6 из новой книги

6 из новой книги П.Краснощеков


                КОРМИЛИЦА МАШКА
    В военнное время в Быково коров держали не многие, семьи были сплошь дети да женщины, которые работали с утра до вечера, и для коровы корма не могли запасать, а вот козе корма надо не много. Весной, летом и осенью  пасётся со стадом, а для зимы дети мешками наносят травы с Васькиного озера. Будет коза, будет утром и вечером детишкам молочко. А если ещё коза пуховая, то пух можно продать или связать шаль или платок и так же продать. Каждый год доход. Коза каждый год приносит козлят, да часто не одного, а два, это опять же доход в семью. Словом для женщины с детьми в военное время и не только в военное время, коза была спасением.

Дети рано утром провожали козу в стадо на окраину Быково, по вечерам встречали её из стада, смотрели, чтобы никуда не заходила, не проказничала, на что она была великим мастером. Чуть отвлечешься, и она стоит на задних ногах, пытаясь обглодать верхние ветви дерева, или залезла в чужой палисадник полакомиться красивыми цветами. За это детей не похвалят.
    А козлята? Ну, чистый цирк. Они хорошо дрессировались Майечкой, подолгу стояли перед ней на задних ножках, выпрашивая у Майи кусочек хлеба. Если она не обращала на них внимания, они начинали бодаться своими маленькими рожками. Словом, детям было развлечение, деревенский цирк, да и только.

                СТРОИТЕЛЬТВО СВОЕГО ДОМА
   Каждый человек мечтает о своём доме, а мать – вдвойне, ведь она думает не только о себе, но и о своём ребёнке. Мечтала и Анна о своём гнёздышке всё время, но сначала была война, мечта была одна – выжить, после войны ждала мужа с войны, мечта была другая – вернулся бы Ванечка живым. Вернулся живым и здоровым, но семейная жизнь у них не заладилась. А когда стало ясно, что они с мужем жить не будут, Анна всерьёз задумалась о дальнейшей жизни.

   Подрастали девочки, Майечка ходила во второй класс, Люся готовилась к школе. А кухнёшка бабушки Насти не росла, уже места в ней не хватало, ко всему ещё ранней весной их две козы приносили козлят, да чаще по двойне, их приходилось размещать в кухне у печки или под койками. Они были такие пройды, всё норовили выскочить за перегородку и побегать на просторе, пожевать подзоры на койках. Однажды они сжевали половину Майечкиной тетрадки.

   Анна стала откладывать деньги на постройку хотя бы маленькой кухнёшки. Откладывала с мизерной зарплаты рабочей лесхоза, коза Машка давала молоко, его съедали, а ещё коза давала пух, из него Анна вязала платок и продавала. Каждый год по платку, а деньги откладывала, умудрялась откладывать с алиментов, которые платил Иван Майечке. Так по крохам, по копейкам, но с годами сумма прибавлялась.

   Наконец, деньги были собраны, их хватило на сруб размером 2,5 на 3,5  метра, его сделал сосед Рябов себе под баню. Этот сруб очень понравился Анне, она слёзно уговорила продать ей его под домик. Свободное место под строительство дома было на этой же улице Московская, только ближе к центру от бабушки Насти на целый квартал. Рябов согласился продать сруб, более того он его разобрал, немного переделал и собрал его на новом месте. У переделанного сруба появились новые окна, увеличены двери, он стал немного повыше.

   Весной началась такая долгожданная стройка! Вдвоём обдранковали сруб, стали обмазывать его глиной. Майечка носила воду из колодца, который стал дальше на целый квартал, месила босыми ногами глину в холодной воде, а мама-Анна носила в ведре глину и обмазывала сруб. Работа была в удовольствие, ведь строили СОБСТВЕННЫЙ ДОМ!  Обмазали стены, Анна сама стала класть плиту в доме, выводить дымоход на крышу. Помогать позвали соседей только подавать тяжёлые вёдра с глиной на крышу, ведь крыша была тоже из глины.

   Удивительно, за военное время женщины научились всякому крестьянскому труду, даже сени Анна сама пристроила к домику, не говоря уже о сарае для козы Машки и дров с кизяками. Пилу, топор и молоток она держала почти  ничуть не хуже мужика! Не отставала в этом и Майечка.

   Побелили дом снаружи, выкрасили изнутри, домик получился как игрушка, светлый, уютный. СВОЙ ДОМ! Хотя и маленький, но СВОЙ!

   Дом построили и уже жили в нём, но замесы глины в холодной воде вышли у Майечки  чирьями на левой ноге. Анна мазала их мазью Вишневского, чирей проходил, но вскакивал рядом другой. Так продолжалось почти всю осень, пока Анна не повела Майечку к знахарке  бабе  Нюре, жившей неподалёку. Та всплеснула руками:
- Что же вы так затянули?
- Мы думали медициной обойтись.
- Ведь теперь у девочки шрамы останутся. Всё не верите народной медицине, следы будут вам напоминать о нашей сокровенной вере. Пойдем девочка в дом, а вы мамаша посидите, и подумайте о сказанном.

   Баба Нюра заговорила,призывая древнего славянского Даждьбога дать исцеление больной, даже призывала  на помощь древнего бога Ярило.Закончив молитвы, она дала снадобье и чирьи на удивление быстро прошли, но следы на ноге у Майечки от них остались на всю жизнь, как память о строительстве своего дома.
                *           *          *

Продолжение в 7


Рецензии