В. Бондаренко. Русский светоч

День литературы

Русский светоч

Владимир Бондаренко
30 мая 2013
 
К 90-летию
академика Игоря Ростиславовича Шафаревича

Он с детства огромным талантом своим был обречён на судьбу, а не на биографию. Редчайший математический дар. Говорят, если бы давали Нобе­левскую премию по математике, то обязательно вручили бы Игорю Шафареви­чу. Впрочем, у него и без этого хватает всех премий: от Ленинской до самых крупных международных. Член многих Академий. И везде в разное время оказывался неудобным лауреатом. Сначала в Советском Союзе дали Ленин­скую премию, а потом не знали, как её обойти, когда Игорь Ростиславович в 70-х годах стал выступать с резкими антиправительственными заявлениями... Хотели его к себе приблизить диссиденты, но и там не нашлось места ярко­му проповеднику русскости, Православия, национального Возрождения.

Как писал Александр Солженицын: "Две тысячи у нас в России людей с миро­вой знаменитостью, и у многих она была куда шумней, чем у Шафаревича (ма­тематики витают на Земле в бледном малочислии), но граждански — все ну­ли по своей трусости, и от этого нуля всего с десяток взял да поднялся, взял — да вырос в дерево, и средь них Шафаревич... Вход в гражданственность для человека не гуманитарного образования — это не только рост мужества, это и поворот всего сознания, всего внимания, вторая специальность в зрелых летах... А ещё Шафаревичу прирождена самая жильная, плотяная, нутряная связь с русской землей и русской историей. Среди нынешних советских интел­лигентов я почти не встречал равных ему по своей готовности лучше умереть на родине и за неё, чем спастись на Западе... Глыбность, основательность это­го человека не только в фигуре, но и во всём жизненном образе заметны бы­ли сразу, располагали..."

И это верно, Игорь Ростиславович притягивает к себе людей не панибратст­вом — здесь, скорее, интеллигентность, деликатность, чуткость, уважитель­ность даже в отношениях с оппонентами. Но — принципиальность, опреде­лённая резкость: с людьми ему неприятными здороваться, как делают иные, никогда не станет. Уйдёт в знак протеста с любого самого высокопоставлен­ного собрания, если при нём будут оскорбляться дорогие ему люди, истори­ческие ценности. Так было не раз. Зато защищать эти дорогие ему идеи он будет всегда мужественно. За друзей будет драться до последнего. И так тоже было не раз.
О совместной поездке в окопы Приднестровья в период ожесточённых воен­ных действий вспоминает Александр Проханов:
"Поразил Игорь Шафаревич. Интеллигент, учёный с мировым именем, уже немолодой человек, он шёл по простреливаемому мосту, не сгибаясь и не кланяясь пулям. Он чувствовал, что обязан и таким образом защищать Россию, русский народ. Он был в этот мо­мент воедино с казаками, сражающимися в Бендерах, с приднестровским ополчением... И мы любовались им".

Собственно, и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е, совсем уж позорные, годы, да и по сей день, несмотря на свой возраст патриарха, Игорь Ростиславович отстаива­ет одни и те же национальные интересы своей страны и своего народа. Он не был ни красным, ни белым, он чувствует себя русским патриотом, и дру­гим быть не хочет.

Когда-то в начале 80-х, во время новой волны гонений на всё русское, анд­роповской теории искоренения "русизма" среди интеллигенции, был вновь арестован известный писатель, давний друг и единомышленник Шафаревича Леонид Бородин. Он позднее рассказывал: "Маленькая деталь. В 1983 году следователь, который вёл мое дело, в заключительном своём слове при под­писании 201-й статьи говорил мне, что ещё не поздно раскаяться, и прочее, и прочее... И добавил: имейте в виду, всё кончено... Будем сажать. Я могу вам сказать, кто следующий — Шафаревич".

Позднее вся дружная команда из 5-го управления КГБ, искоренявшая "ру­сизм" по команде Андропова, успешно работала у одного из лидеров Все­мирного еврейского конгресса — банкира Гусинского, готовила новые про­граммы по искоренению "русизма". Филипп Бобков по-прежнему прислужи­вал властям, а вот русский патриот Игорь Шафаревич не стал перевёртышем, он по-прежнему оставался все эти годы на защите добра и нравственности.

Интересно, почему с давних пор именно математическая школа в России от­личается высоким патриотизмом? От великого математика Понтрягина до его не менее одарённого сподвижника Шафаревича... Почему почти нет тако­го патриотического накала в физике? Может быть потому, что математику называют "поэзией чисел"? А поэзия всегда национальна. Истинная поэзия все­гда народна. Не случайно Игорь Ростиславович так любит стихи.

