Русская идея и грядущая Россия

                Русская идея и грядущая Россия.
                Взгляд из глубины.
 
                "Из глубины взываю к Тебе, Господи" (Пс. 129:1).

                «Я за идею мою стою…
                «Красотою мир спасется»…
                …Нет, не мечом, но духом возродится мир,
                и Россия найдет в себе силы сказать миру это
                великое слово – Возрождение…»
                «Всё в будущем столетии…
                Россия - новое Слово"
                (Ф.М. Достоевский).

                "Я ждал это время, и вот это время пришло"
                (В.Р. Цой).

                "...творцы духа суть живые очаги Родины.
                Назови мне, кто те пророки, гении и герои, перед которыми ты
                в любви преклоняешься, и я скажу тебе, какого ты духа
                и где твоя Родина...
                ...ей принадлежат и будут принадлежать наши помыслы,
                наши мечты, наши усилия и труды, ей и её грядущему,
                невиданному ещё расцвету.
                Это верно, так как есть Бог и благодатны пути Его..."
                (И.А. Ильин).

                "...какое новое слово этот новый народ скажет человечеству;
                что желает он сделать в истории мира?..
                ...идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени,
                но то, что Бог думает о ней в вечности..."
                (В.С. Соловьев).

                "...И восстанет новая Россия.
                Мы верим в это... потому, что знаем русскую душу,
                видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России,
                мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в
                основание русской истории, русского национального бытия"
                (И.А. Ильин).

                "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои,
                говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои
                выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших...
                Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, -
                оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то,
                что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его..."
                (Исаия 55:8-11).

                "Если есть тьма, должен быть Свет"
                (В.Р. Цой).

                "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его...
                Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете"
                (от Иоанна 1:5-8).

                ***

Данный текст есть творческая исповедь автора (что написана мной более десяти лет назад). Творческая исповедь как плод духовных исканий и переживаний, и как самооткровение личности. Но в тексте автор обращается к возрастающему молодому поколению, поэтому данный тест есть диалог, более того, даже металог - потому, что автор исходит из глубины духа и обращается к духовной глубине личности человека, совершая попытку первого шага ему навстречу и связуя в единое: и прошлое, и будущее, и настоящее. Но что для автора означает творческая исповедь? Исповедь есть прорыв духа, прорыв из глубины и в глубину как ввысь, прорыв как сокровенная тайна духовной реальности, самораскрывающейся в творческом акте любви. Творческая исповедь как обращение и шаг навстречу человеку. Обращение же автора к будущему поколению не есть моралистическое поучение, так как обращение означает диалог, связь и отношение с "ТЫ". И эта диалогическая связь "Я-ТЫ" предполагает отношение "МЫ", реальность отношения "МЫ". Есть духовное единство "МЫ", метаисторическое единство, означающее неисповедимый процесс самопознания и самоосознания каждой личности в духовной реальности всеединства "МЫ"...

