Царица над царями

Однажды 17-летней чемпионке Украины в толкании ядра Ирине Бугримовой приснился сон. В одеянии принцессы с длинным хлыстом в руке она мчится в римской колеснице, в которую цугом запряжены десятки огромных кошек с золотыми гривами. Их злобное рычание сотрясает воздух, из-под звериных  когтей, царапающих каменную мостовую, летят снопы искр.
 Когда Ирина проснулась, то не могла вспомнить, сколько диковинных кошек было в той упряжке. 80, а может, 100? Сбилась со счета…

 В 1967 году после окончания представления в Днепропетровском цирке, где Ирина Бугримова выступала со своим аттракционом, артистка приехала для интервью на местную студию телевидения. Автору этих строк посчастливилось в тот вечер быть дежурным или, как тогда говорили, программным диктором, и беседовать со знаменитой гостьей. 
 Минут за двадцать до начала эфира (раньше не получилось) Бугримова подъехала к студии. Режиссер теленовостей Николай Бондарчук  сразу познакомил нас. Я думал увидеть этакого гренадера в юбке: кто же еще может управляться с грозными хищниками! А передо мной стояла миниатюрная женщина с иссиня-черными волосами, хрупкая как статуэтка. При этом сразу бросились в глаза ее по-мужски крупные руки, усеянные бледными ручейками шрамов. Она держала маленького, почти игрушечного львенка.
 –  Не бойтесь! Погладьте! Котенку всего четыре месяца.
 Обсуждать вопросы, на которые предстояло ответить гостье, было некогда. Не оставалось времени и для грима, на что Ирина Николаевна отшутилась:
 – Львам я нравлюсь, и это главное.
 Гримерша все-таки обмахнула ее лоб и щеки мягкой кисточкой с пудрой.   

 Будущее с обложки

 В начале передачи маленький зверь спокойно сидел на руках Ирины Николаевны, потом она поставила его на журнальный столик, откуда, ослепленный светом студийных ламп, львенок мягко спрыгнул и отправился гулять по павильону. После передачи помрежи с трудом извлекли звереныша из-под декораций, куда он спрятался от людей и телекамер.   
 Мы с гостьей перешли в комнату дикторов, где нас ждал стол с чаем и пирогами. Там и продолжили беседу. Львенок по кличке Крэг мирно дремал на диване.
 Глядя на него, я спросил:
 – Львы?.. Почему вы решили дрессировать именно их?
 – Мне было лет семь или восемь, когда среди отцовских книг, который был известным в Харькове ветеринарным врачом, профессором, я обнаружила темно-зеленый томик с силуэтом льва на обложке. Стала его листать  – и поняла, что речь идет о каком-то Гае Юлии Цезаре. Папа рассказал, что он был римлянином, могущественным полководцем, которого современники часто сравнивали со львом. Много лет спустя, когда я уже хорошо изучила нрав этих огромных диких кошек, вспомнила слова папы. Лев не просто царь зверей, он, как и подобает владыке, горд и независим. Самые мощные и властные самцы, живя в стае, определяют личную территорию, недоступную для других: метят кусты и деревья и ревут. Львиный рык разносится по саванне на 8-10 километров!
 – И что же, рисунок на обложке так повлиял на ваше воображение, что вы решились заняться дрессурой?
 – Ну что вы! До этого было еще далеко! Моя мама, дворянка по происхождению, была натурой художественной: хорошо рисовала, играла на фортепьяно, фотографировала. Она увлекла меня не только музыкой, но и хореографией. С семи лет я посещала музыкальную школу и балетную студию при Харьковском оперном театре. А лет, наверное, с двенадцати стала активно заниматься спортом. Бегала кроссы, прыгала в длину, толкала ядро, метала диск и копье, стала даже чемпионкой Украины. Позже «заболела» мотоциклом… 
 В семнадцать лет я увидела тот самый вещий сон с колесницей и львами. Я не мистик, но думаю, что он в заметной степени определил мою дальнейшую судьбу.

