Мальтиец

               

      
              «Быть крылатым от рожденья,   лучше всех на свете благ».
                Аристотель.
      
      Зимой  голубеводы Анапы на иногородних ярмарках голубей для постороннего человека производили впечатление беззаботной и шумной компании, в  которой царило невозмутимое благополучие.

      Своих голубей они продавали дёшево, хотя по  качеству голуби ничуть не уступали подобным, а за породистых голубей, не торгуясь, отдавали  большие денежки.  Летом многие из них занимаются организацией  отдыха, поэтому выехать куда-то  даже в воскресный день, им было проблематично. В период курортного сезона их можно было встретить только на ближайшем рынке голубей в городе - герое Новороссийске.
      В один  из   таких воскресных дней  на рынке к их шумной компании обратился незнакомый мужчина:

         -Как найти Ерёму.

         -Сашу?  Обычно  он приезжает к шапочному разбору, - ответил Юрий Купин.

         -Подскажите,   где он живёт?
 
     Александр Ерёменко уникальный в своём роде голубевод и  участник практически всех голубиных  ярмарок.  Очень хорошо разбираясь во многих породах птицы, зная их реальную цену,  чаще всего он стремится приобретать голубей ведущих голубеводов  нашего региона.  Как правило,  торговался до победы, домой возвращался с большой партией неплохих голубей. Дому у Саши, Если внимательно просматривать  его стаю, можно выбрать неплохого голубя.
 
    В 1992 году нарвавшись в его голубятнях на бесчубую чернохвостую  голубку  солидной космой,  я приобрёл её  буквально за символическую цену. Голубка, оказалось, была от хорошего заводчика  из Зеленокумска, Ставропольского края. По своим экстерьерным показателям эта «персючка» не только соответствовала стандартным требованиям, но и оказалась очень хорошим производителем,  и долгие годы приносила  прекрасное потомство.
 
     Прекрасно зная Александра Антоновича, подсказал приезжему, что сегодня его нет и надо искать на Мифодиевке.

       -Где это?

       -Улица Куйбышевская, у завода «Красный двигатель», кажется 50, - подсказал стоявший рядом  Дмитрий.

    Москвич рассказал, как познакомился с  Ерёмой и поведал нам занятную историю. В прошлом году на рынке  Краснодара приобрёл у Саши почтового  голубя, а в Москве  уступил покупку гостившему  родственнику с Мальты.  С острова голубь улетел, и новый хозяин интересуется дальнейшей судьбой этого голубя.

       -Тогда запоминай…, - и я рассказал приезжему голубеводу, как  найти дом Ерёмы.

       -А если прилетел? - Поинтересовался Дмитрий.

       -Позвоню брату и скажу, что голубь в России.

       -Выкупишь? - удивлённо спросил Дмитрий.

       -Нет, нет, такие голуби денег стоят.

      -Посмотреть денег не берут, мы к деду, а Ерёма живёт через дом. Можешь прокатиться с нами, - предложил Дмитрий.

    Остановились  у калитки деда, показали дом Ерёменко Александра Антоновича,  обменявшись телефонами, попрощались с новым  знакомым. 

     После птичьего рынка Дмитрий обязательно навещал своего деда.  Старый моряк Василий Сергеевич Чередниченко  родился в 1920 году в маленьком селе  под Харьковом.  Молодым парнем   на четыре года призвался  на Черноморский флот  в 1940 году,    а  в 1950 году демобилизовался зрелым мужчиной.

    Оставшись в Новороссийске, всю  свою послевоенную жизнь Василий Сергеевич проживал в небольшом частном доме у завода «Красный Двигатель» на Мифодиевке.   Участник Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей, знатный труженик мирных дней, один из старейших голубеводов города – дед Василий,  оформив  пенсию, всё свободное время отдавал своим короткоклювым питомцам.

    Внук Дима родился  и жил  в его доме.  С  раннего возраста мальчик проявлял интерес  к голубям,  а когда в шестилетнем возрасте переехал с родителями в Анапу, получил в подарок от деда  Васи лучшую его пару «узбеков».

   Дмитрий вырос и стал одним из ведущих голубеводов Анапы, но их редкие встречи всегда приносили старику радость, в этот момент он становился самым счастливым человеком на земле.  Прошли годы, теперь внук дарил деду голубей, а получавший подарки старик,  радовался как ребёнок.

    Старики это такие же дети, только никто с ними не играется.
 
  Пообщавшись с дедом и посмотрев его  голубей,  зашли к Ерёменко. В  чердачном помещении его дома, в двух сараях во дворе и в многочисленных клетках между домом и сараями везде жили голуби. 

