Анализ психотипа

Анализ типа акцентуации личности по роману Джейн Остин
 «Гордость и предубеждение»
Мистер Дарси
Предметом анализа психопатии по классификации Ганнушкина я выбрала главного героя романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» - мистера Дарси. В произведении Дарси запечатлён холодным и чурающимся, человеком с большим чувством собственной гордости, которое частенько выражалось как наглость. Его отстранённые манеры и очевидное презрение ко всем людям, окружавшим его, заработали ему презрение Элизабет и многих других людей. Таким образом, я осмелюсь предположить, что мистер Дарси был аффективным психопатом, как бы это грубо не звучало, особенно от человека едва ли знакомым с психологией.
Несмотря на мою полную некомпетентность в данном вопросе, я всё же попытаюсь исследовать более глубоко этот тип акцентуации. Пожалуй, стоит начать с рассмотрения характера, поведения, слов и действий этого молодого человека. Прочитав роман, я могу выделить следующие особенности аффектного психопата в личности мистера Дарси: некоммуникабельность в общении с другими людьми, замкнутость, может быть даже черствость.  Так, например, меня заинтересовали слова рассказчика об этом противоречивом человеке: «Дарси был по-настоящему умён. В то же время Дарси был горд, замкнут и ему было трудно угодить. Его манеры, хотя и свидетельствовали о хорошем воспитании, не слишком располагали к себе окружающих». Какая интересная и необычная личность, вы не находите? Всё это свидетельствует о том, что он «всегда мрачен, уныл, всем недоволен и малообщителен с людьми. Что касается работы, то в ней он излишне добросовестен, аккуратен, исполнителен, так как во всем готов видеть осложнения и неудачи. Для него характерна пессимистическая оценка настоящего и соответствующий взгляд на будущее, в сочетании с пониженной самооценкой» (согласно описанию аффектного типа). Эта характеристика как нельзя точно совпадает с описанием этого типа акцентуации. Конечно же, здесь стоит уделить внимание тому факту, что у Дарси не такая уж и низкая самооценка, как может показаться на первый взгляд, исходя из его замкнутости и необщительности. Напротив, позднее в романе мы узнаем, что именно его высокая оценка самого себя мешает ему в полной мере отдаться чувству любви к Элизабет Беннет, и именно поэтому он боится сделать ей предложение, так как понимает, что «вступит в родство с теми, кто находится столь ниже его на общественной лестнице». Не является ли это доказательством невероятной гордости этого молодого человека? Что же…наверное, лишь это немного отступает от характеристики аффектного типа. Но, как мы знаем, не существует людей с ярко выраженным одним типом. В таком случае, может быть, стоит отклониться от описания доминирующего типа? Попробуем...
В романе мы встречаем такие слова, сказанные самим героем о себе: «Я и вправду лишен присущего некоторым людям таланта, — отвечал Дарси, — свободно болтать с человеком, которого прежде никогда не встречал». Ага, вот и оно! Википедия не даст мне соврать, что это ни что иное, как сенситивный тип: «Сенситивный (сензитивный) - люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание». Разумеется, нас не очень интересует подростковый возраст, ибо мистер Дарси уже давно вышел из него. Но, что касается всего остального, то нельзя не отметить совпадения с этим типом акцентуации. В романе мы находим этому немало подтверждений. Ведь невозможно не вспомнить, как мистер Дарси спас сестру Элизабет от позорного клейма, и сделал он это вовсе не для того, чтобы завоевать любовь мисс Беннет. Всё же, отвлечемся от любовного сюжета романа. Вот еще одно подтверждение сензитивности:  «Подобных притязаний, — ответил Дарси, — я не высказывал. Слабостей у меня достаточно. Я только надеюсь, что от них избавлен мой ум. А вот за нрав свой я бы не поручился. Возможно, я недостаточно мягок — во всяком случае, с точки зрения удобства тех, кто меня окружает. Я не умею забывать глупость и пороки ближних так быстро, как следовало бы, так же, как и нанесенные мне обиды. Я не способен расчувствоваться, как только меня захотят растрогать. Меня, вероятно, можно назвать обидчивым. Если кто-нибудь лишается моего уважения, то уже навсегда». Да, снова и снова слова мистера Дарси убеждают меня в правильности мыслей, высказанных выше, насчет его типов акцентуаций. Однако последнее предложение этого весьма небольшого монолога заставило задуматься. Он крайне обидчив, из чего следует, что он легко раним. А вот это уже совпадает с психастеническим типом акцентуации: «Психастеники легко ранимы, застенчивы, робки и вместе с тем болезненно самолюбивы». Я намеренно не стала брать полную характеристику психастеничего типа, так как не все соответствует типу личности мистера Дарси.
На основании этого небольшого исследования, можно сделать вывод о том, что  один человек, а именно одна личность, может обладать несколькими типами акцентуаций характера. Связь разных психологических типов порождает личность, Личность с большой буквы, которая координальным образом отличается от общей серой массы, способная самостоятельно мыслить и принимать решения, порой даже ошибочные. Позволю себе высказать, возможно, очень категоричное, резкое замечание. Наличие у человека всего лишь одного типа акцентуации наталкивает на мысль о крайней форме отклонения от нормы, нарушении высшей нервной деятельности. Но, так как мой герой совершенно обычный, нормальный человек, я не смогла унизить его, выделив лишь один тип, и постаралась разглядеть в его необычной личности несколько типов акцентуаций характера по классификации Ганнушкина. Итак, подведем итог, герой романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» мистер Дарси сочетает в себе такие типы как: аффективный, сензитивный и психастенический. Вполне вероятно, что при более детальном рассмотрении, можно найти черты и других акцентуаций.


Рецензии
Здравствуйте, Яна! Не буду вникать в тонкости психоанализа (замечу только, что Остин больше интересовала эволюция характеров героев, а не их психотипы), но писать о нём лучше грамотным русским языком, пусть он и не Ваш родной. "...мистер Дарси был аффективным психопатом, как бы это грубо не звучало, особенно от человека едва ли знакомым с психологией". Это предложение надо обязательно перевести на русский без ошибок. Успехов!

Ольга Не   02.06.2013 23:19     Заявить о нарушении