Первые о себе

Я раньше не любила фантастику. Она казалась мне искусственной, пустой игрой в альтернативные реальности. Разве мало действительно важных тем в этом мире, чтобы еще нагромождать бесплотные тени иных миров? Но потом я поняла, что все, придуманное человеком взамен фактической объективности – это ни что иное как зеркальное отражение самого важного, что есть в его внутренней реальности.
Когда фантастика смешивается с действительностью это провоцирует прорыв наружу душевной иррациональности. Например, если вам предлагают завербоваться для создания первого поселения на далекой планете Марс или отправиться на покорение недоступных ранее северных земель.

Проект по набору десанта колонизаторов на красную планету сопровождался попыткой тысяч людей со всего мира изложить концепцию самих себя и своего поступка в анкете, видеообращении или просто в своих мыслях.

Такую же внутреннюю работу проделали многие великие первопроходцы, которые оставили записки, тексты интервью, где пишут о самых себе, о том, что ими движет в отказе от безопасного, спокойного существования. Первопроходец – это тот, кто нарушает границы устоявшегося человеческого опыта, расширяет их, используя как средство реализации фантастических планов ресурс собственной жизни.

Стало интересно поискать примеры таких записей первопроходцев о самих себе, о том, как они видят собственную миссию. Вот некоторые мои находки.

Христофор Колумб – посланец бога

Наверное, нет более яркого примера первопроходца в масштабах человеческой истории. Колумб – величина вечная. Сам о себе он говорил: «Господь сделал меня посланцем нового неба и новой земли, им созданных… и туда Господь указал мне путь». Чувство собственного предназначения, вера в собственную избранность делает человека самоотверженным, готовым жертвовать собой. Но ведь эта вера на чем-то зиждется? Может быть на гордыни или на выдающихся результатах. Или на высоких оценках окружающих? А может действительно глубокое религиозное переживание собственной миссии…

Юрий Гагарин: космический романтик

Очень трудно что-либо писать про первого нашего космонавта. Став символом эпохи в стране с директивной идеологией он практически был лишен возможности донести до нас свою реальную человеческую индивидуальность. Могу верить только его словам и немгогочисленным видеозаписям, хранящим образ живого парня. Вот тут он говорит о себе, уникальная Его слова: «Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?» звучат по-мальчишески романтично. Он искренне верил в политическую религию великой страны, в которой жил. Страны, где каждый такой же простой и совсем не великий может победить силы природы. А он - всего лишь один пример из поколения социалистических победителей. Он был скромным тружеником, дисциплинированным, ответственным. Фактически семь лет не принадлежал себе, жизнь была расписана по минутам, даже пребывание в семье. И при этом я верю в ту душевность и доброту, которая сквозит от его образа. Быть первым космонавтом планеты – тяжелое моральное испытание, он справился с ним не хуже, чем с самим полетом.

Альберт Энштейн: радость удивления и открытия

Этот человек потрясает своим обаянием жизнелюбия, свежести в ощущении мира, людей, самого себя. Именно это вдохновенное целостное восприятие реальности было для него источником не только научных открытий, но и полного тонкой иронии отношения к самому себе. Вот несколько высказываний Альберта Эйнштейна о себе:
«Я чувствую себя настолько солидарным со всем живущим, что для меня безразлично, где начинается и где кончается отдельное.»
«Я хочу быть кремированным, чтобы люди не приходили поклоняться моим костям».
«У меня нет никакого особого таланта. Я всего лишь любознателен.»
«Я вовсе не так уж и умен, просто я больше просиживаю над вопросами».

Думаю, что именно способность чувствовать себя частью природы, вселенной и искренне и радостно удивляться новым гранят мира, сделала А.Энштейна великим первооткрывателем в науке.

Чарлз Дарвин: свобода мысли и плата за нее

Личная история создателя «Происхождения видов» - история преодоления запрета на познание, запрета не только внешнего, но и внутреннего. Подобно Еве в райском саду он сорвал яблоко своей теории, понимая, что теряет божественное расположение и спокойную жизнь.
Но так произошло не сразу. Он долго пытался сделать невозможное: найти доказательства того, во что следует просто верить, даже мечтал об открытии рукописей, которые «подтвердили бы все, что сказано в Евангелиях», но так и не нашел убедительных доказательств.

