Боги свои и чужие

 Когда в Древней Греции спрашивали: «кто ваш бог?», греки отвечали: «У нас много богов» А когда спра-шивали: «а кто главный из богов?», то отвечали: «те двена-дцать, которые живут на Олимпе» Да, боги олимпийцы были главные. Вот их имена: Зевс, Гера, Гестия, Арес, Де-метра, Артемида, Афродита, Гефест, Аполлон, Посейдон, Афина и Гермес. Их было двенадцать…
Но в этот список часто включали имена: Дионис, Геката и другие. Были и многие иные божества, которые находились с человеком рядом. В каждой речке и ручейке была своя наяда, в каждом дереве – дриада, в каждой скале – Опеада, И даже приняв христианство, греки часто ходили в старые святилища или в рощи, чтобы помолиться старым богам. Один и тот же бог-олимпиец  мог носить множество имен и прозвищ. Например, Аполлон, был также и Феб - сияющий, Пеан - врачующий, Ликей – светлый, и Гекаорг-далекоразящий. Артемида была еще и Селеной, и Гекатой               
 Жертвенники ставились не только богам, но и геро-ям. Герои тоже могли взойти на Олимп и стать богами. Скажем, Геракл в конце жизни был взят на  Олимп, а в же-ны ему дали вечно юную богиню Гебу.    
   Геракл выводит из мира те-ней адского пса Цербера
Богов так много, всех не счесть,-
А главных дюжина – двенадцать.
Без них не могут пить и есть,
Любовью заниматься.

В лесу – волшебная краса,
А в каждом дереве – дриады,
Шуршанье листьев – голоса,
Им помолиться надо!

Наяды в речке и пруду,
А в скалах – опеады,
Чтоб день свой посвятить труду,
Им помолиться надо!

А как запомнить имена?
У бога прозвищ много…
Единой не была страна –
Отсюда – клички бога!

Он Аполлон, и он же – Феб,
Он – Пифий, Опеан…
Не веришь в Ликия – ослеп!
И боль от многих ран!
  Своих богов древние греки почитали по-разному, в зависимости от города, и даже, селения. Их почитали по заветам предков и именно так, как хотел того бог  или хо-тела богиня. Чтобы люди не знали, каковы боги на самом деле. Когда царь Гиерон Сиракузский спросил мудрого по-эта Симонида: «Каковы боги на самом деле?», тот попро-сил царя отпустить ему сутки на размышление. Потом по-просил еще два дня, потом еще четыре и так далее. Гиерон удивился, а Симонид ответил: «Чем больше я думаю, тем труднее мне ответить!»
Царь Гиерон из Сиракуз
Спросил у Симонида:
«Чтоб избежать священных уз,
Молить о том Кронида?

На деле боги, каковы?»
День, два молчал поэт,
Проходит месяц, но, увы,
Ответа нет, как нет!

И, наконец, заговорил:
«Не легок твой вопрос,
Затратил я немало сил,
Щетиною зарос…

Вопросом я твоим раним,
И Зевс не дал совета,
Чем больше думаю над ним,
Тем тяжелее ответить.

Греки не удивлялись и не возмущались тому, что у других народов имеются свои боги. Они просто говорили: « В Финикии Геракла называют Малькартом, в Сирии Аф-родиту – Астартой, в Риме Зевса – Юпитером.  А когда им говорили, что в иных странах богов чтят по-разному, греки отвечали: «И у нас, их чтят по-разному, что в этом удивительного?»
И все же, каковыми были боги, живущие на Олимпе. Если спросить современного человека, каковым должно быть божество, он ответит, наверное, так: « Внешне мы их представляем в виде людей, только они должны быть помыслами и действиями значительно лучше людей». Но в мифах Древней Греции боги ведут себя так, как не повел бы  ни один уважающий себя человек.
Как повел себя Уран, по отношению к богине земли – Гее, породившей его самого и ставшей затем его женой. Похотливый, с повышенной сексуальностью, бог заставлял рожать химер, чудовищ, великанов, при этом Гея испыты-вала чудовищные муки. Потом, убедившись в том, что со-здания, вышедшие из недр земли, угрожают его могуще-ству и самому существованию, Уран ввергал порождения в недра матери, заставляя ее испытывать еще более ужасные мучения. Недаром, Гея упросила сына, рожденного ею от Урана, оскопить отца адамантовым серпом, что тот и сде-лал. Там, где пали капли крови Урана, из них родились ти-таны, а из спермы с кровью, попавший в пенные струи мо-ря, вблизи острова Кипр, родилась богиня любви и красоты – Афродита, прозванная еще и Кипридой (по месту рождения).

Вступили в брак Уран и Гея,-
Порядок стал, исчез хаос.
Проходит год, Уран звереет,
Над всем живым свой серп занес!

Рожает Гея многоруких,
Гигантов с сотнями голов,
И стонет в нестерпимых муках,
Рожает чудищ двух полов.

Мужского, женского начала,
Владельцев темных жутких чар,
Кричала Гея и стонала,
Уран их заключал в тартар!

Тартаром были чресла Геи,
Способны всякое родить,
Проходит год, Уран звереет,
Не знает Гея, как ей быть?

Что будет дальше, мир узнает,
Тартар пылает, словно горн,
Урана злобного свергает,
Его сынок – могучий Крон!
Не лучше отца оказался и Крон. Узнав от матери Геи, что он будет свергнут одним из его детей, Крон при-казал жене своей Рее (она была одновременно и сестрой его) приносить к нему рожденных ею детей. В ее присут-ствии он проглатывал их. Чтобы сохранить жизнь хоть од-ному из своих детей, Рея вместо Зевса подала Крону ка-мень, завернутый в пеленки.
Тот, не ожидая обмана, проглотил камень. Так был спасен от гибели Зевс. Выросший в пещере и вскормлен-ный там молоком козы, Зевс дал на ночь отцу напиток, за-ставивший Крона извергнуть из себя ранее заглоченных. Ими и были будущие боги олимпийцы. Олимпийцы всту-пили в борьбу с Кроном и титанами. Победив, они низ-вергли побежденных в тартар.

Отец богов – великий Крон
Детей своих живьем глотал.
Он ждал беды со всех сторон,
Пришла тогда, когда не ждал.

Зевс опоил его питьем
И Крон изверг живых детей.
Мир между ними поделен.
Олимп для празднеств и затей.

Но и олимпийцы оказались не в ладах с моралью, деяния их не свидетельствовали не о справедливости, ни о чистоте помыслов.

Сказания и мифы у эллинов
Познаешь,- оторопь берет:
Порочны боги и богини…
Как поклонялся им народ?

За гордость женщины, Ниобы,
За похвальбу перед Латоной,
Детей ее убили злобно
Селена с братом Аполлоном!

Сонм не кончается чудес-
Возглавил бог воров,-
Лишь народившийся Гермес
Похитил Фебовых  коров!

У Афродиты адюльтер
С воинственным Аресом,
Вот вам сомнительный пример
Любовных интересов!

Гефест узнал, придя домой,
Арес подверг  бесчестью,
Любовника засек с женой,
Накрыл стальною сетью!

К супругу сохранилась вера?
Он изменял, где мог!
О том, конечно, знала Гера,
Но муж ее – верховный Бог.

Она когда-то уличила,
Ему устроила скандал.
Но Зевс позвал и Власть, и Силу,
К небесной тверди приковал

А чтобы мука была тяжкой,
К ногам приладил наковальню,
И долго мучилась бедняжка,
В небес пределах чуждых, дальних!
Примечания: Латона – мать Аполлона и Артемиды, отец – Зевс.


Рецензии