Ч. 60 Поменялся должностью с Лихачёвым
К слову сказать, когда я заинтересовался этим фактом, и стал изучать, всё, что известно о Всемирной Парижской выставке, то нигде в иностранной прессе того времени не обнаружил вообще никакого упоминания о Бутакове. Да и какой мог быть на той выставке авторитет у России, блиставшей на ней, в основном, трактиром купца Корощенко, археологическим отделом, императорскими конными заводами, ювелирными и художественными изделиями, образцами полезных ископаемых.
Один из русских посетителей выставки вспоминал, что в разделе машин «у нас почти ничего, стоит несколько орудий и пробитый блиндажный лист толщиной 4 мм. Тут же машина для сверления орудий. Все эти предметы, но гораздо лучше, можно увидеть в отделе Пруссии».
Григория Ивановича отозвали в столицу, чтобы сменить контр-адмирала Ивана Фёдоровича Лихачёва на должности начальника эскадры броненосных судов. Если первый раз, когда Бутакова назначили командовать канонерскими лодками, ему пришлось начинать с нуля, то теперь всё было иначе.
Самый трудный период создания эскадры и превращения её в боевое соединение достался Ивану Фёдоровичу Лихачёву, который поменялся должностью с Григорием Ивановичем, и отправился на его место морским агентом в Англию и Францию. Лихачёв был на шесть лет моложе, но нисколько не уступал Бутакову ни в каких вопросах.
Как и Григорий Иванович, он был участником обороны Севастополя, получил сильную контузию при взрыве баркаса с порохом, когда в него угодил вражеский снаряд, а по части морской опытности намного его превосходил, совершив плавание на Камчатку и в Ново-Архангельск.
Бутаков по проверенной схеме обратился к министру финансов, чтобы ему разрешили беспошлинно ввезти в Россию вещи, которые успела приобрести за границей Амалия Арсеньевна. Министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн, раньше трудился в морском министерстве и в своё время был одним из ближайших помощников великого князя Константина. По старой памяти министр разрешил не платить, но только за провоз личных вещей. За вино, материю и другие вещи «в товарном виде» к великому огорчению Амалии Арсеньевны пошлину пришлось уплатить как всем остальным простым смертным.
Краббе принял Бутакова очень любезно, после официальной беседы пригласил Григория Ивановича и Амалию Арсеньевну к себе домой. В общем, начало службы на новом-старом месте было неплохим.
Печальное известие получил Григорий Иванович в том году из Николаева: умер его отец в возрасте 87 лет. Остались мать, семь сестёр и четыре брата. Не все дочери удачно вышли замуж, некоторые очень нуждались и обращались за поддержкой к самому состоятельному брату, Григорию, чем вызывали раздражение Амалии Арсеньевны. Ну, её можно понять - кто же любит бедных родственников?
Началась десятилетняя служба Бутакова в должности начальника практической броненосной эскадры. Летом плавали, а зимой несли береговую службу, занимались теоретической подготовкой. Во многих книгах, авторы, всё положительное, что появлялось тогда в русском флоте, приписывают одному Бутакову.
Можно подумать, что на нём всё держалось. Конечно, трудно быть непредвзятым автором, особенно, когда хочется возвеличить своего героя. Хорошо тем летописцам, которые, как Пимен, добру и злу внимают равнодушно, но таких объективных авторов-историков мне встречать не доводилось. Равнодушных читателей видел, а вот авторов – нет. Я и сам не без греха.
Продолжение http://www.proza.ru/2013/06/04/983
На репродукции: Иван Фёдорович Лихачёв
Свидетельство о публикации №213060200742
И писатель не может быть равнодушным, зачем бы тогда писать. Вообщем, как говорит наш друг Рефат, "кто над кем властвует? Читатель над писателем или наоборот?"
С искренним уважением и неослабевающим интересом
Елена
Елена Ахмедова 08.02.2019 20:10 Заявить о нарушении
С искренним дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 09.02.2019 00:08 Заявить о нарушении