Симеозис социального здоровья

        Знаки и симеозис социального здоровья

В последнее время во всём мире идут интенсивные поиски показателей и индикаторов человеческого здоровья.

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.

Казалось бы данное определение касается здоровья человека, но не социальной группы, не      населения и не общества в целом. Тем не менее, в документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей – качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.

Судя по этим показателям, речь идёт о здоровье населения. Ну, а в общем, создаётся впечатление, что для ВОЗ понятие «здоровье» является комплексным, но не чётко дифференцированным, классифицированным. Кроме того данное ВОЗ определение здоровья не предполагает его деления на биологическое здоровье и социальное здоровье. А ведь человек – биосоциальное существо. Вместе с тем классификация здоровья необходима, чтобы показатели здоровья чётко подразделять в соответствии его классификацией – выделением в родовом понятии «здоровье» таких его классов, как социальное здоровье и биологическое здоровье, а также подклассов социального здоровья: здоровье индивида, социальной группы, населения и общества в целом.

Считается, что показатель является численной характеристикой отдельных сторон действительности, благодаря которой можно судить об их состоянии и развитии. Синонимами показателя являются данные, оценка, индикатор. В социальных науках индикатором называют доступную наблюдению и измерению характеристику изучаемого объекта, позволяющую судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.

В России в медико-социальных исследованиях для комплексной оценки группового, регионального и общественного здоровья традиционно используются показатели:
• демографические,
• заболеваемости,
• инвалидности,
• физического развития, 
• самооценки здоровья населением.

Характерно то, что здоровье оценивается по показателям, а болезнь распознаётся по симптомам или признакам, хотя симптом – тот же показатель, но болезни, нездоровья. Это можно объяснить тем, что традиционно принято здоровье связывать с отсутствием болезни. Поскольку «здоровье» и «болезнь» не мыслятся как связанные противоположности, нельзя говорить и об их единстве. Здесь нет места диалектике, хотя часто можно услышать о развитии здоровья и о развитии болезни. Оторванность этих понятий друг от друга не позволяет говорить о выздоровлении как о переходе (превращении) болезни в здоровье. Считается, что болезнь у человека возникает и исчезает, хотя при этом ссылаются на необходимость условий её возникновения, к которым может относиться ослабленное здоровье: слабый иммунитет, низкая устойчивость к стрессовым факторам и др.

Данный изоляционизм выше обозначенных понятий вызывает оторванность предметов таких научных дисциплин, как медицина и здравоохранение. Преодолению данной предметной разорванности, надо думать, мог бы способствовать диалектический подход, так как он позволяет рассматривать здоровье и болезнь в единстве, как диадическую систему их показателей, расположенных в границах нормы здоровья и за их пределами. В результате такого подхода симптомы болезни можно рассматривать как признаки нездоровья. Признаки здоровья и нездоровья можно отнести к неязыковым знакам и рассматривать их единство с позиции семиотики – науки о знаках, претендующей занять место метанауки.

Семиотика появилась в начале 20 века. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914). В основе семиотики лежит понятие знака. В семиотике выделяют: синтактику, изучающую отношения знак-знак (правила построения знаков в рамках знаковой системы), семантику, изучающую отношения знак-обозначаемый предмет и прагматику, изучающую отношение знак-человек. Разделение семиотики на семантику, синтактику и прагматику ввел американский философ Ч.Моррис. Получается, что между миром людей и предметным миром расположен мир знаков. Эти миры или реальности находятся в определённых отношениях. Мир знаков указывает на то, что человек пытается прочитать или понять предметный мир, что обозначает то или иное его явление.

