Турецкие хроники, 3 июня 2013

Господа модераторы! Это произведение спасено и будет размещено на другом сервере. Можете уничтожать его.
Я  переношу также на другой сервер и фотографии, и переписки, и комментарии, которые вы так безжалостно губите.
Автор - Николай Сологубовский



http://nikolaysolo.livejournal.com/990050.html

Турецкие хроники, 3 июня 2013.

Турция  обвиняет Эрдогана в государственном терроризме и требует его ухода.
Диктатор Эрдоган применяет запрещенное химоружие против турецкого  народа

Когда-то Эрдоган заявил в очередном приступе лицемерия:  Когда четыре турка восстанут против меня, я уйду в отставку во имя интересов народа!»
Сегодня десятки тысяч турок в 67 городах Турции  требуют его отставки.   И какова его реакция?
Эрдоган обвинил турок, своих критиков,  в экстремизме,  а внешние силы – в подстрекательстве!
И улетел в Марокко!
Erdogan : " Lorsque 4 turcs se r;volteront contre moi, je d;missionnerai pour l'int;r;t du peuple."

Турки против Эрдогана
В ночь на 3 июня  антиправительственными выступлениями были охвачены 67 городов Турции.
Ожесточенные столкновения демонстрантов в полицией произошли в старинном стамбульском районе Бешикташ, где тысячи протестующих собрались у резиденции премьер-министра Эрдогана, требуя его немедленной отставки, сообщает "Евроньюз".
К участию в протестах подключились многие предприниматели и оппозиция, которая выступает против долгого правления   Эрдогана и его исламистской “Партии справедливости и развития”.
Ни слезоточивый газ, ни водометы не останавливают протестующих, недовольных все более явными, по их мнению, попытками правящей партии Справедливости и развития “исламизировать страну”.   Эрдогана, который находится у власти уже более 10 лет, они обвиняют в “авторитарном правлении”.
В приморском городе Измире манифестанты подожгли местный офис правящей партии “Справедливости и развития”. Никто не пострадал, но зданию бы причинен значительный ущерб.
В Анкаре манифестанты, вытесненные с площади Кызылай в центре города, пытались прорваться в правительственную резиденцию. Полиция применила против них слезоточивый газ и резиновые пули. Десятки людей получили ранения.
Эрдоган утверждает, что он верен принципу светского устройства турецкого государства, а акции протеста назвал антидемократическими. По словам турецкого премьера, за протестами в его стране стоят оппозиция и группировки, которых поддерживают из-за рубежа.
Эрдоган заявил, что  протесты были организованы экстремистами, а сами беспорядки имеют целью отобрать голоса у его партии во время следующих выборов в 2014 году.
По данным правоохранительных органов, за последние два дня в Турции арестованы около 2 тысяч человек. По всей стране сообщают о сотнях раненых. Мечети, магазины и даже университет превратились в больницы.
“Yтро.ру” поговорило с одним из участников акции протеста в Стамбуле.
Молодой человек по имени Гюрай сообщил, что полиция действует предельно жестко и агрессивно. Для разгона манифестантов стражи порядка используют перцовый газ, срок годности которого истек еще в 2011 г., а также запрещенный в мире газ orange.
“Получившие химические отравления люди становятся буквально слепыми, не могут контролировать свои мышцы. Все тело сразу краснеет, и невозможно дышать. Ощущения такие, как будто умираешь”, – рассказал очевидец.
При этом полиция жестоко избивает пострадавших, продолжил он. “Кого поймают, доставляют в отделение и заставляют подписывать протокол. Кто подписывает, по сути, прощается со всеми навсегда”, – пояснил Гюрай.
Все эти дни протестующие строят против полиции баррикады, которые стражи порядка сносят бульдозерами, рассказал молодой человек.
При этом, с его слов, есть место и откровенным провокациям: “Раненые прячутся в мечетях, но они даже туда пускают газ”.
Гюрай привел несколько иные данные относительно количества раненых – протестующие заявляют, что таковых более тысячи.
“Эрдоган держит под гнетом всех: людей, журналистов, бизнесменов, полицию, армию. Это диктатор, который издевается над своим народом, а мы хотим демократии”, – добавил он.
Стрельба теперь, по словам нашего собеседника, происходит в Стамбуле каждый день. Стреляют по людям газовыми патронами.
“По правилам, они (полицейские) должны стрелять вверх под углом в 45 градусов, но они стреляют прямо по лицам. Многие получили тяжелые травмы. Рядом со мной был человек, которому огромный патрон попал в рот, весь газ проник в легкие”.
Такая агрессия со стороны полицейских привела к тому, что объединились “турки, курды, черкесы, все-все”.
“На площадях есть только сам народ. Даже болельщики футбольных команд “Фенербахче” и “Галатасарай”, ненавидящие друг друга, вместе защищают людей от произвола полиции”, – отметил собеседник.
Отвечая на вопрос, будут ли манифестанты протестовать до конца, Гюрай уверенно сказал: “ Конечно. Мы не хотим, чтобы кто-то пострадал, но мы хотим, чтобы Эрдоган ушел. Мы только протестуем и ничего не разрушаем. Мы хотим жить мирно. Мы знаем, среди нас будут раненые, кто-то может умереть, но ради своей цели мы готовы на все”.

