63. В. Агошков. Люди края - Зайцев, Киреевский...

63. В.Агошков.

Люди края - 
Зайцев,
Киреевский,
Лермонтов
...

ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881-1972) – прозаик, драматург, переводчик. Родился в городе Орле. Нас интересует высказывание писателя об Оке: «Ока берёт начало несколько южнее Орла… Медленно, неустанно пронизывает извивами зеркальными через Рязань до Волги – Светлая душа страны… В необъятной России как бы область известной гармонии – те места Подмосковья, орловско-тульско-калужские, откуда чуть не вся русская литература и вышла».
//Несколько южнее - это км 70: об истоке Оки.//
 
КИРЕЕВСКИЙ Пётр Васильевич (1808-1856) – фольклорист, публицист. Родился в селе Долбино Лихвинского уезда Калужской губернии. В 1812 году семья Киреевских переехала в своё родовое имение Киреевская Слободка под Орлом. В Орле отец Киреевского устраивал госпиталь для раненых и заразился тифом, от которого его не могли спасти. После кончины отца семья переехала в родовое орловское имение Муратово (ныне Урицкий район Орловской области), а в 1814 году вернулась в Долбино.

Киреевский и его брат получили хорошее образование по программам Жуковского (мать Киреевского – Авдотья Петровна, в девичестве Юшкова, во втором браке Елагина, была племянницей поэта). В 1822 году семья Киреевских-Елагиных обосновывается в Москве. Их дом у Красных ворот становится литературным салоном, в котором побывали многие знаменитости: А.С. Пушкин, П.Я. Чаадаев, Н.М. Языков, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Адам Мицкевич.

Пётр Киреевский посещал лекции в Московском университете, а в 1829-1830 годах продолжил образование в Германии, в Мюнхенском университете. В 1832 году в Москве братом Петра – Иваном Киреевским, известным публицистом и философом, стал издаваться журнал «наук и словесности «Европеец», закрытый по личному распоряжению Николая I как «неблагонадёжный». Пётр принимал в издании журнала непосредственное участие.

В 1826 году А.С. Пушкин лично вдохновляет Петра Киреевского на создание Собрания народных песен. Наш земляк становится центральной фигурой, вокруг которой объединяются все любители устного народного творчества. Свои материалы и записи отдали Киевскому не только Пушкин, но и Гоголь, Кольцов, Даль, Языков и другие. Сам Киреевский также записал большое количество народных песен в Московской, Симбирской, Орловской и соседних с ними губерниях. С 1837 года Пётр Киреевский поселился в своём имении Киреевская Слободка, в семи верстах северо-западнее г.Орла, где проживёт почти безвыездно до конца своей жизни.
 
Мало кому известно о том, что Киреевскому также принадлежало село Рубча, находящееся в Кромском уезде Орловской губернии. Сейчас это деревня Рубчее Сосковского сельсовета Сосковского района Орловской области, находится западнее села Сосково – районного центра.

В нашей книге «Малоархангельские истоки» есть очерк о Петре Киреевском, как помещике Малоархангельского уезда Орловской губернии. Следовательно, Киреевские не раз пересекали по Ливенскому тракту село Становой Колодезь. Почему-то орловские краеведы не верили тому, что именно П.Киреевский мог быть помещиком Малоархангельского уезда. Но, когда я стал работать в Орловском архиве, то сомнений не оставалось: это так!
Бывал П.Киреевский и в г.Орле, в Спасском-Лутовинове, у Тургенева, который отзывался о нём, как о человеке «хрустальной чистоты и прозрачности». 6 октября 1856 года Тургенев писал С.Т. Аксакову: «На днях мы много говорили обо всех вас с П.В. Киреевским, который приезжал ко мне из своей орловской деревни. Что за милый и чистый человек!».
К началу 50-х годов Собрание народных песен Киреевского насчитывало более 10000 текстов.