Для Дарвина очень важен проницательный и живой взгляд на науку, историю и природу. В Англии, где религия была идеологической доктриной и являлась условием социального статуса, открытый отказ от ее установок был неприличным, если не преступным. Отказавшись от должности приходского священника, он мог свободно мыслить. Но даже бросив вызов церкви он так и не получит полную свободу от своих личных религиозных чувств. Всякий раз будет уклоняться от каких-либо публичных высказываний о религии, ссылаясь на свои более чем скромные умственные способности, особенно в метафизических вопросах: «Тайна начала всех вещей неразрешима для нас, и что касается меня, то я должен удовольствоваться тем, что остаюсь Агностиком».

Георгий Седов: национальная гордость и честь

В 1912 году Седов в проекте первой русской экспедиции к Северному полюсу: «Промысловые и научные интересы Северного Ледовитого океана начали привлекать к себе всеобщее внимание чуть ли не с X столетия. Человеческий ум до того был поглощен этой нелегкой задачей, что разрешение ее, несмотря на суровую могилу, которую путешественники по большей части там находили, сделалось сплошным национальным состязанием; здесь, помимо человеческого любопытства, главным руководящим стимулом еще безусловно являлись народная гордость и честь страны.

В этом состязании участвовали почти все страны света, включительно до Японии (к Южному полюсу). И только не было русских, а между тем горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия полюса за Норвегией. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг...» (Царское правительство и полярная экспедиция Г. Я. Седова. «Красный архив», 1938, N° 3, с. 22-24. ).
Национальная гордость не была для него пустым звуком и я думаю, что мнение о полном разрушении этого чувства у моих современников категорически ошибочное.

Михаил Ломоносов: наперекор судьбе

Мать Михаила умерла, когда ему было 9 лет. Отец после этого еще дважды женился, но сыновей у него больше не было. Тем не менее был он к сыну очень суров, часто бил и унижал его и Михаил отвечал отцу ненавистью и презрением. Через много лет М.Ломоносов написал о себе: «Меня оставил мой отец и мать еще в младенчестве...». но не озлобленность или смирение возникли в ответ, а способность двигаться против течения, вершить себя своими руками. Сын крестьянина, обученный грамоте местным дьячком, он даже в Холмогорскую школу не мог ходить и при этом вошел в историю российской науки практически в качестве ее первооткрывателя. Стремление к познанию совмещалось в нем с обостренным чувством собственного достоинства: «Не только у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, ниже у самого

Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет». Он получал удовольствие не только от проникновения в суть вещей, но от преодоления трудностей, сопряженных с данной ему судьбой. Он писал: «ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит». Ломоносов знал цену своему разуму, был горд своими заслугами, которые дались ему вопреки всем преградам:

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Нил Олден Армстронг: способность сделать шаг

Американский астронавт, первый человек на Луне вошел в историю фразой, описывающей его собственный поступок: «Маленький шаг для одного человека - большой шаг для всего человечества». Я слышу в этих словах гордость и честолюбие целеустремленного человека. По свидетельству его коллег Нил Армстронг выделялся среди других летчиков-испытателей своей исключительной выдержкой и хладнокровием, за что получил прозвище «Ледяной капитан». Чтобы сделать шаг на новые планеты кроме смелости и выдержки новым первооткрывателям явно тоже потребуется жесткая самодисциплина, начиная от ответственной постановки цели, заканчивая умением объективно и без самооправдания оценить результат.


Вот несколько автопортретов личностей, которых по праву можно было бы назвать первыми в их деле. Среди тех, кто сегодня сидит на студенческой или школьной скамье, кто выстраивает план и стратегию своей жизни тоже есть будущие первооткрыватели. Их число ничтожно мало, но так и должно быть ведь идущих следом всегда больше. Важно понять, что ими движет, за реализацию каких целей они готовы платить своей жизнью, судьбой.

Хотелось бы верить, что мотивы первых, кто ведет за собой человечество по-прежнему чисты потому как от этого зависит выбор наших новых дорог.


Рецензии