Турция: профсоюзы призывают к всеобщей забастовке
3 июня  днем протесты в Анкаре возобновились с новой силой. Сотни студентов на улицах турецкой столицы бросали камни в полицейских, которые попытались рассеять толпу, вновь применив водометы и слезоточивый газ.
Молодежь крушила на своем пути металлические барьеры, которые коммерсанты установили для защиты своих лавок.
Сообщается о первой жертве антиправительственных выступлений. Двадцатилетний турок погиб после того, как водитель такси на скорости въехал в толпу протестующих. Еще четверо человек в результате этого инцидента были ранены.
Профсоюз госслужащих сообщил в понедельник о проведении в стране 4 и 5 июня всеобщей “предупредительной забастовки”. В заявлении профлидеров действия власти названы “государственным террором”, а правящая партия “Справедливость и развитие” “врагом демократии”.
More about: Анкара, Столкновения и волнения, Стамбул, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Турция

В Турцию пришла “арабская весна”
В ночь на 3 июня  антиправительственными выступлениями были охвачены 67 городов Турции.
Ожесточенные столкновения демонстрантов в полицией произошли в старинном стамбульском районе Бешикташ, где тысячи протестующих собрались у резиденции премьер-министра Эрдогана, требуя его немедленной отставки.
Начавшиеся мирно акции протеста против планов властей по уничтожению парка Гези в центре Стамбула переросли в антиправительственные выступления и не прекращаются вот уже 4-ый день. Ни слезоточивый газ, ни водометы не останавливают протестующих, недовольных все более явными, по их мнению, попытками правящей партии Справедливости и развития “исламизировать страну”. Премьер-министра Эрдогана, который находится у власти уже более 10 лет, они обвиняют в “авторитарном правлении”.
В приморском городе Измире манифестанты подожгли местный офис правящей партии “Справедливости и развития”. Никто не пострадал, но зданию бы причинен значительный ущерб.
В Анкаре манифестанты, вытесненные с площади Кызылай в центре города, пытались прорваться в правительственную резиденцию. Полиция применила против них слезоточивый газ и резиновые пули. Десятки людей получили ранения. Сотни демонстрантов в городском парке Анкары распивали алкогольные напитки, протестуя против вввденных на прошлой неделе ограничения на продажу и потребление алкоголя.
Премьер-минист р Эрдоган утверждает, что он верен принципу светского устройства турецкого государства, а акции протеста назвал антидемократическими. По словам турецкого премьера, за протестами в его стране стоят оппозиция и группировки, которых поддерживают из-за рубежа. По словам Эрдогана, беспорядки имеют целью отобрать голоса у его партии во время следующих выборов.
По данным правоохранительных органов, за последние два дня в Турции арестованы около 2 тысяч человек. По всей стране сообщают о сотнях раненых. Мечети, магазины и даже Университет преобразованы в больницы.
Утро 3 июня  в Стамбуле после ночи бурных столкновений демонстрантов с полицией. Коммунальные службы прибирают улицы, увозят мусор, пытаются привести в порядок развороченные мостовые. Владельцы частных лавок смывают с дверей антиправительственные лозунги. Проехать по отдельным магистралям по-прежнему невозможно – улицы перекрыты баррикадами. В ожидании новых выступлений и столкновений.
Асли Банкаси, студентка:
“Они хотят вернуться. Они хотят продолжить протесты. И дело не в деревьях, и не в парке. Все дело, что люди недовольны реакцией Эрдогана и его партии”.
Утреннее затишье было недолгим. Выступления в Стамбуле возобновились уже днем понедельника. Около тысячи демонстрантов, главным образом, молодежь вышли на улицу, скандируя “Тайип уходи”. Полиция применила для разгона толпы слезоточивый газ.
Выступления с требованием отставки премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и его правительства продолжаются в крупных городах страны с минувшей пятницы. Поводом стало намерение властей ликвидировать один из парков Стамбула, однако затем тысячи демонстрантов начали выдвигать политические требования – против против насильственной исламизации общества.
Эрдоган: в беспорядках виноваты “экстремисты”
Премьер-министр Турции Эрдоган заявил 3 июня, что беспорядки в стране спровоцированы теми, кто не смог победить правящую партию в честной политической борьбе. В аэропорту Анкары перед отлетом с визитом в Марокко глава кабинета обвинил в организации выступлений “экстремистские круги”, связанные с оппозиционной Народно-республиканской партией. Эрдоган призвал оппозицию выражать свое недовольство “в специально отведенных для этого местах”.
Реджеп Тайип Эрдоган:
“Что касается последних событий, то могу вам сказать, дорогие друзья, что наши спецслужбы уже работают. Но пока нет необходимости называть какие-то имена. Мы, впрочем, поговорим с их лидерами и если нужно, призовем их к ответу. Мы настроены очень решительно”.
По данным премьера, в ходе беспорядков в Турции пострадали 160 полицейских и около 60 гражданских лиц. Впрочем, ассоциация турецких врачей сообщает о тысяче раненых за последние три дня только в Стамбуле. Протестами охвачены десятки городов страны. Демонстранты требуют отставки правительства. Они возмущены попытками насильственной исламизации Турции.