Знак понимается по-разному в разных традициях. В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру знаком называется двусторонняя - означающая и означаемая - сущность носителя информации. Ведь знак, располагаясь между обозначаемым предметом и человеком, одной стороной обращён к предмету, другой стороной – к человеку. Это не значит, что человек как живое существо, животное не ощущает, не воспринимает предмета. Любое животное стремится распознать значение ощущения, то, на что оно указывает, чтобы адекватно отреагировать. Так если перед кормлением собаки постоянно включать электрическую лампочку, то светящаяся лампочка станет указывать на предстоящее кормление и вызывать у собаки выделение слюны и желудочного сока. Свечение лампочки становится знаком или сигналом к пищеварительной деятельности.

Как известно русский физиолог И.Павлов отнёс безусловные и условные рефлексы к первой сигнальной системе, которую можно также назвать первой или естественной знаковой системой, то есть он отнёс их к языку тела, если не связывать язык только с речью. В лингвистике же принято различать языковую и неязыковую знаковые системы и соответствующие знаки. К неязыковым знакам относятся копии, признаки (симптомы) и символы. С точки зрения нейрофизиологии правильнее согласиться с мнением И.Павлова и различать первую, не связанную с письменной и устной речью сигнально-знаковую систему и вторую, связанную с речью, изобретённую сигнально-знаковую систему. Во второй сигнально-знаковой системе между предметом и человеком расположено не ощущение, а понятие, опредмеченная в речевых знаках (словах) мысль, идея.

В информатике знак – кодированный материальный предмет (носитель информации), выступающий в качестве представителя другого предмета (источника информации) и используемый для хранения и передачи информации приёмнику (для декодирования). (1) Нас же интересует такое определение, в котором знак – это смысловая (семантическая) сторона явления для интерпретатора. Интерпретатором же может быть не только человек, но и животное и даже растение. Просто уровни интерпретации (отражения) у них будут разные. Животное интерпретирует (различает) знаки-сигналы только на уровне ощущения, восприятия и представления, человек – также и на уровне конкретного и абстрактного мышления – понятий, суждений, умозаключений. У растений и одноклеточных животных самый низкий уровень отражения, интерпретации объективной реальности, к которому относятся таксис тропизм.

Различают фототропизм, геотропизм и хемотропизм, а также фототаксис, геотаксис, хемотаксис, термотаксис и гидротаксис. Таксисы и тропизмы подразделяют на положительные и отрицательные. Думается, у человека хемотаксическая интерпретация сигналов происходит на клеточно-тканевом уровне, например, в процессе газового обмена. В одних условиях эритроциты отдают СО и присоединяют к себе О2, в других условиях, наоборот, отдают О2 и присоединяют СО. Эритроциты ориентируются в окружающих условиях путём реактивной их интерпретации, химического реагирования молекул гемоглобина. Поэтому частенько клетки организма некоторые учёные наделяют сознанием. И если сознание – синоним отражения, то это так. Если сознание присуще только психике человека, то оно есть высшая форма отражения, расположенная на высшем его уровне.

Попытка определить место сознания в явлении отражения обяжет нас, во-первых, считать отражение, если не свойством, то способностью живого вещества. Во-вторых, классифицировать отражение в соответствии с выделением в строении веществ  физического и биологического уровней. В-третьих, выделять в биологической форме отражения или копировании самокопирование и копирование иного. Самокопирование – это редупликация ДНК, лежащая в основе регенерации и воспроизведения себе подобных. Одним из примеров копирование иного может служить мимикрия. В частности, осьминог может воспроизводить на своей спине рисунок дна, на котором он лежит. Живое существо способно уподобляться объекту тем или иным образом, в частности, застывая на месте, как бы окаменевая, а также использовать окружающее в качестве строительного материала для клеточного синтеза и последующего деления клеток – превращать в себе подобное. Из этого следует, что отражение – это направленное превращение иного в подобное себе, а себя – в подобие иного. Эти превращения могут осуществляться и на психическом уровне. Так одни люди способны отождествлять ощущение с объектом, и оно принимает значение объекта. Другие люди, наоборот, стремятся отождествлять объект с ощущением, и он принимает значение ощущения (первичной идеи). Если первые относятся к экстравертам, то вторые – к интровертам. Первые создают в текстах (учениях) так называемый материалистический сенсуализм и относятся к материалистам, вторые создают в текстах (учениях) идеалистический сенсуализм и относятся к идеалистам.

