Рецензия на роман Галины Щекиной, Тебе всё можно

Новая книга Галины Александровны Щекиной безусловно событие в нашей новой литературе. И хотя в нём затронуты «вечные темы»: смятение молодого духа, поиски самостоятельного, собственного пути в жизни, вечный поиск родной души и любви, он читается с огромным интересом благодаря таланту автора, найденному ею стилю и сердечному «пристрастию» ко всему, что происходит с теми, кто рядом.  Одно из главных достоинств этой книги в том, что она живая, полная чувств и впечатлений молодости, которые автор, несмотря на зрелость, ни на минуту не утратила. Не ослабевающий, по мере прочтения, интерес к тексту поддерживается ещё и выбором сюжетной канвы – действие происходит на небольшом заводе вдали от центра огромной тогда страны – Советского Союза, у мелкого, тёплого Азовского моря.  Это тем более интересно, что на самом деле перед нами разворачивается не производственный роман, а жизненная драма, работающих на нём людей.  Как в капле воды отражается море, так в жизни этого маленького завода отражается ложность и гибельность способов управления нашей страной во времена «застоя».  Помните анекдот: государство делало вид, что платит нам зарплату, а мы делали вид, что работаем. Роман и об этом, и о том, как большая ложь на уровне государства, разрушала  и развращала людей.  Стоит ли удивляться тому, что мы сейчас имеем?

Каждый участник этой драмы вольно или невольно пронизан этой ложью, пребывает в ней и даже испытывает привычную в ней потребность, потому что так удобно жить, не надо ни о чём думать и всегда можно списать свои неудачи на кого-то другого. Не замечая, что в среде лжи не рождаются свободные и талантливые мысли, запросы публики не поднимаются выше популярных песенок, а потребности души заливаются вином, чтобы ничего не видеть и не слышать. Но вдруг оказывается, что человек остаётся человеком, только когда не всё можно, а многое нельзя, когда сам человек ограждает себя от зла запретами. 

Только два человека в романе восстают против лжи – Долганов и Лана, да героиня делает попытки разобраться в том, что происходит вокруг неё, и мечется, по неопытности, между массой, выражающей протесты только в болтовне, и между этими двумя людьми, играющими важную роль в её жизни. 

Обращение к производственной теме придаёт роману размах от личных переживаний героини до широкого описания общества того времени. Это особенно ценно на фоне сегодняшнего мелкотемья в прозе. 

Хочу отметить также, что роман явно носит автобиографический характер, и это добавляет ему жизненности и достоверности.

Сам текст романа представляет собой хорошо забытую форму «рассказа в рассказе», а ведь она помогает выдвигать на первый план дорогие автору мысли и чувства.  И хотя здесь явно допущена диспропорция дневниковых записей по отношению к тексту романа, которая подчас раздражает, но дневник написан, с моей точки зрения, так хорошо, что его просто жаль урезать.  Другое дело, что он начинает играть злую шутку с автором.  Дневник для меня, например, гораздо интереснее, чем всё остальное.  Мне кажется, что в дневнике героиня, Валентина Дикарева, гораздо более цельная и интересная личность, чем в той жизни, где «всё можно».  Здесь она стремится подняться над обыденностью, здесь она ищет себя и свой путь в жизни, находит неординарных друзей, у которых можно многому научиться. В тихой заводи Лиманска и в системной зависимости от завода всё это куда-то исчезает. Начинается чисто телесная жизнь героини, которую она едва может прервать для бесед с Долгановым, выводящим её к чистому искусству через понятные ей на тот момент образы «голых и нагих» людей и живописных полотен.