Продолжающиеся акции протеста в Турции утянули вниз акции на Стамбульской бирже. Открытие торгов в понедельник ознаменовалось не только падением индекса Borsa Istanbul 100 более, чем на 6.5%, и лиры – до минимумов 16 месяцев, – но и увеличением страховых выплат по суверенному долгу Турции.
Инвесторов пугают не столько манифестации как таковые с их разрушением инфраструктуры, в том числе магазинов и банков, сколько отчетливо антиправительственный характер, который они принимают. Хотя кабинет министров заявил, что не отступит от планов сноса парка Гези, а президент Эрдоган призвал манифестантов свернуть акции протеста – параллельно заявив, что они спонсируются из-за рубежа, – размах протестного движения, охватившего уже более 60 городов, ставит под вопрос стабильность правительства.

О том, как Турция до этого дошла, рассказывает Игорь Семиволос, эксперт Центра ближневосточных исследований:
- Строительство торгового центра в парке возле площади Таксим стало последней каплей для недовольства нынешним турецким правительством. Ведь никогда не бывает одной причины. Есть целый комплекс глубоких подводных камней.
Во-первых, это грубость нынешней турецкой власти, проявившаяся в разгоне первого, экологического митинга. Это стало причиной массовых протестов на последующие дни, но только непосредственной, спусковым значком.
Во-вторых, это излияние давнего и тяжелого турецкого конфликта между светской и мусульманской частями населения. Как правило, такой конфликт острый и опасный для развития государства. Потому что он идеологический, принципиальный, основывается на представлениях о том, как должен быть построен мир и конкретное государство.
- Почему именно сейчас?
- Не только сейчас - огромные манифестации оппозиционных партий происходили в больших городах еще полгода назад. То есть, протесты происходят периодически. Но именно сейчас они набрали больше отрицательных впечатлений от правительства, и чирей начал прорывать.
Просто предыдущие манифестации устраивали республиканцы или националисты, светские политики, и соответственно, участие в них предусматривало так или иначе, что митингующие придерживаются определенной идеологии.
На Таксиме уже совсем не так. Там нет партийных флагов, и нет политической борьбы как таковой.
- Как правительство реагирует на это?
- Сейчас премьер Эрдоган старается не раздувать события. Ведь в самом начале своей политической карьеры он победил как мэр Стамбула. Его поддержали как сам Стамбул, так и другие крупные города.
Поддержал и весь турецкий средний класс. Люди хотели освободиться от коррупции и насилия националистов.
Потому что кризис перед его приходом был связан с тем, что откровенно светские партии не могли справиться с развитием страны. Они не могли продемонстрировать нормального управления государством и адекватного плана на будущее. И вот к власти пришли умеренные исламисты, или, сказать иначе, консервативные демократы. Они называют себя по-разному, в зависимости от аудитории. И возглавил их как раз Эрдоган.
Они смогли достаточно эффективно управлять страной. Сделали ставку на консервативный средний класс, и он поддержал новую власть.
Но   Партия справедливости и развития никогда не выступала за исламское развитие страны. Напротив, Эрдоган все время подчеркивал право человека быть либо не быть религиозным. То есть, хотел ввести демократические ценности в европейском смысле слова. Дать возможность всем вести себя согласно своим убеждениям. Они адаптировали европейское законодательство в Турции, особенно в области прав человека.
- Но боролись против военных?
- Да, потому что это борьба за ресурсы.  Эрдоган пытался укрепить свою власть, а демократия означала угрозу для светскости, которую должны были военные охранять. Это уже начало вызывать определенное сопротивление в обществе, особенно когда начали арестовывать генералов.
И вот правительство начало искать в обществе союзников,  Эрдоган средствами исламистов увеличивал свою популярность. Он в какой-то момент почувствовал, что не имеет политических конкурентов, потому что экономическая ситуация существенно улучшилась. Подумал, что теперь можно немножко пойти на уступки религии. Ведь они консерваторы сами по себе, просто раньше этого нельзя было делать.
Но вокруг спора между исламистами и светскостью идет много дискуссий, и это приводит к гражданскому конфликту, напряженности в обществе.
- Состоялось возрождения исламских традиций?
