Основы экскурсоведения
Выпускникам кафедры «Общей географии, краеведения и туризма»
геолого-географического факультета Ростовского государственного
университета 2003 года.
Помимо всего прочего, что было с нами в студенческие годы, на занятиях на геолого-географическом факультете РГУ, начиная с третьего курса, нас готовили к работе в качестве экскурсоводов, приобщая, тем самым, к индустрии туризма. Конкурс на кафедру «Общей географии, краеведения и туризма» был довольно высок, но всех ребят (а нас среди девушек-студенток было раз в 5 меньше), кто изъявил желание учиться по специальности «Международный туризм, краеведение и экскурсионное дело» благополучно приняли. Курс «Основы экскурсоведения» читал заведующий кафедрой, автор огромного количества книг и статей по краеведению и туризму, Геннадий Петрович Долженко.
Занятия по этому предмету были интересными и плодотворными, Геннадий Петрович проводил их больше в форме беседы, а не читал просто лекции. Каждый из студентов мог в любой момент высказать свое мнение по тому или иному вопросу. На практических занятиях мы посещали донские музеи, анализировали работу экскурсоводов, а в итоге сами выбирали объект и составляли маршрут экскурсии. Не знаю почему, но мной был выбран древний город Узбекистана – Самарканд, вернее, его главная площадь – Регистан. На итоговом занятии присутствовал известный корреспондент газеты «Турист» Александр Розанов, который позже в своей статье «Экскурсия на кафедру экскурсий» поделился впечатлением об увиденном и высоко оценил нашу работу: «…Вот наша экскурсия и подошла к концу. Мы покидаем этот гостеприимный дом в Ясной Поляне, дом, в котором считали своим долгом побывать все выдающиеся люди России, да и всего мира, чтобы отдать долг величайшему гению земли русской Льву Николаевичу Толстому. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу. Деликатно выждав некоторое время, миловидная светловолосая девушка Катя Чумак, прихватив свои экскурсионные пособия – буклеты и фотографии, спускается с кафедры. Я вижу, как одобрительно улыбаются мои соседи по экскурсионной группе, как складываются руки для аплодисментов у ее подруги, тезки нашего экскурсовода Кати Разумовой, незадолго до этого тоже побывавшей гидом на прогулке среди дворцов и фонтанов Петергофа, и чувствую, что сам не прочь от души похлопать глубоким знаниям и таланту общению этой юной леди туризма. Но здесь аплодисменты не приняты, за окнами вовсе не яснополянский парк, а обычные кварталы Западного микрорайона Ростова. И наши экскурсоводы пока не настоящие. Мы находимся в аудитории геофака Ростовского Государственного университета, где третьекурсники, проходящие специализацию «Туризм и экскурсионное дело», защищают свои курсовые работы. Надо сказать, что ребята не обращают внимания на условность обстановки. Их руководитель, зав.кафедрой общей географии, краеведения и туризма Геннадий Петрович Долженко, словно опытный режиссер, так построил учебное занятие, что оно выглядит как всамделишный конкурс. Чья же тема будет полезнее, интереснее, занимательнее? Помните, одно время у нас были модны так называемые «деловые игры»? Нечто похожее происходит и здесь, с той лишь разницей, что за игровой формой присутствует серьезная научная база. Каждая экскурсия в интерпритации студентов – хоть и мини, но все же исследование. Да, туризму нужны сегодня специалисты, и не просто энтузиасты-любители, а люди, прошедшие специальную теоретическую и практическую подготовку, обладающие фундаментальными знаниями, владеющие современными технологиями, способными эффективно действовать не только в рамках своей отрасли, но и оценить ее место в конъюнктуре рыночной экономики в настоящий момент. Тем более что этот профиль подчас бывает весьма привлекательным. Взгляните на студенток семинара, с которого мы начали свое повествование. Одна другой краше. Вот это настоящие кадры будущего российского туризма! Даже «Мисс Ростова - 2000», очаровательная Лиля Гончарова среди них. Но это так, в порядке лирического отступления. Мне все же интересно, что там у этих ребят и девчонок в конспектах, что они считают главными для себя, к чему себя готовят, чему отдают предпочтение? С разрешения одного из них, листаю тетрадь. Так и есть, на первом месте, конечно менеджерные премудрости. Анализ туррынков в разных странах, опыт работы крупных мировых туристических компаний, методика поиска в Интернете, взаимоотношения с клиентами. Дальше – краеведение, музееведение (судя по типам музеев и перечню интересующих владельца тетради экспонатов – ребята эти здорово начитаны), затем местные достопримечательности, расписание учебных экскурсий. Словом, сумма знаний, какую им предлагают на кафедре, впечатляет и количественно и качественно. А по существу мне понравилось, как готовят в РГУ новое поколение хозяев туристических офисов. Думается, преподавательскому составу кафедры – Р.И. Сухову, И.Ф. Черкашиной, А.А. Пушкаренко и, разумеется, самому Г.П. Долженко не придется за них краснеть. У педагога – творца не может быть заурядных учеников…».