Интересен приём введения в текст писем Ланы.  Это, несомненно, приём, потому что использован курсив, отделяющий письма от остального текста.  Письма Ланы, старшей подруги, или наставницы Валентины, полны умных мыслей, философских рассуждений, литературных аллюзий и т.п. И здесь всё вроде бы хорошо.  И даёт надежду, что героиня всё же не упадёт в заводское болото и не растворится в нём. Но вот, что лично мне показалось, когда я раздумывала над образами Долганова и Ланы.  По сравнению с остальными многочисленными персонажами романа, такими живыми и сочно прописанными, они - люди-схемы: хорошие, порядочные, ищущие, борющиеся с ложью, но не достаточно живые.  Может быть, поэтому Валентина так до конца и не поняла их.  Она сотворила из них кумиров и любила их, а не людей, так часто бывает в молодости. 

К другим достоинствам романа можно отнести такие существенные признаки прозы Галины Щекиной, как портрет и диалоги.  Портреты персонажей настолько хороши, что хочется процитировать автора:

«В этот момент к ним в отдел вошёл Зяблик Пётр Иванович, директор данного завода. Собственной персоной. Такой старый поджарый подросток в голубой джинсовой паре, волосы ёжиком, глаза хитрые. А загорелое лицо стянуто вокруг глаз в ленинские лучики».

Два предложения и портрет живого человека готов, и чувствуется в нём отношение к этому человеку автора – блестяще!

Также метко и остро описаны характеры персонажей.  Например, тот же Зяблик характеризуется так:

«Но этот человек ничего не боялся, он давно отвык от состояния страха. Он был лётчик по профессии, недоучившийся лётчик, великий авантюрист, Остап Бендер соцреализма.  Он постоянно ходил между орденом и тюрьмою, между ненавистью и любовью».

Это написано так верно, номенклатурные работники тогда все ходили между орденом и тюрьмой.

Может автор дать убийственную характеристику персонажу двумя словами – Акс, выглядел, «как хек замороженный».

Следующий отрывок текста я отношу к стилевым шедеврам Галины Щекиной, здесь и образное описание призрачно-таинственного, красивого помещения, в котором живёт любимый героиней человек, и использование чисто стилистического приёма в описании внутреннего состояния Валентины:

«В комнате царил тот же самый мрак, что и в прихожей. В этом мраке очень тепло и радостно сиял большой аквариум с подсветкой.  Жёлтое искристое сияние, в котором постреливали красные и белые крохотные рыбки, бросало блики на меленький журнальный столик с чашками и большим заварным чайником в розах. Столик был на колёсах, а чашки были чёрные, а Валя была без памяти».   

На протяжении всего текста встречаются настоящие словесные находки, доставившие мне много удовольствия.  Например:

- «нежный ожог унижения» - удивительное поэтическое сочетание смыслов слов и стихотворная форма изображения;

- «баклажаны фиолетовые и толстые, как боксёрские перчатки» - какая точность описания предмета!

К самым большим достоинствам романа отношу описание традиционной казацкой свадьбы, от которой веет мощной самобытностью, вековыми обычаями, страхом за здоровье людей и народным юмором на грани фола. Когда описываются: ночная готовка свадебных кушаний в таком количестве, что можно полк солдат неделю кормить, при полном отсутствии, хотя бы одного туалета, бесконечная, грандиозная пьянка и поедание несусветного количества еды, и всё это из лучших чувств и побуждений.  Написан этот кусок текста так ярко, что остаётся стойкое впечатление, что я сама там побывала.

На фоне всей этой красоты особенно досадными кажутся многочисленные повторы, опечатки и неточности в тексте, которых я насчитала изрядное количество.  Повторы встречаются, на текстовом уровне - казацкую свадьбу дублирует свадьба подружки героини по общежитию. Несколько раз автор принимается описывать портрет жены главного инженера завода Марка Команиди, несомненно, колоритную женщину, но писать о ней в трёх местах - это уже слишком. Есть смысловые повторы в письмах Ланы.  Но чаще всего повторы встречаются на уровне слова. См. страницу 11 – «А вот так!»…»Во как»... «Вон как» - и всё это в пространстве двух-трёх абзацев. 