- Видимо так, потому что есть социальная база для такого возрождения. Есть средний класс, который согласился на определенный консерватизм для укрепления своих собственных позиций. Он, так сказать, купил у Эрдогана ислам, но в пакете с удобствами для себя. Поэтому это и стало модно.
- Кто сейчас протестует на Таксиме?
- Очень много пролетариев, часть горожан, плюс образованный класс, поддерживающий светскость государства. Там на самом деле большая смесь - интеллектуалы, националисты, республиканцы. Поскольку, опять-таки, не партии этот митинг организовывали, он получился очень стихийным.   Там собрались все группы, которые чувствуют опасность от распространения исламских тенденций.
Но определяющим для Эрдогана является то, как поведет себя средний класс. Потому что ему в принципе все равно. Он до сих пор поддерживал правительство только потому, что тот обеспечивал ему постоянно немало привилегий, а вовсе не из-за ислама. Если он почувствует опасность от Эрдогана в результате этих событий, то может поддержать и оппозицию.
Ведь власть уже начинает применять насилие, совершенно так же,  как до этого националисты. И никто не хочет попасть под горячую руку.
- Правительство может уйти в отставку?
- Не думаю. Как и не считаю это революцией, потому что еще слишком рано выносить долгосрочные выводы.  К тому же Эрдоган - очень упрямый человек, не пойдет просто так, а будет до последнего бороться. Тем более, парламент он контролирует. И опирается он на эти магические 60 процентов населения, которые его поддерживают. Это очень большая цифра, но она сильно зависит от того же среднего класса. Все довольны были тем, что государство их не трогает и позволяет развиваться так, как они хотят.  Но теперь общество столкнулось еще с одной проблемой - вопросом Ататюрка.
- Власть критикует его?
- Не столько критикует, сколько позволяет критику.    Ататюрк - это для турок "collective good", то есть положительный образец, воплощение лучших качеств. Его трудно отодвинуть куда-то в сторону, потому что он и является основателем нынешнего Турецкого государства. Но и не трогать не выходит, ведь  он   решительно  выступал против исламистов, репрессировал их.
И власть пыталась вопрос Ататюрка просто аккуратно обходить. Однако, когда конфликт в обществе назрел, где-то в последние два года происходит прямое столкновение сторон. И правительство позволяет десакрализацию Ататюрка.
Многие публичных заявления уже требуют его вынести из мавзолея, не говоря уже о том, что критикуют многие его реформы и вообще политику.
Другую часть общества это возмущает. Происходит радикализация, стенка на стенку.
Эрдогану нужно останавливать этот процесс, подтвердив светскость государства. Но он оказался между двух огней.
Ему нужна и мобилизация своих сторонников. Ведь премьер уже успел заявить, что могут выйти на улицу и его сторонники. Под какими лозунгами?   Если лозунги будут происламские, конфликт может приобрести совершенно непредсказуемое развитие. Потому что страна расколется.
- Оппозиционные партии используют эти протесты?
- Пытаются. Но оппозиционные партии не имеют такой поддержки в обществе, которую имеют эти митинги. То есть, трудно из них получить политические дивиденды. Поэтому возглавить протесты им не удастся.
- Как выйти из этого положения?
- Если заявлять о прекращении строительства на Таксиме, то это нужно делать сразу. Сейчас уже многие не очень и помнят, с чего началось. Беспорядки уже есть, уже разбивают магазины, автомобили и т.д., есть насилие. Митингующие уже требуют отставки правительства.  То есть, переговоры  уже почти невозможны. Все будет зависеть от человеческого фактора.  Т Эрдоган умеет держать удар и выходить из сложной ситуации. Думаю, ему удастся прекратить эскалацию и начать переговоры хотя бы с малого. Или прийти к компромиссу. Однако, неизвестно, что у него в голове. Может и использовать силу.
- Армия может поддержать протестующих?
- Это была бы очень удобна для Эрдогана ситуация, потому что он бы просто назвал все это "хунтой" и вышел бы с чистыми руками. Но повторения 1980 года (выступление армии) вряд ли возможно.   Ибо сам Эрдоган за годы своей власти сделал все возможное для того, чтобы создать несколько центров принятия решений в армии. Нет единого центра. Это ранее армия была отдельной, важным институтом. Поэтому не думаю, что военные поддержат протесты. Уже достаточно долгое время войско не вмешивается в политику. Перестало быть "четвертой властью".
Хотя, может вмешаться, если произойдет "кровавое подавление",  если  будут смерти. То есть, когда у армии будет легитимное право остановить беспорядки.


Рецензии