Кроме того планировалась самая настоящая студенческая экскурсия по главной улице нашего города – Большой Садовой, но она по каким то причинам, не зависящим от нас, не состоялась. Ниже приводится ряд чудом сохранившихся работ, сделанных во время практических занятий по «Основам экскурсоведения».
Экскурсия в музей изобразительных искусств.
Музей изобразительных искусств был открыт в Ростове-на-Дону только в XX веке. Большую роль в собрании картин на Дону сыграло Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств. Во время Великой Отечественной войны коллекция музея очень сильно пострадала. Многие картины были утеряны при эвакуации.
Экскурсия началась с выставки древнего искусства – икон. Авторы икон нам неизвестны, т.к. иконописцы не подписывались под своими работами. При написании икон соблюдались определенные правила и нормы, т.к. нельзя было отступать от Священного Писания. В музее представлены иконы с изображением Христа (Спас Нерукотворный) и Богородицы. Существует несколько видов изображения Богородицы: Умиления (Владимирская икона) и Богоматерь – Путеводительница. При написании икон использовались краски, которые художники изготавливали сами. Краски наносили на дощечки, предварительно обработав олифой. Именно олифа делала иконы недолговечными, со временем они темнели, а изображения становились неразличимыми. Иконы необходимо было время от времени восстанавливать. Краски использовались очень яркие, каждый их цвет имел определенное значение: бордовый – цвет крови Христа и мучеников. Это доминирующий цвет на иконах. Синий – воплощение божественности, золотой – божественный цвет. При написании икон использовались сюжеты из Священного Писания: Гора – символ святого, Город – символ Бога-отца, Дерево – символ Бога-сына. В музее находится икона с изображением Георгия Победоносца, прототипом которого является воин, живший в III веке до нашей эры и принявший христианство. На иконе – история его пыток и страданий. А в центре – легенда о Георгии и страшном змее.
В начале XVIII века икона уходит на второй план. Появляется светская икона. Парсуна – переход от иконы к портрету, писалась она уже масляными красками. Лицо рисовалось объемно, а все остальное – плоско. Взгляд чаще всего был отсутствующим.
XVIII век представлен портретами только тех людей, которые служили государству. Большое внимание на портретах уделялось фактуре. В конце XVIII века для художников стало важно передать чувства, внутренний мир каждого человека.
В первой половине XIX века художники изображали на своих картинах простых людей. Портрет становился более демократичным.
Пейзаж появился только в конце XVIII – начале XIX вв. (эпоха романтизма). Чаще всего изображалась нереальная фантастическая местность…
«Золотая комната» Областного краеведческого музея.
В экспозиции представлены материалы специального хранения – сокровища донских степей. Предметы, выполненные из золота, серебра, бронзы и других материалов, принадлежат к разным историческим эпохам: от киммерийского населения до монголо-татарского нашествия.
Большинство населения, жившего на степной территории нашей области с незапамятных времен, это сменяющие друг друга воинственные кочевые племена. Они оставили после себя частицы своих культур: украшения, оружие, посуду и прочее. Самые древние находки принадлежат киммерийскому населению. К ним относятся височные серебряные кольца – специфические женские украшения.
Особого внимания заслуживает реконструкция одежды скифского царя. Все представленные золотые элементы подлинные, франкийско-греческого происхождения. Помимо одежды здесь представлены накладки на посох – символ греческой власти, шейная грива гривна – знак царской власти, конская упряжь, вооружение, золотые обкладки горита (чехла для лука и стрел), колаф – головной убор, а также украшения царицы. Женская одежда и украшения находились в гробнице, по-видимому, из ритуальных соображений.
Коллекция золотых и серебряных монет, набор золотых украшений (серьги, венок и др.), пряжка, флакон для благовоний, заколки для плаща, пряжки на сандалии, утяжелители для пояса, статуэтки, лампады – все эти, а также множество других предметов, сохранились от древнего греческого поселения – Танаиса – самой северной колонии греков на Черном и Азовском морях.
Не менее интересно сарматское женское захоронение. В данной экспозиции представлены фотографии раскопок этого захоронения, многочисленные изделия из золота и серебра, а также предметы бытового характера: украшения, зеркало, бронзовый котел. Из оружия здесь представлены стрелы от лука.
Заканчивается экспозиция находками археологов, относящихся к более поздним временам: элементами конской упряжи, монетами, вооружением хазарских, половецких и монголо-татарских племен.
Анализ работы экскурсовода.
Если анализировать работу экскурсовода в «золотой комнате», то хотелось бы обратить внимание на ряд недостатков, прежде всего бросающихся в глаза. Полное сочетание показа и рассказа у экскурсовода получалось только в начале экскурсии, потом постепенно он отошел назад и рассказывал о находках за спинами студентов. Хорошо, что он был высокого роста, иначе, было бы еще хуже. Контакт экскурсовода с группой получился только в конце экскурсии, когда ему начали задавать вопросы. Хотелось бы сказать несколько слов о самой атмосфере во время экскурсии. Она была очень напряженной, тяжелой.