 Трио «императоров»

 На «орбиту» цирка Ирину невольно вывел отец. Из-за отсутствия амбулатории заболевших животных Бугримовым приносили на дом. Кого тут только не было: собаки, кошки, козы, свиньи, овцы... Однажды привели во двор и оставили для осмотра… двугорбого верблюда. 
 – А мне хотелось бы полечить тигра или льва! – улыбается Ирина Николаевна. – Это в какой-то мере стало моей навязчивой идеей. – Мечтала не столько лечить, сколько воспитывать зверей с самого малого возраста. Именно воспитывать, – подчеркивает моя собеседница.
 Руководство Харьковского цирка стало приглашать Ирину как помощницу профессора ветеринарии для осмотра дрессированных животных. Тогда-то юная спортсменка и задумала стать артисткой цирка. Однажды за кулисами познакомилась с тренером по мотоспорту Александром Буслаевым. Сразу влюбилась в него, хотя мужчина был старше ее на 16 лет. Через некоторое время они поженились.
 У супругов  родилась идея невиданного в истории циркового искусства аттракциона  – «Полет на санях из-под купола цирка». Дирекции она понравилась и им разрешили репетировать,  снабдив необходимым оборудованием и реквизитом. 
 Номер получился эффектным: сани с артисткой неслись из-под купола по трамплину. Затем взмывали в воздух, пролетали через кольцо и приземлялись на страховочную сетку, натянутую над ареной. 
 Будучи натурой неугомонной и спорой на выдумки (сейчас бы сказали – креативной), Ирина довольно быстро охладела к номеру с санями, решив всецело посвятить себя дрессуре животных. Сначала подготовила аттракцион с лошадьми, а спустя полгода стала   присматриваться к хищникам отряда кошачьих. Поводом послужил ее разговор с руководителем Центрального управлением государственных цирков А. М. Данкманом, который давно хотел пригласить на арену женщину-укротительницу тигров или львов. В то время советский цирк жил амбициозными планами, толчком к которым в немалой степени  послужила отечественная  музыкальная кинокомедия «Под куполом цирка», поставленная  в 1936 году Григорием Александровым. Не сходил с арены и впечатляющий номер «Полет на Луну», с которым по СССР гастролировали американские артисты. Исполнительница главной роли Мэрион Диксон была очень популярна у советских зрителей. Чтобы «перевести стрелки», нужно было поставить оригинальный отечественный номер, способный затмить пресловутый «Полет на Луну». Намерение Александра Данкмана получило финансовую поддержку. Новой героиней, соперницей Мэрион Диксон, он видел Ирину Бугримову.
 Для начала она взялась сделать номер с леопардами, но уже вскоре поняла, что сенсацию на весь мир сможет произвести только аттракцион со львами, истинными царями зверей. Свои соображения на этот счет доложила руководству. Замысел одобрили, и вскоре Ирина стала обладательницей трех львят, которым хозяйка дала «императорские» клички – Кай, Юлий и Цезарь (судя по всему, не обошлось без памятной книжки из отцовской библиотеки).
 Осуществилась давняя мечта Ирины. Методов дрессуры львов тогда не было, поэтому  начинающей дрессировщице предстояло прокладывать собственную дорогу к успеху, двигаясь методом проб и ошибок, полагаясь на собственную интуицию.