                *** 

- Что означает "русская идея"? И зачем автор пишет это?..
- Существует ли русская Идея? На этот совсем не праздный вопрос есть серьезный ответ - что русская идея Есть, она существует. Западно-европейская мысль склонна к отвлеченным размышлениям: существует или не существует (свобода человека), если да, то как и зачем? Русская религиозно-философская мысль склонна к конкретизации и онтологическому вживанию в предмет. Что русская идея Есть - означает многое и Главное. Можно сказать, что русская идея Есть и то, и другое, и даже третье. И основное и глубинное мы не можем выразить рационалистически, но мы ведаем интуицию самого основного, глубинного, непостижимого. Мы только можем определенно и конкретно сказать, что русская идея непостижима, есть сокровенная Тайна.
Некоторые скептики и критики, посмеиваясь, скажут: "конечно, ведь сказать-то нечего. То, что русская мысль расцветала в 19-м и первой половине 20-го веков уже в прошлом. Что можно было выразить уже выразилось, исчерпало духовные и интеллектуальные запасы. Сейчас уже нечего сказать что-то новое, оригинальное, своё. Есть только два выхода, пути: следовать догматическим и философским канонам, создавать углубленную интерпретацию, экзегетическую стилизацию и все это создавать, при этом, внимательно вникая в западно-европейскую интеллектуальную мысль. Ведь, очень важно, что они думают о нас, какие мы и как мы...".
На подобные возражения мы только утвердительно можем сказать, что, конечно, так оно и есть. Русские всегда чтили традицию, так как традиция Православия или традиция религиозно-философской мысли есть основа русской Культуры и самоосознания. А европейская философская культура для нас, как родная семья. Мы о них более переживаем и думаем, чем чем сами за себя и чем они за нас. Но, ломая отвлеченную логику, мы исходим из того, что принимаем и то, и другое и даже исключительное третье с четвертым. В геометафизическом же смысле для России Запад, как родная семья, но ещё есть и Восток, который не менее родной семьи, а есть еще и Север, и есть еще Юг. Данные геометафизические направления для России означают христианский символ - Крест, который нужно понимать как вселенское предназначение, а не как "онтологическую смерть" - прекращение и забвение исторических путей.
Мы можем говорить многое и отвлеченно, но сегодня мы будем говорить главное и конкретно. Мы привыкли что-то говорить, всегда оглядываясь то на Запад, то на Восток, то на Север, то на Юг, при этом сидим и созерцаем на все четыре стороны, выжидая с надеждой, кто же нас поднимет на ноги. Мы привыкли к терпеливому ожиданию и благодатному созерцанию. У нас есть время, но уже нет сил ждать. И мы чувствуем, что пришло время - настал момент духовного осознания и перемен духа. Мы не строим умышленных концепций и программ действий, так как Россия - не есть русское поле экспериментов, которые в своих идеях всегда были отвлечены от реальной жизни и чужды русскому духу. Но и отвлеченные идеи в России всегда стремились воплотить в жизнь, стремились преодолеть антиномии действительности так, чтоб осуществить единство жизни. И порой, в действительности, это отвлеченное единство осуществляли кровью и насилием, от "воплощений" отвлеченных идей страдала матушка-земля, русская "почва", страдал русский народ. И, возможно, в этом коренится основа русской трагедии. Но возможно ли невозможное для людей - осуществление Царства Божьего на Земле в единстве с Богом?.. Кто может узреть пути неисследимые, кто может услышать пути неисповедимые? Мы много страдали оттого, что не слышали своего сердца, а лишь внешне подражали то Западу, то Востоку; стремились изменить внутреннее внешним, при этом не доставая и даже не чувствуя самой глубины, уродовали внешнюю действительность, отравляя жизнь духа, а глубинное уходило вглубь. И данный текст есть взгляд на русскую идею из глубины, из глубины духа человека, который долго созерцал и это созерцание охранялось молчанием. И первое слово будет словом осознания, осознания глубинного "МЫ", в котором все сразу...

Русская идея Есть, но есть ни то, ни другое, ни там, ни тут; она не есть физический предмет или вещь для постижения. Русская идея есть духовная реальность, есть реальность Духа. Она и во мне, и в тебе, и в нас. И мы хотим постигнуть её. А это означает постигнуть глубинное и последнее. Но постижение последней тайны предполагает особый путь, который не есть путь обладания какой-либо вещью и её присвоения лишь для себя, как "моё" (вещь в себе и для себя). Этот особый путь есть путь стяжания Духа - есть чистый дар Божий; есть переживание, через которое я осознаю, что это истинно моё потому, что и есть истинно твое. Первично человеку даруется жизнь, а с жизнью Любовь и в любви человеку даруется осознание последней глубины, как непостижимой Тайны. И трепетное осознание Непостижимого для осознающего раскрывается как откровение, откровение любящего сердца. Русская идея есть непостижимая тайна, и для постижения путей её требуются творческие усилия: и мои, и твои, как духовные творческие усилия.

