Четвёртый понедельник Октября. День Библиотек

                СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ БИБЛИОТЕКЕ*, КНИГАМ и ДЕТЯМ.

                АППЕРЦЕПЦИЯ
     "Ценность книги определяется не тем, сколько человек ее прочтет. У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия. Но именно из-за этого усилия и рождается эстетический эффект. Литературный фаст-фуд никогда не подарит тебе ничего подобного".
                Виктор Олегович Пелевин "Священная книга оборотня",  2004 год.

     Сохраняя верность печатному слову, я в мае 1980 году защитила диплом на дневном обучении сейчас уже Государственного Университета культуры и была направлена работать заведующей библиотекой* посёлка Лесной в Минском районе. В июне вступила в права и обязанности.
     Состояние книгохранилища было плачевным – за год здесь сменилось четыре работника, некоторое время она вообще не работала и, скорее всего, по этой причине из небольшого числа читателей процентов девяносто были задолжниками. Формуляры несли в себе фамилию читателя: на взрослых указывался адрес, на детских – школа (в то время одна). Паспортные данные, как и письменные просьбы (если ребёнок пришёл без них) родителей записать чадо в библиотеку, как в первых, так и во вторых документах, отсутствовали. Столбовым моим требованием стало – следовать правилам этикета регистрации в спецучреждение. Моё нововведение было встречено жителями в штыки. Один молодой человек голосом полным негодования поинтересовался, почему это я нарушаю закон, заглядывая в чужие документы? И услышал, что законодательством я не пренебрегаю – лишь им и руководствуюсь! Ему же по секрету скажу, что таким образом мужа себе ищу, а женщины и дети для андеграунда. Товарищ оценил шутку и растаял на глазах. Недавний «неодобрямец» тут же записался в библиотеку, предупредив меня, что ему скоро менять паспорт, и он принесёт обязательно новый для перезаписи номера... С этого дня никто на мою установку не сетовал.
     «Выуживая» должников: подворно, через кого-то, через паспортный стол (искала даже по бывшему Советскому Союзу четвёртый том Дюма) я нашла общий язык с подростками, и они стали часто заходить ко мне поболтать, а заодно расставить по полкам книги, провести уборку помещения и побегать по должникам. {Помогали они мне и в личной проблеме. В то время на весь посёлок был (как и у меня, выходной) один магазин (сейчас их количество явно перевалило за десяток, включая круглосуточные плюс минирынок, торговые киоски и палатки), который работал до 20.00. В эти часы заканчивалась и моя работа – сходить в магазин просто не было возможности, а завоз хлебобулочных изделий был после 18.00. До утра (мой рабочий день начинался в 12.00) выпечка редко долёживала. Вот ребята иногда и помогали мне в покупке штучных продуктов питания. Зато, не имея этой заботы, час-полтора после трудовой безобеденной вахты я проводила с ними: репетировали, возвращали на места книги и обменивались событиями проходящего дня}.
     Дружба с ребятами росла, а вот число читателей «топталось» на месте. И тогда я предложила моим юным помощникам создать клуб. Родился он 14 декабря 1980 года. Название взяли по сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», оттуда же девиз:
              «ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ ЗАСЛУЖИТЬ СЕБЕ БЕССМЕРТНУЮ ДУШУ И ОБРЕСТИ ЕЁ ЧЕРЕЗ ТРИСТА ЛЕТ».