Когда-то давным-давно Игорь Шафаревич был вундеркиндом. В семнадцать лет он уже закончил Московский университет, в девятнадцать — защитил дис­сертацию. В двадцать лет стал преподавателем математики в родном универ­ситете и с удовольствием занимался со студентами до тех пор, пока его не выгнали из МГУ за излишний для того времени "русизм". Но ещё молодым он успел получить дюжину разных премий, включая Ленинскую, и стать членом-корреспондентом Академии наук. Зато ждать полного академика ему при­шлось целых тридцать пять лет... Вмешалась политика. За сборник "Из-под глыб" его хотели выставить из советской Академии, а за "Русофобию" желали изъять уже демократы из американской Академии.
Удивительный народ всё же эти учёные! Математические заслуги Шафаревича неоспоримы, их и сейчас признают — значит, все разнообразные репрессии исключительно по идеологическим мотивам. Где же пресловутые права чело­века?

Историей Игорь Ростиславович увлёкся почти одновременно с математикой. Он и в ней видел свою системность, свою математическую красоту. Как вспо­минает Шафаревич, даже раздумывал — не стать ли историком. Но, помимо прочего, понимал большую скованность историка тех лет, отсутствие свободы исторической мысли. Вот этой свободой первых своих философско-историче­ских работ: о социализме, о музыке Шостаковича, о национальном вопросе в СССР, да ещё в национально-русском преломлении, блестящий математик вызвал огонь на себя. Как рассказывал мне Игорь Ростиславович, он никогда не посягал на саму государственность — наоборот, всегда был сторонником сильного государства в России, этим и тогда, в 70-е—80-е годы, отличался от бесчисленных диссидентских русофобских работ. Он изначально чувство­вал их чужесть для себя. Но своим поведением, смелостью, почти не существу­ющей в академической среде, он добился уважения в кругах, близких акаде­мику Сахарову. Тогда же его охотно прославляли в западной печати, ставили рядом с Солженицыным. Те же американские академии считали честью при­нять его в свои ряды...

Первый вызов элитный вундеркинд сделал, когда со своих лауреатских, ака­демических престижных высот осмелился заговорить честным русским голо­сом... И он был прав. Ведь эта ложь и лицемерие брежневского времени, это двуличие брежневской партийно-торговой элиты и привели в конце 80-х к краху и режима, и государства, и экономики, и науки.
Второй вызов — может быть, даже более могущественным международным силам Игорь Шафаревич сделал, когда со своих всемирно признанных высот не просто учёного, но и инакомыслящего правозащитника, соратника Солже­ницына и Сахарова, генерала Григоренко и Максимова, — позволил себе сна­чала написать, а потом и опубликовать в патриотическом журнале "Вече", вы­ходящем в Мюнхене под руководством национального русского журналиста Олега Красовского, свою знаменитую, ставшую ныне классической "Русофо­бию".

Она породила к жизни сотни новых работ, развивающих эту тему. Ею востор­гались Татьяна Глушкова и Станислав Куняев, Илья Глазунов и Геннадий Шима­нов, Георгий Свиридов и Татьяна Доронина. Пусть иные позже охладили свои восторги и, подобно Глушковой, превратились в оппонентов Шафаревича, но вся её поздняя публицистика происходит из "Русофобии". Как говаривали, все мы вышли из гоголевской "Шинели". Так и патриотика последнего десятиле­тия опирается на классический труд Шафаревича. Вначале, ознакомившись с текстом, иные именитые друзья советовали вообще при жизни его не печа­тать. Обкорнали "Русофобию" и в первом варианте в "Нашем современнике". Так жгла эта книга, так казалась невозможной к печати при любых условиях.

Начался новый этап жизни русского учёного, бесстрашного исследователя. С математической выверенностью Игорь Ростиславович описал процессы гло­бальной борьбы с русской православной цивилизацией во все исторические эпохи: как в царское, так и советское, а теперь уже и в антисоветское время.

Я прочитал "Русофобию" ещё в наборе, когда гостил в Германии у Олега Кра­совского. До этого уже читал и "Социализм как явление мировой истории", и сборник "Из-под глыб", где главными были статьи Шафаревича и Солженицы­на. И вдруг я увидел совсем нового для себя национального мыслителя. Он смело перешагнул ту планку, у которой остановился его былой друг Солжени­цын. Он бросил вызов мировой закулисе.

