в это верят, правда с каждым годом все меньше и меньше, - глаза женщины темнеют, и Сергей понимает, что в этот момент она вспоминает о чем-то очень личном. - Но надо понимать, что если мы сами ничего не делаем ради этих перемен, все останется по-прежнему: и завтра, и послезавтра, и через несколько лет. Поэтому глупо прятаться во сне, отодвигая подальше реальные моменты. Ведь чем скорее начнется новый день, тем больше шансов у тебя сделать его самым счастливым днем твоей жизни.
Девочка смотрит в окно автобуса и молчит, задумавшись. Сергею очень хочется узнать, как этот маленький философ понимает слова бабушки — истины, которые та искала годами, которые приходят вместе с мудростью, и, чаще всего, только в зрелые годы.
Молодой человек бросает взгляд в окно, и понимает вдруг, что уже его остановка. Ему очень хочется дослушать разговор до конца (девочка уже собирается еще что-то сказать), но он решительно встает и направляется к выходу: ни к чему бездарно тратить время на сон, когда ты в любой момент можешь начать действовать. 
Идя по-направлению к дому, юноша не перестает думать об услышанном разговоре. Не так ли все взрослые прячутся за учебой, работой, повседневными делами, только для того, чтобы ускорить приход нового дня, который обещает перемены, как эта маленькая девочка не спешит вставать по утрам, чтобы не разрушить мечты? Но новый день наступает всегда в одно и то же время — по расписанию. Так стоит ли тратить время на этот бессмысленный, по-детски наивный сон, когда в наших руках — все карты для того, чтобы действовать?
Уже почти подойдя к подъезду, Сергей останавливается, закрывает глаза и думает (под удивленными и оценивающими взглядами бабушек, теснящихся на лавочке возле дома):
Где он сейчас действительно хочет быть? Что он на самом деле хочет делать? С кем он хотел бы провести сегодняшний вечер, чтобы почувствовать себя счастливым?
И в этот момент сердце дает ему ответ. Это она. Девушка, на которую он очень давно смотрел, но не считал нужным торопить события. Девушка, с которой иногда обменивался приветствиями и парой ничего не значащих вопросов. Девушка, чей телефон у него откуда-то был, хотя он ни разу прежде по нему не звонил.
Чего он ждал? Нового дня? Подходящего момента? Красивого повода? Все это ерунда, сон, способ избежать реальности. Что, если кто-то другой уже понял или поймет это раньше него — что кому-то для счастья нужна та же девушка? Но, насколько юноша знал, у нее вряд ли было много поклонников. Не потому, что она была некрасива или глупа, просто относилась к тому типу людей, кому казалось комфортнее в одиночестве. Поэтому он всегда и думал, что торопиться ни к чему — что он всегда успеет пригласить ее куда-нибудь, начать общаться с ней чаще. Но... (юноша поморщился, презирая себя самого)... Как же низко и цинично это было: мыслить в категориях спроса и предложения. Это была девушка — человек, еще не нашедший свою половинку, а не товар, залежавшийся на прилавке, и тщетно ждущий своего покупателя. То, что она не была популярна, еще не значило, что она была недостаточно хороша для него. Не значило это, и что она могла ждать сколько угодно, пока он решится и позвонит ей, и расскажет о своих чувствах.
Новый день наступит по расписанию. Но мы сами способны сделать его самым счастливым днем в нашей жизни.
Юноша достает айфон, находит заветный номер и нажимает на звонок.
-Алло? - слышит он ее слегка удивленный голос.
-Привет, - хорошо, что по телефону не видно смущенной улыбки. - Это Сергей. Ну, тот парень, который почти всегда с тобой здоровается и даже пару раз спрашивал, как у тебя дела.
Она смеется, и это вдруг так просто сглаживает всю неловкость ситуации.
-Сейчас будет третий? - спрашивает она.
-Да, сейчас будет третий. Но ведь вопрос «как дела» не так прост, как кажется на первый взгляд. Лично я считаю, что это не телефонный разговор. Что, если мы встретимся примерно через час, и ты расскажешь мне, как твои дела? А еще о том, какие книги ты любишь, какие фильмы смотришь, с какой из своих детских игрушек ни за что не расстанешься, и чей голос заставляет тебя плакать, какое стихотворение в старших классах ты выучила наизусть для себя, а не потому что этого требовала школьная программа? Потому что всё это, я считаю, входит в маленький, потерявший для многих всякий смысл вопрос «как дела».
Девушка молчит, потрясенная такой откровенностью, и Сергей вдруг чувствует нарастающее волнение. Правильно ли он поступает, пользуясь в своих взрослых делах рекомендацией бабушки, поучающей внучку в автобусе?
-А знаешь, я за, - произносит вдруг девушка так просто и непосредственно, как будто они старые друзья. - Сегодня же суббота — день законного «ничегонеделания». И еще... я давно мечтала поговорить с кем-нибудь, кому действительно интересно узнать, как мои дела.
 


Рецензии