Несколько слов об Уильяме Шекспире
Уильям Шекспир говорил, что если кто-то будет состязаться с ним, то он будет состязаться с мёртвым. Уильям лукавил, говоря это, потому что он понимал, что люди во все времена будут посягать на его лавры, пытаясь подняться до его уровня.
Мифотворчество – это выход индивида из коллективной психологии (Зигмунд Фрейд). Мифы не сохранили имена своих творцов. Не поэтой ли причине появились сомнения в том, что Шекспир является автором пьес-мифов. Мифы – это начало человеческой культуры, и чтобы соперничать с творцом мифов, нужно не подняться, а опуститься до его уровня. Шекспир понимал, что такая постановка вопроса противоречит природе человеческого понимания величия. Об этом знал только он один, и у него не было желания с кем-либо делиться своей тайной. А если бы он открыл свою тайну, люди не поверили бы ему, потому что усмотрели бы в его словах подвох. И правильно усмотрели бы, ведь опуститься до уровня Шекспира можно только из позиции, которая выше этого уровня. Внимательный читатель скажет, что остаётся один путь – подняться до уровня Шекспира. Но это невозможно, потому что как сказал один мудрец: зарабатывать бессмертную славу неблагодарное занятие – работа только начинается, а жизнь уже кончается.
Что касается сэра Фрэнсиса Бэкона, чьей тенью Шекспир якобы только был, то мне неизвестен ни один человек, который одновременно был бы истинным поэтом и истинным философом. Эти два разных рода деятельности требуют два разных склада ума – поэт уменьшает вселенскую пустоту вокруг человечества, а философ, наоботот, расширяет её. Вряд ли Фрэнсис Бэкон занимался трудами, принципиально не отличающимися от рытья ямы – чем больше от неё отнимаешь, тем больше она становится (парадокс “ямы” Леонардо да Винчи). А если бы занимался, то вряд ли бы прославился как философ.
3.06.2013
Свидетельство о публикации №213060401268