Литература, школа, Дети, общество. ч 2
Хотя некоторые обречённо заявляют: «кто жил для людей – таких было мало и раньше, а сегодня единицы» - (А.Буряк). Смирившись с потерей страны, где только единицы думали о себе, за остальных думало государство, им кажется, что теперь никто вообще ни о чём не думает. Удобная обывательская позиция.
Поколение, родившееся в войну, сутками, не видевшее своих матерей, так и не дождавшееся с войны своих отцов, не выжило бы без чувства товарищества и братства! Босые, голодные, мы росли, с малых лет работали и учились, радовались, видя, как хорошеет с каждым днём жизнь вокруг нас. И только … . Извините, что отвлеклась от темы. Мы говорили всегда правду, не прячась за псевдонимы. Перед нами открывались двери любых кабинетов. Хотя, постепенно, чем лучше мы жили, тем сильнее, говоря словами Инны Кабыш, «жизнь сдвигалась куда-то не туда, в сторону полезного только для себя». И в этом немалая доля вины советского образования, в котором происходили реформы за реформами, съехавшие в никуда, этому способствовали Солженицыны и им подобные, их лженаука и лжекультура.
«Основой образования должно стать знание главных фактов мировой науки истории, основные достижения мирового искусства и литературы» - утверждает «Прокас». Это бесспорно. Но что такое есть урок литературы в понимании «среднего» ученика? Это что-то несерьёзное, лёгкое, не обязательное. «Не читаю, потому что не хочу, неинтересно», - отвечает он на упрёки учителя. Требовать от ученика читать то или иное произведение некорректно. Значит надо начинать урок с того, что волнует, с того, на что откликнется сердце подростка, с вопросов, на которые можно найти ответы в искусстве, отражающем реальную жизнь. Например, «Что такое счастье?» Ученик должен иметь широкий выбор произведений, предложенный учителем, умело ведущим ученика к решению волнующих проблем . (Как Инна Кабыш).
А как же наука? Как ставить оценки? Ведь «разговор» должен быть серьёзным, аргументированным. Поэтому и сам предмет изучения для старшеклассника должен быть трудным, сложным, необходимым, но притягательным, если хотите, возвышающим его в собственных глазах.
Оценка должна быть одна из двух – хорошо или отлично. Никаких баллов! Никаких полумер. Как должен называться этот самый главный предмет? А так и называться – «История мировой литературы и искусства», потому что школа не имеет права выдать аттестат человеку, не знающему основ мирового искусства. Всегда это только предполагалось, было желательно, но не требовалось - ни от ученика, ни от учителя, за редким исключением.
Во всех школах от моря и до моря один предмет – История мирового искусства. И – никакого сюсюканья. Русская, иностранная, национальная литература, изобразительное искусство, … в хронологическом порядке, на основе Мировой истории. Русский, чеченец, осетин или татарин – для всех одна программа, одни требования, разработанные Академией педагогических наук Российской федерации, возведенные в закон, который спаяет страну в нерушимый многонациональный монолит.
Только так можно «сохранить» русскую литературу, русский язык, развивать и совершенствовать многонациональную культуру. И главное – выработать у подрастающего поколения целостное глубокое понимание действительности и человеческой природы, научить сохранять свой собственный голос, голос совести, чтобы никакая неустроенность или одиночество не притупили её, что настоящее счастье – счастье остаться человеком, когда обстоятельства, инстинкт самосохранения толкают уподобиться животному. Успешность решения данной задачи зависит от программы по литературе, от безошибочного набора целей, направляющих и стимулирующих чтение. Об этом идут бесконечные дискуссии. К чему приведут они? Хочется, чтобы список произведений и вся программа была составлена мудро, не в угоду, тем, кто принесёт пользу лишь себе - прославится и обогатится незаслуженно.
Кого я внесла бы в заветный список? – Голсуорси! Джон Голсуорси в своей статье «Русский и англичанин» (1916г) дал восторженную оценку Тургеневу, Куприну, Горькому. Более того, он назвал черты русской литературы, отражающие русский характер: духовная и умственная честность, искренность, жажда истины о мире, « стремление понять» противоположное английскому – стремлению достигнуть.
Голсуорси пытается предостерегает соотечественников от стремления подчинить всю жизнь желанию любой ценой достигнуть положения в обществе, известности, душевного покоя, семейного счастья, множества других вещей, кроме одного – понимания правды жизни. Есть небольшая книжечка, десять маленьких новелл Голсуорси, рассказывающих о судьбах бедняков. Первая из них «Мастерство» - гениальная новелла о поразительно кропотливом умельце, честном человеке, преданном своему делу, любящем труд больше денег, больше собственной жизни. История мировой литературы и искусства содержит живой и чрезвычайно богатый материал. Использовать его надо только в великих и благородных целях.
Рядом с уроками литературы – всегда шли уроки русского языка. В русских школах этот предмет ученикам кажется лёгким до нудности, в национальной школе - воспринимается как ненужный, подспудно ущемляющий национальные интересы. А ведь это государственный язык, знание его необходимо. Но даже название предмета – русский язык иногда раздражает, вызывает негативные эмоции. Как создать приоритет изучения русского языка? Что должно не разобщать, а объединять? – Ответ один: возвысить престиж хорошего образования, поставить образование над всем прочим. Стране нужна образованная, успешная молодёжь. И здесь нужно идти по тому же пути – по пути усложнения. Необходимо добиться отношения к русскому языку как к настоящей науке. Для этого необходимо ввести в школах РФ преподавание нового предмета – языкознание, цель и содержание которого развитие навыков письма, чтения, общения на русском, национальном - языке РФ и на одном иностранном языках. Обучение должно осуществляться методом сопоставления, сравнения, подчёркивая историческую общность, единство, различие, тенденцию совершенствования и развития языков. Без языкознания нет, и не может быть, человека со средним образованием. Это естественный путь укрепления образования и одновременное законное снятие многих других проблем нашей многонациональной
Свидетельство о публикации №213060301053
Невольно вспоминаешь свою школу,
своих детей.
Конечно, я с Вами согласна, что
урок литературы должен начинать-
ся с того, что волнует. Надо за-
цепить ученика, посадить на крю-
чок.
Приступая к изучению творчества
нового писателя, всегда выбирала
самое интересное из его биографии,
чего,конечно, нет в учебниках.
Заинтересовала писателем - чело-
веком. Вот теперь смело приступаю
к "препарированию" его работ.
Вспоминаю с тоской...
С уважением!
Фаина Нестерова 04.01.2019 09:21 Заявить о нарушении