сказания древней эллады

ГАРМОНИЯ
В чем видели мудрость древние? Все мысли были прежде выношены мудростью народа, а мудрецам только оставалось облечь их в соответствующую форму, сделать краткой и ясной. Над мудрецами смеялись: «Зачем искать неизвестное и ненадежное, когда уже есть и надежное и известное?» Большинство поисков касалось вопроса: «Из чего создан мир?» Мудрец из Милета Фалес говорил своим ученикам: «Все на свете создано из воды! Гераклит из го-рода Эфеса говорил: «Все в мире создано из огня!» Луч-шим, наверное, был ответ: «Мир создан из неопределенно-сти!»  А в городе Кротоне проживал мудрец по имени Пи-фагор, тот самый Пифагор, который открыл теорему, ис-пользуемую землемерами при построении квадрата вдвое больше первого. Пифагор решил ее так: нужно в малом квадрате провести гипотенузу, а на ней построить квадрат. « В основе всего бытия лежат числа» - говорил своим уче-никам Пифагор. Единица – это точка, двойка – линия, тройка – плоскость, четверка – тело,  пятерка – число су-пружества… Семь струн на лире, семь светил на небе, каждое из чисел звенит как струна, звуки рождаемые ими слагаются в музыку сфер»
Все создано из чисел и числа,
Цвет, форма, плоскость, тело,
И сфера музыки  росла,
Семерка власть всегда имела…
Пифагор был великим математиком, великим спортсменом, великим мудрецом, но всего этого ему было мало. Он хотел быть пророком и полубогом. О нем при жизни рассказывали чудеса. Скажем, переходя вброд реку Сирис, Пифагор сказал: « Здравствуй Сирис!» Присут-ствующие при этом клялись, что слышали, как Сирис отве-тил: «Здравствуй Пифагор!» Уверяли некоторые, что виде-ли Пифагора в одно и тоже время в разных местах, весьма отдаленных друг от друга. Он разговаривал с медведем, и тот слушался его…
Но главными друзьями Пифагора были числа. Рас-сказывают, Пифагор был на берегу моря в тот момент, ко-гда рыбаки вытягивали из вод морских тяжелую сеть с ры-бой.  Окинув сеть взглядом, Пифагор сказал: «В сети будет пятьсот восемнадцать рыбин!»  Когда рыбу пересчитали, число ее совпало с названным Пифагором.
Кудесником считался, магом,
Он мог даже с медведем говорить,
Но только числа были  благом,
Способны мир перетворить…
Пифагор верил в переселение душ. Себя он считал потомком бога Гермеса. Его душа когда-то принадлежала сыну Гермеса  Эталиду. Гермес предложил выбрать по вкусу себе любой дар, исключая бессмертие. Эталид ска-зал: «Я хотел бы иметь память о прошлых жизнях своей души!»  Гермес дал согласие. Поэтому Пифагор помнил, что после Эталида он был троянцем Эвфорбом, того само-го, который ранил в бою Менелая. Потом  он был милет-цем Гермотимом, Пирром с острова Делоса, занимавшимся рыбной ловлей и, наконец, стал Пифагором из Кротона.
Душа, покинув наше тело,
Не убегает в мир иной,
Иное тело будет делать,
С душою той же, не другой.
Пифагор, имея физически развитое тело, был вели-колепным спортсменом, известным на всю Грецию, увен-чанный лавровым венцом, которому создавали жертвенни-ки.
Слыл Пифагор великим мудрецом,
Земля еще такого не родила,
С спокойным и приветливым лицом,
Он обладал чудовищною силой.

Никто не мог так бросить диск, как он,
Был победителем в прыжках и беге.
В борьбе с сильнейшим  не был побежден,
И не лелеял тело свое в неге.

Своим ученикам Пифагор говорил: «Я не учу муд-рости, а исцеляю от невежества.
«Я исцеляю от невежества людей,
Учить их мудрости – нелепая затея!
Есть в математике – величие идей,
Но, кто без мудрости к ним прикоснуться
смеет?

Самое же знаменитое требование его было – « не есть бобов, не трогать их!» Мотивировал он это тем, что бобы слишком похожи на Аидова врата.  Из-за бобов Пи-фагор и погиб. Знать города Кротона, что находился в Ита-лии, уважала и ценила Пифагора, а простой люд ненавидел его, В городе возникло восстание против Пифагора и его учеников. Пришлось бежать. На пути встретилось поле бобов. Пифагор воскликнул: «Лучше  погибнуть, но не растоптать бобы!» Здесь его настигли преследующие и убили.
Ученикам велел не есть бобов,
Состав считая человеческой основой,
Не тратил попусту священных слов,
Где можно цифрой заменить их снова.

И еще, говорил Пифагор: «Если есть в мире законы, которым повинуются все на свете, то такими законами яв-ляются – законы математики!  Даже бог не может сделать так, чтобы дважды два не равнялось четырем. Кто знает математику, тот знает то, что выше бога!»


Рецензии