                ***   

- Пути русской идеи? Что мы можем сказать нового?
Тот, кто говорит, что все пути исчерпаны и сказать что-то новое уже нечего или излишне - просто отрицает русскую идею, и её отрицание ведет к отрицанию духовной основы человека. Но это и есть самое главное и последнее: человек в его духовной основе есть последняя тайна Божья, непостижимая глубина Духа, Который "дышит, где хочет". И русская идея как последняя Тайна, тайна глубины духа в человеке может ли быть исчерпана? И эту Тайну разгадывали и выражали Ф.М. Достоевский и Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и И.А. Ильин, Н.О. Лосский и Б.П. Вышеславцев, и многие другие русские религиозные мыслители...
"И ныне нам более, чем когда-нибудь подобает верить в Россию, видеть её духовную силу и своеобразие, и выговаривать за неё, от её лица и для её будущих поколений её творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною" - говорит И.А. Ильин в статье о русской идее.

Но что означает русская идея, как национальная? Неужели И.А. Ильин говорит о обособленности и замкнутости русского духа? Конечно, нет. И, вообще, что означает национальная идея, каков её русский дух? Нам важно раскрыть онтологический и пневматологический пласты русской идеи, как национальной. Русская идея как идея национальная есть едино-соборно церковно-православная и народная идея. Ибо "...Её возраст есть возраст самой России. А если мы обратимся к её религиозному источнику, то мы увидим, что это есть идея православного христианства. Россия восприняла своё национальное задание тысячу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия" - этими пророческими словами И.А. Ильин завершает свою статью о русской идее.
Но каков характер русского православия или каков характер православия на русской "почве"? "Русское православие воспринимает Бога любовью, воссылает Ему молитву любви и обращается с любовью к миру и к людям. Этот дух определил собою акт православной веры, православное богослужение, наши церковные песнопения и церковную архитектуру. Русский народ принял христианство не от меча, не по расчету, не страхом и не умственностью, а чувством, добротою, совестью и сердечным созерцанием. Когда русский человек верует, то он верует не волею и умом, огнем сердца" - подчеркивает И.А. Ильин. И по И.А. Ильину: "Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца... Русская идея есть нечто живое, простое и творческое".
Наверное, в этом и есть глубинное основание и духовное средоточие русского человека. Идея русского человека исходит из глубины созерцающего сердца. В этой духовной глубине и сосредоточивается божественное и человеческое во всеединство, как выражение и воплощение любви и творчества.
"Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо... Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою. И при всем том, первое проявление русской любви и русской веры есть живое созерцание... Но сердце и созерцание дышат свободно. Они требуют свободы и творчество их без неё угасает. Сердцу нельзя приказать любить, его можно только зажечь любовью. Созерцанию нельзя предписать, что ему надо видеть и что оно должно творить. Дух человека есть бытие личное, органическое и самодеятельное: он любит и творит сам, согласно своим внутренним необходимостям. Этому соответствовало исконное славянское свободолюбие и русско-славянская приверженность к национально-религиозному своеобразию. Этому соответствовала и православная концепция Христианства: не формальная, не законническая, не морализующая, но освобождающая человека к живой любви и к живому созерцанию. Этому соответствовала и древняя русская (и церковная, и государственная) терпимость ко всякому иноверию и ко всякой иноплеменности, открывшая России..." - непостижимые пути к христианскому пониманию своих задач.

Итак, русская идея в её религиозно-онтологическом источнике есть идея православного христианства. Вопрос и сущности русской идеи есть и обратный вопрос о непостижимом источнике православного христианства. И в своей первичной интуиции И.А. Ильин выражает глубинную основу русской идеи как идеи православной, подчеркивая, что русская идея есть идея созерцающего сердца и что она есть творческая идея нашего будущего.
И глубину мысли И.А. Ильина как бы подтверждает С.Л. Франк в своем "Философском дневнике":
"...Существо бытия есть творчество. Это видно по высшей инстанции бытия - духу, которого само бытие или присутствие равнозначно творчеству... В началах творчества и любви есть что-то общее... Путь вглубь и путь вширь суть два разных (но всё же внутренне родственных)пути к Всеединству. Абсолютное есть творческая любовь, или любящее творчество. Бог есть любовь (апостол Иоанн), и Бог есть творческая сила...".