Копая глубже и затрагивая основной вопрос философии, проблему отношения понятия и вещи, можно сказать о следующем. Люди способны отождествлять понятие (идею) с объектом и, наоборот, объект - с понятием (идеей). Первые приходят к суждению, что всё – материя и называются вульгарными материалистами, вторые приходят к суждению, что всё – идеи и называются идеалистами. Из этого следует, что анализ психической формы отражения при помощи экстраверсии и интроверсии на уровне ощущения, восприятия и представления, а также на уровне понятия, суждения и умозаключения приводит к разным результатам, сводимым к двум. Одни люди склонны уподобляться природе, другие – уподоблять природу себе, одушевлять её, анимировать. Оба вида уподобления - средства защиты от отчуждения, противопоставления себя природе. Люди не хотят быть противоположными природе, или видеть природу противоположной себе. Они хотят жить в гармоническом единстве с природой, быть её родственной частью. Ведь противопоставление – отчуждение природы, проявляемое в глобальных климатических изменениях и катастрофах может привести к апокалипсису. Постоянное, навязчивое ожидание катастрофы вызывает невроз, который относится к мягкой форме реактивного психоза, психического заболевания.   

Уровневый экстраспективно-интроспективный подход к интерпретации знаков природы (семиозису) позволяет связывать психическое здоровье людей с их мировоззрением, с тем каким они видят мир и себя в мире: проблемой человека. При анимизме люди верили в то, что природа одушевлена и подобна человеку. Поэтому они задабривали её путём жертвоприношения. Ритуал жертвоприношения выполнял функцию психической защиты от отчуждения природы. Христиане молитвой искупают свои грехи, чтобы заполучить вечную жизнь в раю, а не в аду – символе отчуждения Бога-отца. Вера их в бессмертие души и вечную жизнь «на небе» является мощным психотропным средством. Как учение, христианство есть идеаторная система знаков, усвоение которой верующими оживляет её в их образе жизни. Дух (идеи) учения посредством кодирования-декодирования, нейролингвистического программирования вживляется (вселяется) в души верующих, превращаясь в дух религиозной общины. Запрограммированной оказывается человеческая масса, представляющая огромную силу. Программа исподволь организует массы и управляет ими, их силой, реализуясь. Конечный результат её виден в тех достижениях, к которым приходят принявшие её люди. Так некогда гностицизм, скрывая в аскетизме суицидальную идею, способствовал вырождению гностической общины. Христианство, скрывая в богопослушании абулию, препятствовало в средние века общественному развитию. 

В общем, значение (смысл) знаков, повторюсь, изучает семантика – раздел семиотики, в котором исследуются проблемы, связанные с интерпретацией знаков и знаковых построений: проблемы отражения высшей, психической формы. Интерпретацией сигналов-знаков у растений и животных, по идее, должна заниматься биология, рефлексология. Без интерпретации сигналов, без сигнальной, интерпретационной системы невозможно приспособление и выживание. Без хемотаксической интерпретации невозможен обмен веществ и редупликация ДНК, размножение.

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис (греч. sema - знак) - термин, принятый в семиотике и обозначающий процесс интерпретации знака, или процесс порождения значения, смысла (процесс отражения высшего уровня). В сущности семиозис – это семантический процесс, семантическая динамика, а не статика. Семиозис как бы оживляет застывшую смысловую классификацию знаков, раскрывает действие смыслов, смысловую сторону действительности, которую всяк интерпретирует по-своему, но, в общем, типично: мифологически, религиозно, философски и научно. В результате мы видим четыре типа системных интерпретант – мифологическую, религиозную философскую и научную. Интерпретанты представлены мифологическими, религиозными, философскими и научными контекстами текстов учений. Из перечисленных интерпретант только научная представляется динамической, постоянно развивающейся. Она стремится приблизить значение знака к объекту.