Об отдельных неточностях, может быть, не стоило бы и говорить, но они не украшают роман.  Например:

- «очень жаждала увидеть» - жаждала увидеть это уже очень;

- «гремели цепки моторных лодок», цепками в Геническе называли нательные цепочки для крестиков и украшений, а у лодок были массивные цепи, на которых держались чугунные якоря;

- «съев бабкин оладь» - всё-таки оладью;

- «она была такая зелёнка» - может быть это авторская находка, мне она такой не показалась;

- «Зяблику зяблик» - наверное, всё-таки опечатка, нужно было написать «Зяблику зябликово»;

- «чешская деревянная бижутерия» - я была в Чехословакии два раза, видела там и покупала только стеклянную бижутерию, производства известного всему миру города Яблонец;

- «и на меня пальцем тычут» - в меня пальцем тычут - не верится, что героиня может неправильно выразиться;

- «Иногда не надо думать, что ум всесилен» - я бы опустила «иногда»;

- «Тоха пёл «Имёджин» Лённона» - конечно же, опечатка - Тоха пел «Имэджин» Леннона;

- «сверчки сверчали» - дважды встречается в тексте, оправдано ли это стилем?

С  большей частью этих замечаний можно не соглашаться, я не обладаю истиной в первой инстанции.

И напоследок соглашусь с Ниной Веселовой в том, что можно закончить роман 255 страницей, или 259.

Всё сказанное на четвёртой и пятой странице этой рецензии никоим образом не отменяет замечательное и сильное впечатление, которое произвёл на меня роман Галины Александровны Щекиной, я читала его не отрываясь несколько дней и не жалею ни одной минуты потраченного времени. Хочется пожелать ей дальнейших творческих успехов.   


1 июня 2013 года
   

   
 

      

 
 


   


Рецензии
Татьяна Александровна, в этой рецензии я узнаю не только любимого нами автора, но и любимого нами человека, а, значит, она хорошо написана. Согласна с Вашими замечаниями по поводу диалогов и портретов, мне они тоже особенно нравятся у Г.А. Щекиной. Я еще не читала роман, и, признаюсь, меня несколько смущает его форма - производственный роман. Для меня это что-то из далекого соцреализма. Однако после Вашей рецензии я поняла, что форма не главное. Всегда хотела Вам сказать, что не только в этой рецензии, но и в других, в том числе и на мои тексты, Вы очень детально подходите к языку рассматриваемого произведения. Это кропотливый труд - заметить и указать на речевые и стилистические недочеты. Сейчас, когда авторы лишены возможности консультироваться с редакторами, он особенно ценен.

Наталья Мелёхина-Михайлова   04.06.2013 18:57     Заявить о нарушении
Наташ почему ты сказал про отсутствие редакторов? ты же лично знаеншь людей которые могут стать твоими редакторами:)))

Галина Щекина   18.06.2013 14:05   Заявить о нарушении
Речь идет не обо мне, а о ситуации в целом. У меня есть редактор в непосредственной близости (сидит за соседним столом на работе), есть и корректор (тоже на работе), но мне просто повезло. И Вам тоже повезло, у Вас есть друзья и помощники, например, Татьяна Александровна с ее чуткостью к языку. Но есть авторы, у которых нет такой возможности. Например, на "Плюсовой поэзии" таких было много, и именно поэтому они и участвовали в семинаре. Для них это была хоть какая-то возможность получить редакторские советы.

Наталья Мелёхина-Михайлова   19.06.2013 10:53   Заявить о нарушении
РЕПЛИКА НА ПОХВАЛУ РОМАНА ЩЕКИНОЙ "ТЕБЕ ВСЕ МОЖНО" ТАТЬЯНОЙ АНДРЕЕВОЙ В ГАЗЕТЕ "ПРЕМЬЕР"

"Новый роман Галины Щекиной, безусловно, событие в нашей новой литературе..." Читатель может подумать, что написан новый великий роман: "Мастер и Маргарита", "Чевенгур", "Доктор Живаго" или "Архипелаг ГУЛАГ". Простите, но вещь довольно средняя. Про массу исторических ошибок и мировоззренческих "ляпов" - я сейчас помолчу (зачем обижать человека?)... Вещь, как киносценарий для "перестроечного кино" года так 1988-го - это нормально. Для журнала "Юность" от годочка так 1987-го - просто блеск и "шедевр". Эх, ходить бы Щекиной Галине Александровне в "прорабах перестройки" вместе с Поляковым Юрием тогда... Только где ж "машину времени" возьмешь? Нет у нас такой машины... Недостатков у вещи достаточно (все, кому интересно - смотри мои комменты на тексты Щекиной). Пишу это не для пустых обид, а лишь для того, что бы автор узнал, что де "есть такая точка зрения"...