     Московского голубевода во дворе не было. Саша, угнетенный соскочившим кушем, стоял у клеток, рассматривая своих голубей.  Поздоровавшись с хозяином, я сказал:

      -Саша, о каком чудо голубе сегодня шумел весь рынок?

      -Обычный почтовый голубь, - как-то растеряно ответил он.

      -Покажешь?

      -Да ты его видел несколько раз,  в том сарае, - и он указал рукой на первый сарай.

      -А вдруг?

      -Посмотри ещё раз.

   В сарае сидел обычный почтовый голубь, заурядный сивый переводок, каких можно встретить в голубятнях начинающих голубеводов. По основным экстерьерным признакам - генуэзский почтовый, только значительно выше на ногах, и  клюв чуть изящней. Что-то было в нём от дракона,  что-то от русского почтового кровей Злобина из Сочи, но корпус длиннее.

     Закрыв леток, Саша поймал голубя, и показал нам контрольное кольцо мальтийского хозяина.
 
       -Хотите, верьте, хотите не верьте - ваши проблемы, клиента из Москвы  вы видели.

       -И привезли к тебе.

      -Да,  он говорил.

      -И…

     -Ерёма, не выкапываю  радости? – не удержался Дмитрий.

     -Ты не поверишь, но он вернулся с Мальты.

     -Это серьёзная заявка.

     -Зря надрываетесь. Я серьёзно. Голубь на самом деле прилетел с Мальты.

     -С чем тебя и поздравляем, но этот «махрак» не похож на голубя, который способен пролететь из Анапы в Новороссийск, - с насмешкой заявил Некрасов, державший приличных чехов.

     -Голубь дома, контрольное кольцо есть, какие ещё нужны доказательства.

     -Допускаем, - согласился  Дмитрий.

     -Второе кольцо у него свое, что ни на есть позорное, год и номер, - утвердительно возразил я.

     -Согласен,  не я его цеплял.
 
     -Мальтийский голубевод?

     -Ты не смейся. Этого голубя я купил в Краснодаре на Дубиновском рынке лет пять назад пискуном, получил потомство и  как отработанный материал в прошлом году продал.

     -Разглядев его «высокое качество», москвич впарил  его родственнику с Мальты,     а сегодня даже не соизволил выкупить рекордсмена,  – издевался Дима.
 
     -Посмотрел, убедился, что кольцо соответствует, и ушёл.

     -С большой натяжкой, но это   допустимо.

     -У вас больше вопросов нет?

     -Саша вопросов столько, что не знаю, с какого начинать, - продолжал я в его тональности.

    -Любой ваш каприз.

    -Тогда назови цифру.

    -Для тебя штука.

    -По рукам.

      Почтовый голубь способен проделать великий путь, но не всегда этот путь делает голубя великим. В данном случае  это не официальные  соревнования, а обычное возвращение домой без учёта расстояния и засечки по времени.

  Родословные своих почтовых голубей в Анапе знают многие мои друзья, а этого «чемпиона» надобно проверять на наследственность. Главная ценность данного экземпляра в том, что магнитный компас в его груди сработал безошибочно.

   Работая директором детской здравницы, я держал на территории хозяйственного блока приличное количество голубей. Перейдя работать в администрации города, подарил большую часть голубей друзьям, а лучших перевёз в голубятню на новое место в общий двор нашего дом.

    Находясь у Ерёмы, я решил создавать экспериментальную пару с сизой «чешкой», возвратившейся из станицы Отрадненской.  Голубка,  просидела  в отрадненском вольере пять лет и после первого выхода на свободу  пришла домой, по скоростным качествам уступала всем молодым, и только  по этой причине была мной отбракована.   В голубке уверен я на все сто,  отдавал её молоденькой, но она успела налетать  положенные километры, и домой прилетит от любого охотника.  Вернувшись на старое  место, а голубятни уже нет, заночевала на фонаре над дверью сторожки, дежуривший охранник позвонил мне.
   Приятная новость всегда радует и, не теряя времени, я  забрал голубку. Голубя для неё в тот момент не нашлось и она в паре с сизым павлином, работала кормилкой чужих птенцов, посему я и купил у Ерёменко  «Мальтийца». Пара по масти скверная, но лётные качества и память - многообещающие.  По внешним признакам, чешские спортивные голуби, на мой взгляд, самая прекрасная и гармоничная птица, зарекомендовавшая себя за долгие годы разведения данной птицы. Занимаясь «чехами», прежде всего,   необходимо знать родословную голубей и  разводить их исключительно в чистоте кровей.
 
