История, о которой не могу не рассказать...

Закончен рабочий день. На улице благодать! Из холодного прокондиционированного помещения вышла на прогретый осенним солнышком теплый воздух и ощутила себя почти в раю. Усталость как-то быстро схлынула и в голове сразу же замельтешили мысли о тех или иных делах, которых неплохо было бы осуществить по дороге домой.
Кузнецкий мост пестрил заголовками магазинов, банков, ресторанов, всевозможных кафешек. С Рождественки свернула на Пушечную.  Зашла везде, где запланировала и уже минут через десять была совершенно свободна.
Среди всеобщего погодного благолепия не давал покоя лишь только легкий голод. И даже не то, чтобы очень есть хотелось, а просто душа требовала некого расслабления в виде маленькой чашечки кофе, ну, и, может быть легкого салатика.
Внимание привлекла ярко-оранжевая вывеска ресторана «ЯПОША» уютная летняя веранда с деревянными столиками. Всего три столика, один занят. Зашла. Села. Взяла меню. Изучаю… Официанты явно не торопятся, да мне и ни к чему. Спустя некоторое время зашла на веранду пожилая женщина. Сия фигура сразу привлекает внимание, потому, как пожилые люди по ресторанам-то особенно не расхаживают. Вошла. Села за единственный свободный столик. Разложила газету. Покрутилась, чувствуя себя явно неудобно. Берет газету и пересаживается за мой столик. Усаживается напротив. Я поднимаю взгляд, явно недовольный и вопрошающий. Вообще как-то не принято подсаживаться за уже занятые столы, даже если там есть свободный стул... Женщина, перехватив мой взгляд, хорошо поставленным голосом, четко выговаривая каждое слово, спросила: «Я Вам не по-ме-шаю?». «Училка» - подумала я. Сделав секундную паузу (для понятливых), беззаботно произнесла «Нет, пожалуйста…». Бабушка невозмутимо расположилась с газетой прямо передо мной. Я почувствовала легкое смущение.
Наконец подошел официант. И прежде чем я успела открыть рот, бабушка так же членораздельно выговаривая каждое слово, потребовала пригласить к ней «кого-нибудь главного». Официант откланялся и ушел. А я так и осталась с открытым ртом.
«Сейчас что-то будет», подумала я. Мелькнула идея достать диктофон или включить скрытую камеру, чтобы потом повеселиться на досуге. Мне представилось, что эдакая старая коммунистка пришла в ресторан качать права, может жалобу какую хочет написать. Короче, происходящее представлялось более чем интересным. (Потом мне будет стыдно за такие фантазии).
Еще через несколько минут перед нами предстала молоденькая девушка в белой форменной блузочке, с бейджиком на груди. Представляется менеджером данного заведения. Я застываю в ожидании.
- Не могли бы Вы дать мне чего-нибудь поесть… бесплатно? – неожиданно смутившись, попросила женщина.
Да-а, такого поворота я конечно не ожидала.
Менеджер, слегка растерявшись, развела руками, сказала, что такие вопросы решать не полномочна, но обещала узнать и удалилась.
В некотором замешательстве я продолжала изучать меню, но уже с другой целью. Меня интересовало, какие блюда ресторан гипотетически может себе позволить «подарить» клиенту в такой ситуации. Самыми бюджетными оказались вареники с картошкой за 98 рублей ну, и, пожалуй, сок 90 р. за стакан.
Прошло еще минут десять, когда менеджер опять явилась пред нами. Сокрушенно помотав головой и разведя руками в стороны, очень красноречиво дала понять, что в просьбе отказано.
- Спасибо – сказала бабушка и уткнулась в газету.
Я была раздавлена. ЗА ЧТО СПАСИБО? Захотелось закричать ей! За вежливый отказ? За то, что не выгнали? Не оскорбили? Не ударили? Черт возьми! 188 рублей для пожилого голодного человека, это что, край для японского ресторана? Или к ним каждый день и пачками приходят голодные старики?!
Наконец-то подошел официант (эдак минут 20 ожидания) Я заказала салат и кофе. И, даже не задумываясь, тарелку вареников и стакан сока. Официант удалился.
- Извините, как Вас зовут? – спросила я женщину.  Она подняла настороженный глубокий взгляд.
- Валентина Ивановна…
- Валентина Ивановна, разрешите мне Вас угостить?
- Что, простите?
- Разрешите Вас угостить, повторила я свою просьбу.
- Что Вы! – испуганно заговорила женщина. Это совсем ни к чему! Я не могу Вас… у Вас… на глазах выступили слезы.
- Ведь для них это ничего не стоит… Спасибо Вам… Я не хотела… Дай Вам Бог!..
Разговорились.
Я 50 лет проработала в школе (отдаю дань своей интуиции!) учителем русского языка и литературы. И теперь выброшена за борт этого большого корабля под названием «Страна Советов» Страна, в которой я работала, отдавала детям все, чему сама училась, все что умела и знала.
Тем временем принесли наш заказ.
Валентина Ивановна жадно выпила сок, оставив чуть-чуть на запить, и аккуратно работая ножом и вилкой, съела свое угощение.
Мы долго разговаривали. Валентина Ивановна с удовольствием говорила о своей бывшей работе, об учениках, которые ее не забывают, и явно избегала вопросов о семье  детях. Видимо так случилось, что их нет.

Я люблю свою страну. Страну, в которой живу и работаю. Худо-бедно, но работаю, чтобы хватало, ни то, что бы на жизнь, а на самое необходимое и еще на маленькие радости. У каждого они свои.
Но стоит ли любить страну, которая унижает своих стариков нищенской пенсией, грабит народ налогами, комиссиями и не ценит самое дорогое – преданность своему Государству.


Рецензии