P. S.: Прочитал про "нашу новую литературу" и сразу же вспомнил из Александра Дольского:

Народу неизвестные поэты,
Создавшие по два десятка книг...

- говорилось, писалось когда-то про разнообразных "эпохальников" "времен застоя". Кстати, наравне с ними были всем и каждому знакомые - "старые" - Евтушенко и Вознесенский, Белов, Распутин, Астафьев и Быков... Не путать с "новоявленным" - сатирическим Димою...

Антон Тюкин   01.07.2013 12:19   Заявить о нарушении
Кстати, про "ложность и гибельность способов управления нашей страной во времена «застоя»".
Как известно, в "годы застоя" рост советской экономики составлял 5% в год. Для того, кто ничего не понимает в экономике объясняю - это темпы роста самой успешной на сегодня экономики Земного шара - КНР. В те "проклятые годы" были созданы с нуля КАМАЗ, Тольятти, начат БАМ, нужный нам сегодня в свете наших новых торговых отношений с Китаем, были выстроены БЕЛАЗ и МАЗ, АЗЛК в Москве (ныне - покойный), созданы десятки сложных производств, кораблей - атомоходов, например таких как "Ленин" и "Арктика", ядерные электростанции и научные центры в Сибири. Целые города - города буровиков и нефтяников, благодаря которым мы живем сегодня и живут Ваши дети. Протянулись через тундру и через тайгу нитки небывалых нефтепроводов, например таких как "Дружба" и "Уренгой - Помары - Ужгород". Не ходите "далеко". Припомните Вологду - в те "проклятые годы" было создано ГПЗ-23 с новыми жилыми массивами и "Оптика", была выстроена улица Мира, Политех - требовались инженеры на новые заводы и фабрики В ОБЛАСТИ (!). Почти в каждый дом в городе вошли холодильники, стиральные машины, телевизоры, многопрограммные приемники радио, проигрыватели и магнитофоны, современная мебель, ковры и хрусталь. Я, еще я помню "деревяшки" на Мира, на Калинина (Зосимовской) и на Ворошилова (Галкинской) - с деревенскими нужниками при каждом дворе, с печками, с поленницами дров... В каждой, пусть, лишь "всего лишь" 10-й семье появилась в те "проклятые годы" персональная автомашина. В нашем классе было 30 человек. В трех семьях были автомашины. Это были... семьи заводских рабочих... Жигули "Копейка" стоили 6 000 руб. Средняя зарплата инженера была 120 р, а хорошего рабочего 200 - 250. Для того, кто хотел жить лучше как можно скорее - были "великие стройки" Сибири, на которых ехали уже не по этапу, как при Сталине. При Брежневе в Сибирь ехали исключительно "за длинным рублем" - русские и дагестанцы, молдаване и азербайджанцы, латыши и казахи... Люди за сезон зарабатывали на пресловутую "Копейку",но не воровством, не плутовством, не спекуляцией, как ныне, а честным и нужным НАМ СЕГОДНЯ трудом. МЫ СЕГОДНЯ живем потому что ОНИ ТОГДА - РАБОТАЛИ... Да, была проблема дисциплины. Были анекдоты (люди не боялись сочинять и рассказывать их - время было "не сталинское" - ночью "черный ворон не заберет куда надо"), например вот такие, критические шуточки:" государство делает вид, что платит нам зарплату, а мы делаем вид, что работаем". Для кого это было "правдой"? Может, для того кто их придумывал? И где? В спекулянтской торговой "малине"? В редакции партийной газетенки, куда раньше 10 утра не являлся "ни один черт" (из воспоминаний современников)? Или в ЦК КПСС на Старой, в Институте марксизма-ленинизма, где к тем годам окопались разного рода подхалимы и ловкачи, разнообразные "говоруны" - будущие "прорабы перестройки"?
