Гитара музыкальная 29. Марио Кастельнуово-Тедеско

Гитара в музыке XX века.

85.
Кастельнуово-Тедеско Марио (Castelnuovo-Tedesco) (1895–1968) – итальянский композитор и пианист. Родился во Флоренции в еврейской семье. В 1939 г. эмигрировал в Соединенные Штаты. С 1946 преподавал в Лос-Анджелесе. Наибольшей популярностью пользовался в 1920-1930 гг. В творчестве – черты неоклассицизма.

Марио Кастельнуово-Тедеско, пожалуй, самая яркая личность из композиторской плеяды питомцев Андреса Сеговии. Его музыка до сей поры звучит свежо, а значит, что он заслужил признательность потомков.

«Тонадилья» Марио Кастельнуово-Тедеско посвящена Андресу Сеговии. Эта пьеса пленяет хрупкой, сдержанно-порывистой лирикой. Она прозрачна, как морская вода в тихое утро, когда сквозь ее толщу виден каждый камушек на дне, каждая серебряная рыбка среди водорослей и кораллов. Такое эмоциональное созерцание различных форм жизни является отличительной чертой музыки итальянского композитора – музыкой чистой, нежной, пронизанной яркими солнечными лучами.

В «Меланхолии» Кастельнуово-Тедеско имитирует романтический стиль: звучит умилительная, нежная мелодия – та, что рисует образ влюбленных в голливудских кинофильмах.

«Подражание Боккерини» («Оmmagio a Boccherini» (op.77)) Марио Кастельнуово-Тедеско – многогранное произведение. Возможно, автор, создавая его, преследовал некую цель, хотя это не обязательно. Каждый исполнитель и слушатель волен по-своему трактовать образное содержание. Зато стиль этого 4-частного цикла можно характеризовать более объективно. Он отличается утонченными сочетаниями акварельных красок, ласковыми чертами, доходящими порой до слащавости. Удивительны легкие, тающие световоздушные переходы, свойственные картинам позднего Б.Э.Мурильо (1618–1682). Особенно эта близость явственна, если сравнивать нежную и светлую лирику Кастельнуово-Тедеско с жанровыми сценами живописца, на полотнах которого изображены женщины с детьми.

Слушатель, несомненно, оценит очаровательную сказочность этих пьес, которые связывают воедино три имени: Кастельнуово-Тедеско, Боккерини, Мурильо.

Итак:
1. Allegretto con spirito – это загадочное, таинственное оцепенение;
2. Andantino quasi canzone – это печальная, но светлая песня-раздумье;
3. Tempo di Minuetto – лирическая песня-серенада с чувствительными интонациями;
4. Vivo e energico рисует картину решительных действий, перемен, которая завершается маршеобразными ритмами и торжествующим финалом.

Так или иначе, несомненно одно: хрупкую лирику средних частей обрамляет гипнотическое оцепенение первой и энергичная воля последней.

Концерт для гитары и оркестра № 1 (ор.99) Марио Кастельнуово-Тедеско примечателен тем, что произведение в этом жанре сочинялось при участии Андреса Сеговии, что его автор обратил свой взор к старинной музыке, используя или воссоздавая мелодии Ренессанса. Опытные слушатели, вероятно, услышат испанские интонации и колорит «Аранхуэсского концерта» Хоакина Родриго. Это значит, что музыка итальянского композитора в какой-то мере стала предтечей гениального творения Хоакино Родриго. Не потому ли воображение рисует нам образы далеких веков:

1. Allegretto создает мрачную, гнетущую атмосферу, в которой звучат воинственные призывы рыцарей;
2. Andantino alia romanza – это романс рыцаря, переходящий в величественную испанскую тему (оркестр и гитара вместе);
3. Ritmico e cavalleresco – это апофеоз народного праздника.

Правда, в произведении Кастельнуово-Тедеско нет того темброво-красочного богатства, которым отличается шедевр Хоакина Родриго.

Романс ор.170 №37 Кастельнуово-Тедеско прежде всего показывает, насколько композитор плодовит. Подумать только: несколько десятков пьес в одном опусе! Само же это произведение говорит о незаурядном мелодическом даре автора.

«24 прелюдии и фуги для двух гитар» (ор.199) Кастельнуово-Тедеско образуют мозаику преимущественно светлого и радостного колорита. Сами по себе пьесы небольшие, в них нередко просматривается трехчастность. Их эмоциональный диапазон невелик из-за отсутствия драматических столкновений и резких контрастов. Два качества в одинаковой мере свойственны прелюдиям и фугам: мелодичность и изящество. Первые скорее напоминают рахманиновские этюды-картины, вторые – это свободная полифония. И все они итальянские по духу и характеру.