Термином семиозис пользовались древнегреческие физиологи, в частности, Гален из Пергама (139—199) для постановки диагноза: семиозис означал интерпретацию симптомов (признаков или знаков болезни). Древние греки включали в семиозис, во-первых, то, что выступает как знак, во-вторых, то, на что указывает знак (десигнат), в-третьих, воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора интерпретантой – знаком со значением, опремеченной и распредмеченной мыслью. Проще говоря, семиозис – это трединость знака. Он указывает на то, что знак как опредмеченная и распредмеченная, кодированная и декодированная мысль имеет силу, воздействуя на человека. Поскольку животные не мыслят так, как человек, их симеозис располагается уровнем ниже, то есть на уровне первой знаково-сигнальной системы.  Так в эксперименте И.Павлова, в котором у собаки вырабатывался условный пищевой рефлекс на зажигание электрической лампочки перед кормлением, светящаяся лампочка была не только знаком, но и объектом. Она же указывала на другой объект – пищу, а также служило воздействием, в силу которого оказывалась сигналом к действию переваривания пищи. Пища как объект вначале появлялась в виде сенсорного образа, то есть существовала в представлении, прогностически, и лишь затем, при её появлении воспринималась как объект, существовала в восприятии, ощущалась как объект. Из этого следует, что семиозис имеет футуристический или прогностический аспект – основан не только на закреплённом опыте, но и на опережающем отражении, предвосхищении.

Ч. Пирс применял понятие семиозис для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения объект - знак - интерпретанта (мир-текст-контекст, мир-отражение). Он считал, что знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. (2) Применительно к медицинской диагностике триада Пирса выглядит как болезнь-признак-значение, например, гепатит - желтуха - нарушение пигментной функции печени. Для диагностики здоровья применима триада здоровье-показатель-значение. Значение раскрывает количественную сторону показателя. Например, такой показатель физической силы человека, как кистевая сила измеряется динамометром, имеющим измерительную шкалу. Единица измерения физической силы лошади – одна лошадиная сила.

Хотя не принято говорить, что здоровье человека диагнозтируется, тем не менее, это происходит. Показатели здоровья – это не что иное, как шкалированные его признаки. Множество признаков человеческого здоровья можно группировать или подразделять на физические и психические признаки, так как в литературе распространены понятия физическое и психическое здоровье. Физическое же здоровье это чисто физиологическое здоровье. А вот всвязи с появлением социальной психологии психическое здоровье приходится подразделять на биологическое и социальное. Биологическим психическим здоровьем в чистом виде ведает зоопсихология. В психологии человека не принято выделять зоологическую её часть. Ну и поскольку в психологии человека есть такой раздел, как клиническая психология, предметом которой является то, что находится за границей психической нормы, здесь мы видим смешение воедино здоровья и отклонений от него, нездоровья, мягкой психопатологии. Грубой психопатологией занимается психиатрия. В сфере производства идей, мышления психиатрия стремится выявить, диагностировать грубую патологию, к которой, в частности, относится параноид, бред. Акцентуациями  личности, следовательно, мышления ведает малая психиатрия или клиническая психология. В паранойе она распознаёт кривую логику – ошибки, заблуждения, нарушения формальной логики, принятой за образец. Логика не относится к медицине, хотя представляет собой науку о правильном, нормальном, здоровом мышлении человека. Она помогает диагностике мышления, способного принимать общественную форму. Она способна выставить предварительный диагноз учению. Заключительный диагноз за практикой. Так практика реализации учения К.Маркса, ликвидация денежного обращения выявила ошибку. Теория не совпала с практикой на сто процентов. Социальная реальность не подчинилась полностью социальной парадигме Маркса.