А, в общем, рассказ получился интересным. Я узнал много нового по истории своего края. Сразу было видно, что парень хорошо знает то, о чем рассказывал. Чистота речи, научность ее, богатый лексикон – все это было на высоте, поэтому, считаю, что, в конечном счете, экскурсовод справился со своей работой.
Площадь Регистан (Самарканд).
Здравствуйте, меня зовут Александр. Я буду Вашим экскурсоводом по красивому древнему Самарканду, с историей которого связаны имена Александра Македонского, грозных Чингисхана и Тимура, ученого астронома Улугбека. Расположенный на торговых караванных путях, игравших огромную роль в экономических связях стран Востока, он еще много лет назад стал одним из центров древней цивилизации.
А начнем мы с Вами экскурсию с площади Регистан, которая расположена в самом центре Самарканда. Эта площадь – сердце древнего города. Его официальным центром она стала со времен Тимура – тщеславного и жестокого правителя монголо-татар. Регистан, что в переводе означает «Песчаное место», был форумом и торгово-ремесленным центром. Здесь под звуки огромных медных труб глашатаи объявляли горожанам о милости и грозных карах властителя. Здесь всенародно совершались казни, провозглашались начало и конец войн и походов. Сюда являлся триумфатор-победитель с награбленными в далеких странах трофеями, добычей и отрубленными головами врагов, воздетых на длинные пики.
Воздвигнутый здесь ансамбль монументальных зданий является уникальным образцом градостроительной культуры минувших веков. Площадь с трех сторон замыкают величественные здания – медресе Улугбека, Шердор и Тилля-Кари. Медресе – это высшее духовное заведение, в котором учились 10-12 лет. Тот, кто оканчивал его, мог быть судьей, настоятелем мечети или преподавателем медресе.
Университет средневековья – медресе Улугбека, расположенное слева от нас, построено в XV веке и названо в честь внука Тимура, великого ученого средневековья. О его научных достижениях я расскажу чуть позже, когда мы будем с Вами на возвышенности Кухак, где была обсерватория Улугбека.
Хотелось бы обратить внимание на то, что при дворе Улугбека, вопреки суровым религиозным законам ислама, создавалась непринужденная светская обстановка, звучали музыка и песни, устраивались пышные пиры. Примечателен и тот факт, что вопреки установлениям шариата, на торжествах вместе с мужчинами участвовали и женщины.
Взгляните на стены медресе, снаружи они богато декорированы разноцветным кирпичом, образовавший красивый орнамент и религиозные изречения. Роскошная и богатая отделка внутренних помещений состояла из облицовки мозаикой, резным мрамором, позолоченными узорами.
Справа от нас расположен медресе Тилля-Кари, а рядом с ним, в центре – медресе Шердор. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу – бессмертному памятнику зодчества – медресе Улугбека. Помимо своей основной задачи – обучения студентов, исполняли роль соборных мечетей.
Посмотрите на архитектурные достоинства зданий. Их общий облик – купольное сооружение на прямоугольном основании – имеет нечто общее с православными церквами. Высокие, стройные контуры минаретов стали характерным знаком архитектуры ислама. Гигантские порталы обращены к площади высокими и глубокими стрельчатыми арками.
Орнамент – это один из существенных компонентов целостного художественного образа этих памятников. Религия мусульман запрещает в мечети изображение людей, животных, других природных явлений. Поэтому художники рисовали абстрактные изящные узоры со стилизованными листочками и буквами арабской письменности. А сверкающая на солнце разноцветной глазурью мозаика, сочетаясь со спокойным тоном шлифованного жженого кирпича, придает памятникам еще большую красоту и изящество.
В настоящее время на площади Регистан закончена реконструкция и смонтирована светозвукопанорама, дающая возможность устраивать яркие представления, в которых главную роль играют памятники архитектуры. Программа называется «Сердце древнего Самарканда» и начинается под величественную мелодию словами:
Я Регистан, я сердце Самарканда,
Я памятник прошедших войн и бед.
Потомок, слушай мудрости завет: мир береги!
Жить в мире, дружбе – счастье.
Ты всюду помни это, человек!
И каждое медресе начинает свой печальный рассказ о жизни предков, о войнах и разрухе, о мирных днях и созидании.
Для тех, кто желает посмотреть и послушать светозвукопанораму, построен амфитеатр на 1000 мест, поэтому, кто хочет, может пройти вперед и занять удобные для себя места. Через 30 минут встречаемся здесь же и продолжим экскурсию к городищу Афрасиаб. Если есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
Геофак РГУ.
2000-2001 гг.
Свидетельство о публикации №213060401570