9. Совет картинной галереи и всякая суета

НА СНИМКЕ: Розенфельд Лев Мпркович (1911-1993), д.т.н., профессор, ст. научный сотрудник института тепловизики, председатель Совета картинной галереи Дома учёных СО АН.

Во время войны Л.М. Розенфельд - доцент кафедры холодильных машин Ленинградского института холодильной промышленности. При строительстве "Дороги жизни" через Ладогу была успешно реализована одна из его научных идей.


Лев Маркович Розенфельд сам нашел меня. Немолодой осанистый человек с бородой зашел ко мне в кабинет (у меня никто никогда не ждал в приемной), деликатно выждал, пока я закончу разговор, и представился. Он был доктором технических наук, заведующим лабораторией Института теплофизики. Я его много раз видел в нашем дворе, поскольку он жил в соседнем доме №7А. Случайно оказалось, что Макаренко поселился в том же подъезде, что и Розенфельд. И, это удивительно, Розенфельд оказался довольно крупным коллекционером живописи.

Впоследствии я несколько раз был у него дома. На стенах двух комнат из трех висели в два ряда картины. Мебели там не было никакой. Или это мне показалось? Из запомнившихся – у него был Рерих и полтора десятка, а может и больше работ Зинаиды Серебряковой. Тогда она еще была жива, жила в Париже, и ей было 80 лет.

Лев Маркович заговорил со мной о картинной галерее Дома Ученых. Он случайно услышал, что она будет создаваться, и засыпал меня вопросами, как я вижу ее работу, с чего мы начнем и еще сотней других. Я ему отвечал как есть, что мы начнем с работ художника Жигалко, дарителя картин, как и обещали ему. Что планов на дальнейшую работу пока нет. Рассказал про Макаренко, к которому он сразу отнесся очень настороженно, хотя я ему о моих впечатлениях ничего не говорил.

Я рассказал ему о планах по созданию Совета картинной галереи и спросил, может ли он порекомендовать кого-нибудь в состав совета.

Через два дня Лев Маркович пришел не один, а еще с двумя людьми примерно пятидесятилетнего возраста. Они представились научными сотрудниками институтов, любителями живописи. Теперь они втроем засыпали меня вопросами о картинной галерее.

Затем по предложению Розенфельда был составлен список членов совета Картинной галереи. Это происходило в период, когда еще не был создан и Совет самого Дома Ученых. Он еще тоже обсуждался. Поэтому в середине марта первый состав Совета картинной галереи был утвержден Л.Г. Лавровым от имени Президиума СО АН. (не знаю, согласовывал он это с М.А. Лаврентьевым) и мной от имени ОКП. Розенфельд в этом Совете был председателем. Ни В.И. Немировский, ни Макаренко в Совет не вошли: вхождение Немировского мы посчитали ненужным, – он был директором Дома ученых и не должен был входить в советы всех дочерних учреждений Дома ученых, а Макаренко – неэтичным, – он в Академгородке пока себя никак не проявил. Тем не менее, я издал распоряжение, в соответствии с которым Макаренко Михаил Янович назначался и.о. директора картинной галереи Дома ученых, хотя такой ставки и не было. Но это сразу придавало ему вес, и Макаренко был доволен. Его вообще формальности не интересовали.

Напомню, что в 1966-1967 г.г. формально существовало два штатных расписания Дома ученых. Одно - Дома ученых СО АН, другое Дома ученых ОКП СО АН. Немировский был директором Дома ученых ОКП СО АН, а ставка директора Дома Ученых СО АН вначале была занята директором столовой, расположенной в т.н. Малом Доме ученых, располагавшемся в коттедже в Золотой долине.

Тем не менее, штатное расписание Дома Ученых СО АН было большим, т.к. в нем были предусмотрены должности всего административно-хозяйственного и производственно-технического персонала (ставки Управления делами), включая зам директора Дома Ученых, а также персонал, отвечающий за культурно-массовую работу (художественный руководитель, руководитель музыкального салона, руководители кружков, клубов, планирование работы Малого зала Дома Ученых).

Весь персонал обеих структур был подчинен Владимиру Ивановичу Немировскому. Это сразу расширило наши возможности в оказании кадровой и финансовой помощи уже действующим кружкам и клубам и позволило создавать новые. Кроме того, Владимир Иванович получил возможность планировать мероприятия Дома Ученых, составлять сметы на расходование средств не только через ДК Академия (по профсоюзной линии), но и линии СО АН (здесь сметы утверждались Л.Г. Лавровым) из бюджета Управления делами.

Одной из первых была смета на организацию выставки картин А.С. Жигалко, – фактически на создание картинной галереи.

Продолжение следует:


Рецензии