    Через месяц, убедившись в хорошем здоровье голубя, пустил в парочку.  Голубь не проявлял особых желаний создавать семью, несмотря на то, что во время карантина просидел один и совершенно  не видел голубей.  Голубка, просидевшая без голубя только неделю, реагировала на любое движение кавалера, но, за пять дней так ничего и не произошло,  и я перевёл пару в  закрытую  голубятню. Он продолжал безучастно сидеть в вольере,  поглядывая на окружающую местность. Через две недели пришлось перевести пару в будущий отсек и ежедневно кормить семенами конопли, но голуби не спаровались.  Сезон разведения подходил к финалу, в пары начала сбиваться молодёжь, а этот урюк продолжал молчать.

  Для разведения голубей климатические условия Анапы самые благоприятные в России. Практически с первых дней нового года опытные голубеводы формируют пары производителей,  в февральские окна, полученный первый  молодняк быстро становится на крыло.

    Вся молодёжь, полученная  до конца апреля, по сравнению с летними выводками  самая сильная и жизнеспособная. Летом голуби не так активны и птенцы получаются значительно слабее зимних собратьев.  Конец июля и практически весь август самый жаркий период, в это время голубеводы стараются не получать потомство, так как оно очень слабое.  Во время осенней линьки голубей осуществляется подбор, отбор,  разделение голубков и голубок, проверку молодых пар. Такой период  растягивается, практически, до конца октября. В ноябре и декабре голубей разделяют по половым признакам и содержат отдельно до первых чисел января. Опытные голубеводы  нашего региона придерживаются такой схемы уже более двадцати лет и результат на лицо.
 
   К моему глубочайшему удивлению  в этот период «Мальтиец» нашёл  молодую «горобчатую»  голубку, которая попала к  самцам по ошибке. Пара отложила яйца и до конца декабря, на удивление всем, вывела сизых птенцов. Масть потомства меня устраивала, но по первой паре птенцов очень трудно судить о качестве голубя.  Молодая мама часто привлекалась к  тренировкам, а голубь с удвоенной силой набивал зобы птенцам,  оказавшись  очень хорошим родителем. Голубка показывала неплохие результаты,  и мне пришлось оставить эту пару в голубятне так, как появилась  следующая кладка.

    С рассветом стая моих почтовых голубей ежедневно улетала на поля, но «Мальтиец», привыкший к булавке, как обычно, слетал с голубятни на детскую площадку во дворе, получая крошки печенья и семечки от детишек. Я был уверен, голубь живёт на вязках. Более взрослые мальчики частенько приманивали голубя и спокойно брали его в руки.

   Такую картину я наблюдал ранней весной из окна своей квартиры и был спокоен, но в этот раз чуть не вывалился в окно седьмого этажа. Мальчик,  державший в руках «Мальтийца» подбросил его вверх и голубь, сделав несколько кругов над детской площадкой,  поднялся над домами и пока я спускался в лифте и выходил во двор, летал над голубятней.  Убедившись, что булавки нет,  новую булавку цеплять не стал.
 
   Со временем, с общей стаей начал летать  на поля, но через  месяц пропал. Приёмные родители очередным его птенцам нашлись только в станице Гостагаевской.

 В Новороссийск «Мальтиец» не прилетал, а больше его искать негде, на третий день, его принесли  незнакомые ребята прямо ко мне в квартиру. Они рассказали что, гуляя по Высокому берегу, заметили, как недалеко от них в сухую траву опустился сокол.  Один из подростков подбежал к нему, и сокол, оставив жертву, улетел. Раненого голубя забрали домой, и пытались самостоятельно лечить, но ничего не вышло. Посовещавшись, отнесли в ветлечебницу, где голубю оказали первую помощь.  Заметив кольцо,  ветврач Олег – мой хороший приятель, направил ребят ко мне.
 
     Ни что так не радует, как возвращение домой потерявшегося  «письмоносца»,  но в этот раз конфетка была с заметным привкусом горечи. Метавшаяся душа «Мальтийца», блуждая в пограничной зоне, стремилась  вырваться из стана голубя и  обернуться в тополиный пух, его веки постоянно смыкались, тело вздрагивало.
 
    Я аккуратно взял голубя в руки.   «Мальтиец», широко раскрыв  глаза, взглянул
 на меня,   как бы прощаясь, уронил голову и замер ….

  …  Через пять лет, когда тополя засыпали округу пухом, из Волгограда вернулся его первый сын, но это уже совсем другая история. 
    
                Июль 2009  Анапа. 
 

      


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.