Непостижимая тайна русской идеи сокровенно укоренена в излучающем, любящем сердце человека, которое излучает любящее творчество. Поэтому русская идея есть идея творческая, исходящая из глубины духа. И из глубины духа русские мыслители устремляли свой взор в глубину грядущей России, поколения которой, исполняя заветы духовных отцов и братьев, будут воплощать в жизнь соборную творческую идею - идею потаенного сердца, излучающего любящее творчество.
Русская идея историософична, профетична и эсхатологична, всегда устремлена к концу (как в смысле к завершению), к последнему. В русской религиозной философии свершилось самоосознание русской идеи, осознание предназначенных творческих путей и осознание личной ответственности за всех, как несение тяжелого крестного пути в глубину истории.

Русская идея и выжидание конца (конца света), ожидание худшего - несовместны.
И русская идея и любящее творчество, как преображение последнего - нераздельны.

Русская идея есть непостижимая тайна, тайна глубины человеческого духа, основа которого укоренена в Боге и который раскроется, подобно цвету радуги, в откровении излучающего сердца, излучающего любящее творчество и творческую любовь. Ей опытно ведом истинный трагизм человеческого бытия, но также ей опытно ведом и истинный путь, непостижимый путь к Свету преображения.

И завершим текст словами И.А. Ильина, который предстает пред нами не как человек из прошлого, а как наш современник, созерцающий из глубины и указующий нам на все наши беды и жизненные кризисы, но и указующий на источник преодоления кризисов и преображения. И пусть читатель проникновенно прочувтсвует это созерцающим сердцем:

"...Мы, поколение нового времени, не должны предаваться иллюзиям. Переживаемый нами кризис касается не столько политики и экономики, сколько духа. Это - кризис духовный; истоки его глубоки и речь идет о последних вещах. Не следует преуменьшать трагизм эпохи. Надо найти в себе мужество и трезво оценить всё, что происходит вокруг; надо собрать свою волю, заглянуть правде в глаза и встать на путь обновления. Надо отряхнуться от мелочевки быта и посмотреть в даль, чтобы понять, куда правит мир, что нас ждет, что надо делать, чтобы избежать еще худшего и начать новую жизнь. Но дальнее видится только ИЗ ГЛУБИНЫ. Значит, нам надо спуститься в живительные глубины своей сущности, в ту самую духовную энтелехию, о Божественности первоисточника которой возвестил нам Иисус Христос... надо сосредоточиться на последних вещах нашей жизни; подключиться к ней живым созерцанием сердца, чтобы осознать, как должно быть, как есть на деле и чего нам всем недостает... Ибо тяготы нашего времени непомерны и преодолеть их можно только тогда, когда будут задействованы последние глубинные пласты человеческого духа, когда люди начнут своё возвращение к Богу... Близится час, когда мы, осознав неизбежность духовного обновления, станем искать помощи у Спасителя.
Мы живем в поворотное время: никогда прежде черная изнанка человеческой сущности так самоуверенно, так самодовольно не проступала наружу; ...никогда в распоряжении человека не было таких технических возможностей, таких разрушительных средств. Начинается перелом, и мы, как видно, находимся в центре его. Былое равновесие утрачено. Худшему извне, которое грядет, мы можем противостоять, только начав своё обновление изнутри... Современный человек должен понять, что судьба его зависит от того, что он сам излучает в мир, и притом во всех сферах жизни; что речь идет об очищении, об оживлении его сердца,  о его творческой самоотдаче... Только излучающее сердце способно обновить культуру; только в нем зарождаются новые творческие идеи" (И.А. Ильин).

И вот к созвучию мысли И.А. Ильина завершающие размышления Николая Бердяева:
"...В новую мировую эпоху входит новое христианское сознание и новая христианская активность. Такое новое христианское сознание с сильным профетическим элементом в России подготовляется... речь идет о гораздо большем, чем новое общество, речь идет о новом космосе..." (Н.А. Бердяев "Россия и новая мировая эпоха").

Как говорит Федор Михайлович Достоевский: "И почему бы это только мечта?"...

                "Но странный стук зовет: "В дорогу!"
                Может - сердца, а может - стук в Дверь.
                И, когда я обернусь на пороге,
                Я скажу одно лишь слово: "Верь!"
                (В.Р. Цой).



                26 мая 2002 г., Барнаул.            

               

               


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.