     На заседание я, как руководитель, попросила  пригласить приятелей и родителей. (Последние большей своей частью пришли узнать, что это за клуб и чем в нём занимаются, но в последующие года тоже приводили на мероприятия знакомых и друзей).
     На ознакомительной встрече я рассказала о Книге. Что когда-то книги считались необыкновенной редкостью и ценностью. Что и сейчас есть книга «Манускрипт Войнича», которую никто не может прочитать, так как она написана загадочными буквами, на незнакомом языке, неизвестным автором, и только по рисункам можно представит себе раскрываемую в ней тему. (В то время я была уверена, что тайна скоро раскроется, но недавно через интернет узнала – над её разгадкой всё ещё трудятся умные мира сего /авт./)… Иметь одну-две книги в частной коллекции могли очень богатые, а потому считанные люди. Книги прятались ими в специальных охраняемых комнатах, и доступ туда имели далеко не все домашние. Большей же своей частью фолианты хранились при церквях и в монастырях, тогда-то и родилось заверение, что «монастырь без книги, что военный лагерь без оружия» (заменив «монастырь без книги» на «библиотеку без читателей»», эту паремию целиком и полностью я применяла к своему детищу /авт./). В перерывах между боями, люди шли к книгам и отдыхали, набирались сил, читая их. Когда приближался враг, в первую очередь спасали книги.
     В общественных библиотеках средневековой Европы книги хранились на цепях, и человек читал их, никуда не перенося. В начале семнадцатого века стали выдавать книги на руки, но заинтересовавшийся произведением, запирался в клетке. Узнали ребята и о том, как книги жгли, те, кто считал их врагами. Так было при царствовании инквизиции, так поступали фашисты во время Второй Мировой войны. При этом заострила внимание, что подобное безумие проходило под эгидой слов грибоедовского Фамусова из «Горе от ума»: “Ученье – вот чума, учёность – вот причина…Уж коли зло пресечь: собрать бы книги все да сжечь” и посоветовала прочитать или перечитать произведение после встречи. Не ожидала – желающих оказалось больше, чем рекомендованных экземпляров.
     В библиотеку люди валили валом. Читать приходилось самой много, чтобы, изучая вкусы читателей, знать, что кому порекомендовать: здесь были не одни книги – статьи из газет и журналов тоже шли нарасхват. При этом не только советовала и выдавала – по возвращении экземпляра я обязательно интересовалась мнением о прочитанном, которое слушали другие посетители, и обсуждаемая книга тут же находила нового читателя… Был и такой случай: человек принёс книгу и на ней был прикреплен листочек бумаги со словами: “Советую прочитать!”

     Не упущу случая похвастаться, что библиоклебов у меня не было.

     Ребята буквально рылись в книгах, выискивая материалы для постановок, и именно они предложили ставить отрывки из спектаклей, а затем предлагать дочитать её самим зрителям. У нас получился своеобразный буккроссинг (кстати, это модное в настоящее время «книгооставляние» на лавочках, уходит своими корнями в те времена, когда книги были рукописными и передавались, строго из рук в руки, очень надёжным и вдумчивым людям – об этом я тоже рассказывала ребятам) – прочитавший книгу приходил в библиотеку с другом, который по всем правилам становился моим читателем и тут же записывал на себя произведение печати – книговорот был на высшем уровне. Было мало книг, застаивающихся на полках – знакомясь с ними, я также повышала свой потенциал знаний и познаний. У меня была прекрасная возможность убедиться в том, что яркие мысли из книг, становясь цитатами и эпиграфами в жизни, ещё благоприятно отражаются на интеллекте и внешности в лучшую сторону, помогают смело смотреть в жизнь, быть рассудительным и человечным. А ведь ещё Чехов (врач и писатель в одном лице) заметил: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Кому как не ему это знать!
     Первым большим нашим совместным проектом был КВН. В последующие года (составы, конечно, менялись – дети росли, оканчивали школу и уходили в большую жизнь) мы раз, а то и два в месяц ставили спектакли не всегда вживую: кукольный театр, созданный своими силами, тоже пришёлся зрителям по душе. Не у всех получалось быть актёрами, некоторым это вообще не нравилось, но они выступали перед зрителями со стихами, песнями, загадками, фокусами, танцами. Я завела в библиотеке живой уголок, который украшали два аквариума, клетка с попугаями, коробки с хомяками и морской свинкой. Пока родители ходили между стеллажами, их дети стояли возле представителей фауны и не мешали им выбирать книги. Любители флоры развели в библиотеке цветы – множество разнообразных вазонов. Они за ними ухаживали: пересаживали, подрезали, поливали. Однажды девочка, не занимающаяся цветоводством, без разрешения подрезала цветок, чем навредила ему – та, которая посадила и холила растение, успокоила провинившуюся, что постарается спасти растение, а любознательную научит с ним и другими обращаться: “Всё ведь не так просто! Цветы живые, как и мы с тобой!” На следующем концерте они вместе рассказали разновозрастной публике об уходе за домашними растениями. К ним стали приходить за консультациями и отростками.
     Мои юные друзья-учителя устроили постоянно действующие выставки детского рисунка и поделок, на которую и взрослые приносили свои творения. Разрисовали стены холла, ведущего в библиотеку.
Как-то в разговоре с директором ресторана, которая зашла обменять книги и увидела репетицию, мы вдруг решили, что можно вместе сделать сладкий вечер для детей к какому-либо празднику – с нас бесплатная развлекательная программа, с них – сладкий стол, цена которого была купленный билет. Назвали мы это мероприятие «Сладкоежка». Всё прошло замечательно! После этого раз в месяц без всяких специальных дат выступления в освоенном помещении продолжались, и каждый раз наша программа была новой: с играми, конкурсами, обязательно с концертом и со спектаклем…
     Число читателей росло, и вскоре я сделала заявку на второго работника, а когда в 1993 году по вынужденным обстоятельствам ушла из библиотеки и серьёзно занялась журналистикой, то я уже оговаривала ставку для третьего сотрудника – сейчас их там столько и работает.
     Я по сей день дружу с ребятами уже взрослыми, авторитетными людьми. Их за время моей работы прошло через занятия в литературном союзе более пятьсот человек. Это был первый клуб по интересам в районе. Только через пять лет мой опыт занятия детей в свободное время стал воплощаться в жизнь. Писала о своей работе в местной, союзной и зарубежной прессе. На профстатьи реагировали со всех уголков страны, рассказывая о своей работе, и прося подробней написать о моей… Не упущу возможности отметить, что некоторые бывшие мои библиотечные корреспонденты, теперь постоянные читатели моих статей… "Слава моя не стареет, лук мой крепок" (книга Иова, 29:20)
     А вообще, у всех моих ребят есть специальности и образования. Какая гордость школе, которая, закладывая жизненный фундамент одинаково старательно в каждой отдельно взятой судьбе, терпеливо и грамотно вкладывала в их головы знания, позволившие им дальнейшее обучение в различного рода и уровня, учебных заведениях…