К сожалению, мало что было при жизни собирателя опубликовано. С одной стороны, мешал этому, видимо, «непробивной» характер самого собирателя, жившего к тому же далеко от столицы. В 1848 году вышла книга «Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете».

В ней в качестве раздела были опубликованы «Русские народные песни, собранные Петром Киреевским». В 1856г часть песен из Собрания Киреевского была издана в первой книге «Русской беседы». И всё.  А с другой стороны, мешало этому нежелание властной верхушки, в жилах которой текла «западническая» кровь, раскошеливаться на чуждое ей устное народное творчество. Да и – в это трудно поверить – не все материалы Петра Киреевского увидели свет. До сих пор! Недавно услышал рассуждение одного критика о том, что, мол, ничего ценного и замечательного нет в «так называемых русских народных песнях», написанных, как правило, просто и незамысловато.

Конечно, не все частушки известной песенницы Мордасовой можно приветствовать, особенно те, которые она сочиняла сама. Народ же свои частушки так выкристаллизовывает, что любо-дорого послушать: здесь и особая, подковыристая рифма, задиристый ритм. Но главное – ёмкое, с лукавым юмором, содержание. Как говорится, ни прибавить, ни убавить! Что же касается народных песен, то они потому и народные, что любимы им. Кстати, о скрипке. Нынешние критики в восторге от людей, играющих на данном инструменте.

Как говорится, на здоровье! Но почему тут же она противопоставляется балалайке и гармошке! Большевики, круша и уничтожая церкви, незаметно боролись и против русских народных песен и вообще народного творчества. Потому они и не стремились напечатать Собрание Киреевского. Правда, в первой трети ХХ века «Песни, собранные П.В. Киреевским» издавались, но потом о них забыли.

Архив Киреевского в конце 50-х годов 19 века попал в распоряжение Общества любителей российской словесности. Вскоре П.А. Бессонов издал материалы из архива Киреевского, которые составили в совокупности 18 выпусков-томов.
Кто-то потом предъявил претензии Бессонову, но главное было сделано – песни увидели свет. Но не все. Известно, что братья Киреевские состояли в кружке «славянофилов», в то время как в России набирали вес демократы, буквально всё, особенно прошлое, подвергавшие критике, сатире, осмеянию и даже поруганию.

Все эти примеры мы привели для того, чтобы сказать: Пётр Киреевский, совершив подвиг по сбору русских песен, мало кому известен и до сих пор. Его больше знают, как представителя «славянофильства». Даже у нас на Орловщине идёт спор: а тот ли Киреевский имел земли в Малоархангельском уезде? Теперь появилась и д.Рубчее Кромского уезда.

Я бы добавил сюда ещё и земли во Мценском уезде, принадлежавшие Киреевским. Одним словом, учёных у нас много, а конкретных дел в этом направлении, за исключением профессора Орловского госуниверситета Костина, издавшего недавно книгу по фольклору Орловщины, мало.

Конечно, всё упирается в денежные средства и поддержку властей. Не исключено, что Пётр Киреевский и его друзья какие-то песни записали и в селе Становой Колодезь. А уж про весь Орловский уезд и говорить не приходится, так как Киреевская Слободка располагалась в нём.
 

 
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, прозаик, драматург. Известно, что в последние годы жизни поэт побывал несколько раз в Воронежском крае, в Воронеже, в гостиницах Кобылихина (в конце января 1841 года) и Евлаховой, на Большой Дворянской улице (весной 1841 года).

Был Лермонтов в селе Семидубравном, близ города Землянска, в гостях у своего друга по полку А.В. Пожанова. Написал поэт и поэму «Тамбовская казначейша». Связан Михаил Юрьевич и с нашим краем. Об этом хорошо написал известный орловский поэт, писатель-краевед Василий Михайлович Катанов в своей книге «Змиёвский край».
 
//На этом мои очерки о людях, так или иначе связанных с моим краем – Становым Колодезем – были прерваны очередными работами. Возможно, что мы продолжим их …//

 (С) В.И. Агошков.


Рецензии