Очереди, очереди, очереди...
Очереди, очереди, очереди… Мне, кажется, что они сопровождали всю мою сознательную жизнь.
Вот она – моя первая в жизни очередь! Я совсем еще кроха, стою на черной крышке школьной парты, что выставлена вместе с другими в коридор, и смотрю через открытую дверь в класс. Там происходит что - то очень торжественное. Это очередные выборы. Сами выборы мне безразличны, я еще очень мала. Но рядом, в другом классе работает буфет и там мама стоит в очереди за копченой селедкой. Такую селедку я уже пробовала, и готова ждать сколько угодно, лишь бы она оказалась у нас дома: такая золотистая, жирная и очень вкусная. В обычном сельском магазине, где даже сахар дают по специальным пайковым карточкам, ее никогда не увидишь. Тогда я выстояла - эту свою первую очередь.
Шестидесятые годы. Мне лет четырнадцать. Вместе с соседкой идем в сельский магазин за хлебом, который привозят раз в три дня. Лето, в магазине духота, народу не протолкаться. Наконец - то, подходит и моя очередь, протягиваю продавцу деньги за хлеб и все: темнота! Очнулась на крылечке, куда меня вытащила соседка.
Мне семнадцать. Я работаю, и теперь должна сама думать о своем пропитании. Стою в очереди в овощном магазине за картошкой. Как назло завезли первые тепличные огурцы, но мне они не по карману, мне бы картошки купить. Последнее что помню, как я пыталась сесть на подоконник, а затем провал. Заботливые покупатели хлопают меня по щекам, расстегивают пуговицы и предлагают без очереди купить картошку. Где же вы раньше были…
Вот уже и замужем. Месяца через полтора должен появиться мой первенец. Я еще не знаю, кто будет. Но ребенок требует апельсин. Их как раз завезли в овощной ларек. На улице майский теплый дождь, стою под зонтом два часа за двумя килограммами апельсинов. Больше в одни руки не дают. Несмотря на мой большой живот, никто не предложил пройти и купить без очереди. Наконец - то, долгожданные фрукты у меня в авоське. Мокрая и счастливая сижу на скамейке и поглощаю оранжевое чудо! Хорошо, что очередь была на улице!
В областном центре колбасу можно купить только в специализированных магазинах, куда с соседкой и едем в выходной день первым трамваем, чтобы часа за два до открытия магазина занять и отстоять огромную очередь и купить сосисок, докторской и немного копченой колбасы. На ладони пишут номер очереди! Часа через три едем с покупкой домой, чтобы в следующий выходной повторить свой вояж!
Начало семидесятых. Мы с мужем живем в далекой от Волги Сибири, в городе атомщиков. В продуктовых магазинах никаких очередей, снабжение, как в столице. Очередь можно увидеть только за хрусталем или коврами. Ну, это не по мне. Жила без хрусталя - и дальше проживу. А вот за книгами приходиться занимать очередь с вечера. И снова будет давка, но главное, не упасть в обморок! Тогда точно не достанется Стендаль и Булгаков, хотя по наводке знаю, где они должны лежать.
Конец восьмидесятых. Снабжение становиться хуже и в нашем городе. За сапогами для меня муж и дочь отстояли почти сутки! Дочери надо зимнее пальто, узнаю через знакомых, что с утра будут «выбрасывать». Толпа, врываясь в магазин, чуть не сносит с ног. Хватаю первое попавшее, без размера, потом будем меняться! Слава богу, сумела - дочь в зиму будет одета!
Я так хочу шоколадных конфет, но в магазинах их давно нет. Они мне даже сниться стали, залитые волнистой глазурью. В начале марта позвонила знакомая, что в магазине будут продавать коробки «Ассорти». Толпа на улице, и хотя начало марта, в Сибири еще очень холодно. Отстояв часа два, получаю долгожданную коробку. Придя домой, обнаруживаю, что конфеты просроченные, просевшие и покрытые белым налетом. Обидно и хочется плакать!
Но скоро и этого не стало. Приобрести продукты и вещи, даже косметику, можно только по талонам. Мне выделяют один на женскую трикотажную кофточку. А у нас в семье три женщины: я и две дочери. Решаем, кому нужнее и отдаем младшей, она первокурсница.
Через два года СССР не стало. Не стало страны, в которой я родилась, училась, работала. Не стало страны, в которой родились, росли и учились мои дочери! Остались горечь утраты и радость от того, что с исчезновением страны – исчезли ненавистные мне очереди!
Свидетельство о публикации №213060200885
бесконечные очереди... Сегодняшняя молодёжь этого не знает и, естественно, в этом сомневается или просто - не верит. Ну, и пусть! И нам пора это забыть как сон! Всё! Поезд ушёл! Следующая станция - бандерная Украина. Не хочется об этом думать, но как быть - не смотреть телевизор? Не слушать людей? Гастрабайтеры уезжают - беженцы прибывают почти в таком же количестве. Только разница в том, что они приезжают к нам не работать, а жить...получать пенсии и всякие пособия. Все равно, мне их жалко! В СССР жить было спокойнее, достойнее, почётнее.
Извините, меня понесло. ☼ Ю.
Юрий Литвак 30.01.2015 16:53 Заявить о нарушении