Следует выделить из 24 пьес скерциозную 12-ю прелюдию, токкатную 2-ю фугу, игривую фугу №8. Эти блестящие произведения украсят любой концерт!

Тарантелла ор.87 в аранжировке Андреса Сеговии представляет собой виртуозную концертную пьесу. В ней столько изящества, блеска, жизнеутверждающей энергии, что невольно вспоминаешь о солнечном Россини.

Сюита «Platero у Yo» («Богач и я») ор.190 Кастельнуово-Тедеско состоит из пяти номеров. Названия пьес не позволяют до конца постичь авторский замысел – конечно, в силу недостаточной информации об этом произведении. Да и сами пьесы носят импровизационный характер. Однако можно смело утверждать, что яркая образность сюиты неотделима от некоего видеоряда, будто она специально написана для кинофильма.

Что же «изображено» в каждой из частей?

1. «Богач и я» воплощает состояние подавленности, безысходности;
3. «Возвращение» передает легкую, несколько манерную танцевальность;
4. «Весна» вполне конкретна: это картина радостно пробуждающейся природы;
5. «Воробьи» – здесь есть нечто от арабески, меланхолического вальса, марионеточности; в ней замечательно изображены повадки непоседливых пташек, будто эта пьеса иллюстрирует финальные кадры какой-то из феллиниевских мелодрам.

Свою Элегическую фугу или Фугу-элегию для двух гитар Кастельнуово-Тедеско посвятил памяти Иды Прести.

Последовательность скорбных экспрессивных аккордов Прелюдии сменяет лирическая тема Фуги, в которой столько света, нежности, теплоты, что умершая представляется нам в образе сказочной царевны-красавицы, усыпленной злой колдуньей. В конце вновь появляются скорбные аккорды, которые возвращают слушателей к суровой реальности. Интонационной ремаркой от первой части к последней композитор еще раз подчеркивает целостность музыкальной формы произведения.

В Сонатине для флейты и гитары ор.205 Кастельнуово-Тедеско верен себе: он пишет музыку образно яркую и мелодически прелестную. Выделяется третья часть - Скерцо-рондо, которое кружит нас в вихре счастливой радости.


86.
Сайнс де ла Маса Рехино (Regino Sainz de la Maza y Ruiz) (1896–1981) – испанский гитарист и композитор. Первоначально изучал игру на фортепьяно, но после знакомства в Мадриде с известным испанским гитаристом Даниэлем Фортеа перешел на гитару.

В молодости Рехино Сане де ла Маса произвел огромное впечатление на Федерико Гарсиа Лорку. Поэтому есть смысл соотнести его музыку со стихами великого испанского поэта. Есть еще одно обстоятельство: именно Сайнсу де ла Масе посвящен «Аранхуэсский концерт». Возможно, Хоакин Родриго находил нечто общее с ним в подходе к гитарному искусству, в частности - к старинной испанской музыке. И, видимо, это тоже позволяет соотносить произведения Сайнса де ла Масы с творчеством прославленного композитора.

Итак, Санйс де ла Маса, Лорка и Родриго – вот те фигуры, которые существенны для нас.

Оригинальна пьеса «Boceto Andalus» («Андалусский эскиз») Сайнса. Ее песенно-танцевальная мелодия радостна и одновременно трогательна.

Не менее интересна «El vito» по мотивам испанской народной песни «Жизнь». Действительно, в ней чувствуется трепет полнокровного бытия и печаль в ту пору, когда «плачет горький олеандр сквозь тишину».

«Petenera» («Цыганка») явственно перекликается с лорковским циклом стихов «Силуэты Петенеры», а ее альтовая грустная мелодия – со словами из стихотворения «Шесть струн»: «Гитара, / и во сне твои слезы слышу, / рыданье души усталой, / души погибшей...»

«Rondena» и «Zapateado» – танцевальные пьесы, брызжущие радостью, весельем, озорством и, конечно же, отмеченные оттенком грусти.

В Испании нет такого уголка, где в венок жизни не была бы вплетена нить вековой скорби, чтобы в искрометных ритмах народных танцев не застыло бы застывшее страдание, а в зычных песнях – мотив отчаяния (или, как сказал Гарсиа Лорка, «беззвучных мелодий»).


Рецензии