     Стараясь всегда держать под контролем своё прошлое, не могу не согласиться с утверждением Эрика Берна, которое я на днях вычитала в его книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»: “У каждого есть свой Взрослый”. Стала ли я им для своих воспитанников не знаю, но многие из них считают клуб своим Кораблём Детства…

     На аватаре:
     ПЕРВЫЙ КОЛЛАЖ.
1. Рисунок эмблемы (с моим лицом) и девиз клуба "Русалочка";
2. Фото моего читателя библиотеки и друга клуба: Участники клуба после "Сладкоежки" (Я в центре, рядом (в красно-чёрном свитере)директор ресторана. Это было первое выступление, после они проводились каждый месяц, и каждый раз ребята готовили свежую концертную программу с показом нового спектакля. На заднем плане чудесный ВИА ресторана, которым руководил тактичный и талантливый Валерий (в сером костюме и галстуке в полоску) – с нами они работали первый раз, а сложилось впечатление, что сотрудничаем мы давно.
3. Школьный КВН: Я – капитан команды.
     ВТОРОЙ КОЛЛАЖ "Мы начинаем КВН" – первое мероприятие клуба "Русалочка". Фото самого старшего члена клуба Андрея Морозова.
1. Команда девочек "Красная Шапочка";
2. Я и самая младшая член клуба Таня Метик, которую в этот день 19 мая 1981 года приняли в пионеры, даём весёлым и находчивым задание;
3. Команда мальчиков "Емеля-81".
     ВСЕМ СПАСИБО!!!

     ОТКЛИК В "ОДНОКЛАССНИКАХ" на этот материал:  Да, спасибо Вам за моё детство. Побольше бы таких людей встречать. [13.11.2018 21:40] Наталья Жуковская (Ланько).

     *Моя Библиотека смешанная: на половину для взрослых, а на половину для детей, то есть: детсадовская и школьная – для последней здесь есть как художественная так и учебная литература. Так что Международный День Школьных Библиотек (полное название мероприятия) к ней тоже относится. Праздник учрежден по инициативе ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается ежегодно в четвёртый понедельник октября.   


Рецензии
Спасибо Вам, прекрасно написано! И прекрасная жизнь за этим стоит.

С уважением - Сергей.

Сергей Лебедев 3   18.05.2014 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!:)

Синильга-Лариса Владыко   18.05.2014 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.