Поток оскорблений в адрес всемирно известного математика захлестнул аб­солютно все так называемые демократические издания не только в России, но и во всём так называемом демократической мире. Это был на самом деле всемирный резонанс. Думаю, нет у демократов того самого чёрного списка, в котором бы теперь на века рядом с Достоевским и Розановым не стояла бы фамилия Игоря Шафаревича.

С другой стороны, трудно оценить, насколько эта работа подняла русский дух у миллионов наших соотечественников, сколько молодых талантов почув­ствовало себя русскими, как легче стало другим русским писателям, публици­стам, историкам танцевать от этой печки Шафаревича.
Я думаю, следы "Русофобии" есть и в гораздо позднее изданной книге Со­лженицына "Россия в обвале", и в "Распятой России" Глазунова, и в работах Ду­гина. Пусть её сейчас уже и оспаривают сами патриоты, и развивают, и уточ­няют. Это тот явный пример, когда сначала от ужаса и откровения рот откры­вают, а трусливые залезают под кровать, затем все признают её безусловную значимость, и наступает момент, когда всем кажется, что это и так все знают, и ничегошеньки нового в "Русофобии" нет.

Так, может быть, огромнейшая заслуга Игоря Ростиславовича Шафаревича и состоит в том, что о наличии русофобии в России пишут уже и в "Московском комсомольце", её признали как очевидную и Солженицын, и Говорухин, и Зю­ганов, и нынешние идеологи "Изборского клуба"... А когда враг определён, с ним легче бороться...

После "Русофобии" я и сам познакомился с Игорем Шафаревичем, помню, пришёл к нему домой на Ленинский проспект, подарил свою первую книжку "Позиция", пригласил в театр, где я тогда работал. "Русофобия" и мне в чём-то развязала руки. Она стала этапом, эпохой в духовной жизни России. Я бы поставил по значимости и влиянию на общество рядом с ней за последнее де­сятилетие только деятельность митрополита Иоанна и наш ранний героичес­кий период "Дня"... Три значимых вехи в национально-освободительной борьбе русского народа конца ХХ века...

И тем более поражает то, что и в обстановке травли в советское время, и в обстановке травли после "Русофобии" Игорь Ростиславович оставался таким же деликатным, вежливым, спокойным, чутким человеком. Чутким к мысли, к книге, к человеку. В нём есть принципиальность, но нет ортодоксальности. В нём всегда живая мысль.

Я рад, что и его девяностолетие дало мне повод высказать мысли о его зна­чимости в жизни России. Может быть, юбилеи для этого и существуют. Подвес­ти итоги, оглянуться, оценить сделанное и идти дальше, пока хватит сил, как когда-то говаривал протопоп Аввакум своей супруге: "Инда побредём..."

И цель его жизни — битва со злом, битва за Россию. Дай Бог Вам, Игорь Рости­славович, здоровья и счастья в Вашей большой семье... Всё отлетело лишнее, все наветы улетучились, осталось искреннее уважение, почитание учеников и чувство единства в борьбе...

Рад, что судьба свела меня с этим удивительным человеком, дала возмож­ность сделать с ним в разные годы три интереснейших беседы. Рад, что живу в России в одно время с этим удивительным, одареннейшим человеком.

Поделиться:
ВКонтакте
Tweet
Facebook
G+


Рецензии
"... не панибратством — здесь, скорее, интеллигентность, деликатность, чуткость, уважительность даже в отношениях с оппонентами. Но — принципиальность...", - мы этого не умеем (или почти не умеем), а как важно! Ведь совсем разучились разговаривать, общаться (особенно, если хоть какое-то, хоть самое малое разногласие).
"нутряная связь с русской землей", - вот оно! Вот! Если такая связь есть, всё не зря. Именно такая. Нутряная!
"Может быть, юбилеи для этого и существуют. Подвести итоги, оглянуться, оценить сделанное и идти дальше, пока хватит сил, как когда-то говаривал протопоп Аввакум своей супруге: "Инда побредём..." Как нужно было мне сегодня прочитать это, Борис Иванович, дорогой! "Инда побредём". Да?
Спасибо! Спаси Бог!
Кланяюсь низко,
передаю горячие приветы от моих домашних)
С любовью,
Ваша

Ольга Суздальская   05.06.2013 08:41     Заявить о нарушении
Побредём, Оля... (там ещё матушка спрашивала:
"Долго ль, протопоп, сего мучения будет?" И я ей сказал: "Марковна, до самыя до смерти". Она же против: "Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь").
Обнимаю вас всех, мои дорогие))

Борис Пинаев   06.06.2013 00:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.