Зиме навстречу, размышления
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Народная пословица.
Как-то поздним декабрьским вечером, двадцать шестого числа, мы ужинали в ЗХЗ (зал холодных закусок) в Уральском политехническом институте. В этот день самая длинная ночь года отступила «на воробьиный шаг». Я простодушно и радостно объявил: «Началась весна». Разговор подхватили соседи с шутками и прибаутками: «Солнце на лето, зима на мороз». А я не отступал:
- Да, мороз, да, холода. Но началась весна света. Без этого «воробьиного шага», отбитого у зимы, не будет мартовской синевы.
Все радостно заговорили: кто-то шутил надо мной, кто-то начал развивать мою мысль дальше. Но одна ученая женщина, защиту диссертации которой уже поставили в график, неожиданно и на полном серьезе, но с обидой заявила мне:
- Тогда по твоей логике зима начинается 22 июня.
Все притихли.
- Действительно, так и есть, - решительно согласился я. Зима зарождается летом, лето зимой.
Нам некогда было дискутировать, через пять минут должен был прозвучать звонок на занятия. Все шумно поднялись, продолжая что-то говорить по этой теме, и разошлись каждый по своей аудитории.
А здорово когда-то было сказано: «Солнце на лето, зима на мороз». Света на земле в декабре прибавилось. И хотя следом за ним - самый холодный месяц – январь, природа издалека, постепенно начала готовить человека и все живое вокруг к неизбежному теплу.
Сегодня 22 июня 2000 года. Я стою на высоком берегу реки и одновременно у подножья Рябиновой горы. Мне вспомнился тот давний разговор и люди, принимавшие в нем участие. Жизнь и смерть раскидала нас по разным сторонам. Я стою один, и спорить не с кем, но мысли того, не завершенного разговора остались при мне.
День уходит в небыль - этот самый необычный день года. Вот уже несколько лет здесь, в этих в местах, я хочу увидеть ясное небо, тихий закат, а затем, и зарю нового дня.
Но мне это как-то не удается. Природа прячет в облаках момент перехода от света к наступающей темноте. Каждый год в этот день под вечер небо закрывают облака: обложные, синие, непроглядные.
Но вот сегодня в небе на западе голубая прорубь. Солнце опускается над горным берегом реки, тонет в остроконечных вершинах елей. В долине реки солнечный сегодняшний день завершен. Но оттого, что солнце ушло за горизонт, темней не стало.
День продолжает быть все таким же светлым, да и солнце еще можно увидеть. Я поднимаюсь вверх по горе и замечаю перемены: полевая ромашка распустила свой первый цветок и где-то продолжает звучать один из последних разговоров кукушки. Но в этот же день, я увидел первый желтый лист, одиноко планирующий на ветру.
Я поднимаюсь и поднимаюсь выше в гору. Звенят комары. Но вот я поднялся так высоко, что стал выше елей на противоположном скальном берегу, за которым скрылось солнце.
Солнце опять осталось со мной. Я отодвинул его закат для себя на несколько минут по сравнению с теми людьми, которые остались в долине реки. Можно подняться еще выше и еще продлить границу солнечного дня, но нет такой горы, с которой бы можно было его видеть круглосуточно, кроме мест за северным полярным кругом в определённые месяцы.
Солнце вновь скрылось от меня в рыхлых перистых облаках. Кукушка замолкла, но начал свой разговор коростель, который может продолжать его всю ночь.
С заходом солнца меняются краски. Неглубокие облака алеют и как зеркало, отражают лучи ушедшего солнца. Алыми стали деревья, алой вода реки. Светло на улице в полночь, светло и в час ночи.
Уже несколько дней как народилась полная луна. С заходом солнца ночное светило появляется на востоке, как начищенный блестящий остывший самовар, но в том месте, где солнце всходит в короткий зимний день. Луна не поднимается высоко, а скользит над горизонтом. Скорое июньское солнце вытесняет неяркий лунный свет. Ночную гостью еще видно на кромке неба в виде холодного стального круга. В декабре оба светила меняются местами точно на этом же месте, только холодное солнце на короткий миг освещает низкий горизонт, а дальше господствует луна.
В короткую июньскую ночь начинается разумное незаметное погружение всего живущего летом на земле в период созревания. Уже все, что посажено, взошло и цветет, многое отцвело и формирует плод. С этой ночи начинает меняться на земле свет и запах.
Почему люди не нашли этому моменту столь четкой и емкой фразы-определения: «Солнце на зиму, лето на тепло». Июль самый теплый месяц.
Человек устроен так, что он, как любое живое существо, тянется к свету, к теплу. И среди зимы мысли о тепле, свете дают человеку силы преодолеть холод.
Среди июньского тепла и света человек редко вспоминает о предстоящем холоде. Это потом, поздней, в августе, в дождях человек вздохнет и насторожится: «Ах, уж и лето прошло»…
В природе все разумно: лето зарождается зимой, а зима летом.
Свидетельство о публикации №213060300643