Постановка диагноза это диагностика. Диагностика, по мнению С.И.Ожегова – учение о способах диагноза и установление диагноза. Диагноз же – определение болезни на основании исследования больного. (3, с.133) )   Согласно другому источнику, диагностика – это учение о методах и принципах распознавания болезней, а диагноз – само распознавание, определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного. (4,с.387) Для уточнения различия между "установлением диагноза" и "распознаванием", определением  болезни, можно обратиться еще к одному источнику, где указано, что диагностика – процесс распознавания болезней, представляющий собой операцию отнесения исследуемого объекта к определенной группе явлений, а диагноз – применение общего знания болезней к конкретному случаю заболевания для распознавания. (5,с.78) 

По современным представлениям, диагноз - это медицинское заключение о патологическом состоянии здоровья, выраженное в терминах, предусмотренных классификациями и номенклатурой болезни. (5,с.217) Международная статистическая классификация болезней (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems) — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов. В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10). В России органы и учреждения здравоохранения осуществили переход статистического учёта на МКБ-10 в 1999 году. Согласно существующей номенклатуре и классификации болезней, нозология, нозологическая единица – обозначение болезни. (5,с.217) Формулирование клинического диагноза производится по единым правилам. (6) Поскольку единые: номенклатура, классификация болезней и правила формулирования медицинского диагноза облегчают ведение статистического учета заболеваний, принятие их можно отнести к появлению в медицине, в диагностике статистического метода, благодаря которому медицина является наукой, а не искусством. Особенностью всех МКБ является то, что в них рассматриваемая патология касается отдельного человека в основном как биологического существа. Из поля зрения выброшена социальная патология. А ведь есть неврозы чисто социальной природы и есть нарушения здоровья социальных групп, классов.

В статистике свойства отдельных единиц статистической совокупности называются признаками. Понятия статистический признак и статистический показатель взаимосвязаны и могут употребляться как тождественные. Статистический показатель есть количественно-качественная обобщающая характеристика какого-либо свойства статистической совокупности в условиях конкретного места и времени. Статистический показатель имеет определенную структуру, в нем различают качественную и количественную стороны. Качественная сторона статистического показателя определяется признаком, который подлежит изучению и отражается в названии показателя, количественная сторона - в численном значении показателя. Из этого следует, что признак больше ассоциируется с качеством изучаемой стороны объекта, а показатель – с его измерением. Измерение качества есть превращение его в количество. Наиболее хорошо оно изучено в сфере товарно-денежных отношений, где меновая стоимость выступает мерой качества товара.

Думается, качества объектов распознаются преимущественно при помощи ощущений органов чувств. Количество объектов также может анализироваться на сенсорном уровне отражения. Мера же – чисто интеллектуальное изобретение, связанное с высшей формой психического отражения, с абстрактным мышлением. Мера это единица длины, веса, температуры, плотности и т.п. – знаков, на сколько конкретных, на столько и абстрактных. Объекты же всегда конкретны для чувств.  Из этого следует, что за измерением качества стоит осмысливание ощущений, связанное с передачей объективной информации с уровня ощущений на уровень понятий, где осуществляется не сенсорный, а уже идеаторный анализ обективной реальности. Если получаемые выводы, принятые за истину станут иметь силу закона, это будет симеозис.

Система статистических показателей - это их совокупность, отображающая закономерность явлений. Система статистических показателей позволяет получить целостную статистическую характеристику социальных явлений, к которым относится социальное здоровье. Чтобы понять, что есть социальное здоровье человека, мы должны принять человеческое здоровье за знак и раскрыть имеющее силу социальное его значение (значимость). Существование множества показателей, многозначность знака здоровья усложняет эту процедуру. Ведь есть медицинские, демографические, экономические показатели здоровья населения, показатели физического здоровья человека и др. Кроме того в последние десятилетия теоретические исследования феномена здоровья осуществляются в рамках двух основных подходов: объективного, основанного на понимании и оценке здоровья в процессе его эмпирического изучения, и субъективного, рассматривающего здоровье в его отношении к системе человеческих ценностей [8, с.11].
Кандидат философских наук М.Н.Жарова определяет социальное здоровье как состояние социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его способности устанавливать и поддерживать социальные связи и отношения. (9,с57-63) Кроме социального здоровья она различает ещё духовное и нравственное здоровье.