 Не трюки, а маленькие спектакли

 До середины двадцатых годов прошлого века большое место на аренах немногочисленных советских цирков занимали иностранные исполнители, но постепенно их число сокращалось, и к концу тридцатых годов артистов из-за рубежа почти не осталось. Александр Морисович Данкман, возглавивший Центральное управление государственных цирков, по характеру был новатором. В частности, он впервые ввел в практику цирка институт режиссуры, при нем отечественные арены увидели много оригинальных номеров, не имевших прецедентов в мире.
 Шел предвоенный 1940-й год. Ирина Бугримова оказалась, что называется, на волне преобразований. Она выходила на манеж не просто с номером, а ставила маленький  спектакль. Львы выполняли невероятные по сложности номера: передвигались по канату, вместе с укротительницей качалась на качелях под куполом. Большой успех имели такие номера, как «Лев на мотоцикле», «Кресло смерти». 
 Всякий раз перед зрителями появлялась этакая женщина-вамп, в облике которой сочетались отвага и романтичность. Чего только стоил трюк «Кресло смерти»! Ирина садилась на своеобразный трон, два льва передними лапами опирались на его подлокотники, а третий – на спинку. Укротительница начинала кормить зверей мясом. При этом один из львов буквально дышал ей в шею. Это был огромный риск, но Ирина Николаевна доверяла своим питомцам.
 – Каждое мгновение я должна была помнить, что передо мной живое существо со своим характером, – рассказывала она. – Мало накормить, напоить зверя. Нужно было всегда помнить, что перед тобой – личность. Да, да!..  Низведешь льва до положения туповатой кошки, рискуешь собственной жизнью. Приведу лишь один пример львиного интеллекта. Как-то Таймур укусил своего собрата Кая. Тот истекал кровью и, рыча, никого не подпускал к себе. Только мой любимец Цезарь, пристально глядя товарищу в глаза, подошел к нему и стал вылизывать рану на морде. И не отходил от Кая до тех пор, пока рана не затянулась.
 Точно также Цезарь оберегал от неприятностей на арене свою «царицу». «Кошечки», каждая весом до 220 килограммов, нередко показывали свой страшный норов. Так в 1941-м году лев Юлий мощным прыжком свалил Ирину Николаевну, а Гай тут же вцепился в укротительницу. Чтобы спасти ей ногу, понадобилось наложить полсотни швов. Спустя пять лет она выдержала атаку Таймура. В 1955-м году во время представления лев Аракс решил «поиграть»: Бугримова махнула рукой, а он в ответ – лапой, и три оторванных пальца Ирины Николаевны повисли на сухожилиях. Превозмогая страшную боль, она довела номер до конца. Три года спустя во время гастролей в Польше Гриф задел лапой лицо Бугримовой. Сорвал кожу, повредил глаз. Она мужественно завершила выступление, то и дело промокая лицо салфеткой: глаз, залитый кровью, ничего не видел. Были и другие случаи. Когда Цезарь видел назревающий конфликт, он свирепым рыком отгонял своих собратьев от укротительницы. 
 Так, что называется, бок о бок они проработали 23 года. Уже будучи старым, Цезарь помогал воспитывать «молодежь». Практически до последних дней жизни он исполнял все основные трюки. А когда стал совсем немощным, Бугримова вывела его из состава артистов. Услышав в тот день знакомую музыку, под которую Цезарь ежедневно выходил на арену, он начал рваться из клетки – и в кровь разбил морду о прутья решетки.

 Тридцать литров кровушки

 Своих могучих и свирепых подопечных Бугримова дрессировала на протяжении 30 лет. За это время в «упряжке» ее колесницы (помните сон?) побывало около ста львов. Если бы в тот вечер Ирина Николаевна вспомнила, сколько раз подвергалась риску, будучи буквально на краю гибели, для нашей беседы не хватило бы всей ночи.
 – Наверное, литров тридцать своей кровушки я пролила за это время. Виной тому – «милые зверушки».
 Со своими питомцами Бугримова объездила полмира. Карьера, безусловно, удалась. Вот только личная жизнь выдающейся укротительницы, как и у многих артистов цирка, не сложилась. С Александром Буслаевым она давно развелась, а нового спутника жизни, способного быть ей ровней по характеру, так и не встретила.
 В семидесятые годы прошлого века народная артистка СССР, Герой Социалистического труда И.Н. Бугримова, награжденная многими орденами и почетными званиями, вела большую общественную работу, возглавляла Совет ветеранов Российской государственной цирковой компании, была членом президиума ЦДРИ, Общества защиты животных. Именем Бугримовой названа площадь в ее родном Харькове.
 Великая артистка ушла из жизни в возрасте 91 года, из которых 75 лет служила советскому цирку, завоевав отечественной школе дрессуры всемирную славу, а себе – негласный титул царицы над царями.

Ирина Бугримова с Цезарем.
Фото из Интернета.


Рецензии
Достойное эссе!
Спасибо большое!
С Новым годом!!!

Игорь Лебедевъ   01.01.2014 23:33     Заявить о нарушении
Благодарю, Игорь! Рад, что рассказ понравился.

Вадим Цимбалов   15.10.2015 17:17   Заявить о нарушении