Извините, но только или совершенно беспамятно - безумный человек, или человек заведомо глубоко идеологически ангажированный живя в мире, где миллионы бездомных - бомжей живут на улице, молодежь покидает умирающую провинцию - работы там нет, где голодные дети - реальность, банальность и где беспризорники, проститутки, в том числе - малолетние - быт, где преступный разбой "выше крыши" - "все наше - смотри НТВ", в мире где для элементарно честно работающего человека за "свои кровные" не возможно иметь (купить!) не только самое, ну хотя бы элементарно - простое, благоустроенное социальное жилье, но и просто заработать на достойный прокорм, на одежду и на содержание детей - при нынешних грошовых зарплатах - может говорить и писать "такие вещи" про "проклятый застой".
Да, мы все не любили "застой", да мы все хотели шагнуть, говоря словами Карла Маркса, "из царства необходимости в царство свободы"... "Широко шагнешь - штаны порвешь" - говорят в народе русском. Но мы "это не знали" - мы "шагали" в истории не раз! То в "великий перелом 1928-30-го", то в "большой террор 1937-го", то в "священную войну" (идеологический фетиш нужный "новой" власти не меньше, чем "старой"), а то в "перестройку"...
- "Та политика - "застоя" - она была плохая..." - говорят нам некоторые "умники" и до ныне.
- "Что же, - отвечу я им, уподобившись на сей раз нелюбимым мой лично господам сталинистам. - В самом деле - плохая была. Даже очень плохая, что для всех кто так "делает вид, что работает" (смотри анекдотик - повыше) не ввела в строй Указы от 1940 года, где работа без увольнений с ненормированным днем, без отгулов и без отпусков, выходных. Так - не годы, так - десятилетия было (действовали Указы те аж с 1940 и по 1953 гг.). За опоздание на работу более чем на 20 минут - заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком до 5 лет... - это чтобы "вид не делали" разные умники Так получше?.. Зато к 1950 году по словам товарища Сталина "вывели промышленность на довоенный уровень". Неужели не знали?"
Великий писатель земли русской Иван Бунин в 1920-е годы писал, что на тот момент истории "большевистская революция не создала и свинcкой закутки". И правильно писал, ибо она создала все - и хорошее, и дурное - уже потом.
Безответственная же болтовня о том, что "большая ложь на уровне государства, разрушала и развращала людей" не создала в современной нам России ровным счетом ничего. Но разрушила - многое. И не только "железки", но и души, сердца и мозги. Это - пострашнее закрытых заводов. Говорил профессор Преображенский, герой всем известного "Собачьего сердца" Булгакова, что "разруха - не в клозетах, а в головах".
Демагогия и шум безответственный вечно вчерашней копошашейся "либеральной демшизы". И зачем он нам? Не зачем! Долой! По горло им сыты!
К сожалению, при современно "мышином" жизненном раскладе жизни огромной страны действительно стоит ли удивляться тому, что сейчас мы имеем? От пустого - пустое и есть. От нежити - только нежить и бывает. От безответственного крика - пустой звук.
- "Не штанов ни сошьешь, ни к карман, ни в живот не положишь." - говорят люди русские "про это", "такое".

Антон Тюкин   01.07.2013 13:45   Заявить о нарушении
И еще - совсем немного - ЕЩЕ РАЗ О ТОМ: “КУДА ИСЧЕЗЛА СОВЕСТЬ?” “МАЛЕНЬКИЙ” ОТВЕТ ДЛЯ АВТОРА РОМАНА “ТЕБЕ ВСЕ МОЖНО” ЩЕКИНОЙ ГАЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ - http://www.proza.ru/2013/07/04/955

Антон Тюкин   04.07.2013 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.