В общем, каждая наука и научная дисциплина стремится при помощи своего особенного подхода найти отличное от всех понятие и определение – знак и значение здоровья. Но для органов государственного управления важны не все предлагаемые научными дисциплинами показатели – знаки и значения человеческого здоровья. Также и практикующий врач пользуется не всеми его показателями. То есть практики ориентируются в своей деятельности на имеющие практическое значение показатели здоровья и болезни. В частности лечащий врач начинает диагностику здоровья или болезни с субъективных знаков, используя субъективный подход. Он не просто спрашивает пациента, на что жалуетесь, а методически расспрашивает, так как обучен методике опроса. Жалоб – субъективных признаков нездоровья много, и каждый такой признак имеет локализацию и характеристику. После опроса начинается обследование пациента для получения объективных данных, состоящее в осмотре, инструментальном и лабораторном  исследовании. Лабораторные и инструментальные данные раскрывают доступную наблюдению и измерению характеристику изучаемого объекта, позволяющую судить о других его характеристиках, недоступных для внешнего осмотра. Поэтому их можно назвать индикаторами здоровья или болезни. Все действия врачей нацелены на установление факта трудоспособности человека.

Связывая социальное здоровье с деятельностью, необходимо заметить, что труд – синоним деятельности. Способность к труду оценивается врачами во время врачебно-трудовой экспертизы. При этом используются заключения «здоров» и «трудоспособен». Из этого следует, что, во-первых, трудоспособность может быть синонимом социального здоровья. Во-вторых, трудоспособность может служить показателем, знаком социального здоровья, измеряемым или осмысливаемым в процессе его реализации по результатам, продуктивности труда. В общем, симеозис феномена социального здоровья заключается в осмысливании его знака – трудоспособности, принимающего силу в процессе труда. Традиционно деля труд на умственный и физический, можно классифицировать показатель здоровья на показатели (знаки) умственного и физического здоровья. Думается, семантико-семиотический подход к здоровью человека позволяет связать воедино объективный подход к его изучению с субъективным подходом. Духовное здоровье можно связывать с тем, вызывает ли имеющая силу ценностная или знаково-значащая система индивида вредные для его жизни и жизни окружающих отклонения – отчуждение.

Отчуждение человека может вызывать не только усвоенная им система ценностей, но и безработица. Отсутствие работы и средств существования способно поколебать систему ценностей индивида. Отчуждение от труда человека – это проблема, поставленная К.Марксом и до сих пор не решённая ни теоретически, ни практически. Неомарксисты в лице Э. Фромма пришли к пониманию, что отчуждение человека это болезнь, но не раскрыли того, в чём оно, отчуждение, как социальная патология состоит. Данный пробел восполнен мной в двух работах, «Социальная шизофрения» и «История болезни товарного общества».

Источники
1. Семиотика.- http://philologos.narod.ru/semiotics/semiotics.htm. Запрос 30.05.2013
2.Семиозис. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/460. Запрос 30.05.2013
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1987
4. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983
5. Тарасов К.Е., Великов В.К., Фролова А.И. Логика и семиотика диагноза. – М.: Медицина, 1989
6. Приложение №7 к Приказу №4 МЗ СССР от 03.01.1952 г.
7. Основы семиотической коммуникации: семантика, синтактика, прагматика.- http://ob-svyazy.ru/lektsii-po-osnovam-teorii-kommunikatsii/26. Запрос 30.05.2013
8. Изуткин Д.А. Анализ подходов к понятию «здоровье» в зарубежной социологии // Социология медицины. №2 (19), 2011.
9. Жарова М.Н. Ответственность человека и общества за сохранение здоровья человека.- Журнал ГлавВрач, №9, 2012, с. 57 – 63





               


Рецензии