Екатерина ii как бабушка

Пожалуй многие согласятся, что часто именно бабушка оказывается главным «импресарио» для своих внуков. Это и не удивительно, ведь обычное дело, что оба родителя малыша находятся на работе и тогда его маленькие гастроли от детского сада до дома, от дома до игровой площадки или дачного огорода и таинственного сарая в деревне приходится организовывать бабушке.
Если мамы порой склонны воспитывать своих чад с помощью метода «кнута и пряника», частенько шантажируя за непослушание нелюбовью, то бабушки воспитывают несуетливым авторитетом своего большого жизненного опыта и мудростью традиции. Истина же традиции – в улавливании меры ограничения свободы. Мамы замотанные суматохой будней обычно расположены к использованию более крайних мер: от жесткого контроля до почти полного попустительства. У бабушек же как и у древних философов имеется-таки больше свободного времени для воспитательной гибкости.
Вот, например, императрица Екатерина II оказалась хорошим управленцем не только в масштабах государства, но и в масштабах того неформального детского сада, который она задумала в свои 48 лет, когда стала бабушкой.
Ее группа воспитанников была маленькой, всего два мальчика. Одного звали Александр, а другого Константин. Основательно заняться педагогией она решила в силу семейно-политических обстоятельств. Отдаленная от своего сына Павла и оскорбленная невниманием и унижениями со стороны своего супруга Петра III (“гулял на стороне” и обзывал ее дурой), Екатерина обратила всю свою нереализованную любовь на внуков. В этой своей любви она, по сути дела, повторила свою мать Елизавету Петровну, отобрав сыновей у родителей, и решила, что лучше им жить  в Царском Селе, подле себя.



«ИПКРО»

Екатерина была бойкой бабуськой и в шутку называла себя «директрисой высшей педагогической школы». В этом была доля правды, поскольку это была такая бабушка, которая наряду с естественной любовью к внукам с большим вниманием отнеслась к педагогическим идеям Жан-Жака Руссо и Джона Локка, прочитав соответственно «Эмиль, или О воспитании» и «О человеческом разумении».
Екатерина вовсе не утомлялась помогать внукам самим отвечать на все их бесконечные «почему?». Поэтому прежде всего она стала своих детсадовцев учить пользоваться «удочкой» грамотности. Для этого было использовано все возможное: от начиненной картинками «Бабушкиной азбуки» собственного сочинения до французской «Декларации прав человека и гражданина». Что же касается английского языка, то, например, Александр был окружен им с самого раннего детства, когда по воле самой Екатерины к нему воспитательницей была приставлена англичанка Прасковья Ивановна Гесслер.
Начитавшись Руссо и пообщавшись в переписке с Дидро, бабушка Катя разумеется прониклась идеями свободного воспитания. Она следила, чтобы в ее «саду» наблюдались свобода и послушание детей, сдержанность и авторитетность воспитателей. Давая свободу внукам в полезных занятиях, бабушка одновременно требовала быть готовыми к послушанию и покорности. Эта готовность, по ее мнению, должна быть тесно связана со способностью к рассудительности. На то она и императрица!
Когда одному внуку было семь, а другому пять лет Екатерина писала (может быть на «доске объявлений»?): «За учение не бранить, но если учатся хорошо – похвалить…страхом научить нельзя, ибо в душу, объятую страхом, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать».
Ложь и обман запрещались как детям, так и воспитателям, даже и ради шутки. Если подобное случалось, то вначале следовало предупреждение в виде удивления, а потом – при повторе – строгое наказание. (Наглядный пример этому, но, правда, для  начала XX века, можно увидеть в фильме Ингмара Бергмана “Фанни и Александр”, где епископ аналогично воспитывает главного героя).
Призывала Екатерина и к тому, чтобы не потокать капризам внуков, когда те пытаются криком и плачем что-либо выпросить у воспитателей. Она предлагала отвлечь детей на что-нибудь иное или обратить слезы в шутки.

“Экологическая этика”

Приучала Екатерина внуков и к состраданию. Приказывала воспитателям за ними строго следить, чтобы мальчики не мучили и не истязали птиц и насекомых.
Бабушка требовала, чтобы Александр и Константин имели попечение о принадлежавших им собаках, птицах, белке и даже о цветах в горшках,поливая их. Все, что оставалось без присмотра она приказывала отбирать у детей.

“Трудотерапия”

Будучи любящей бабушкой, Екатерина не забывала и того, что называется трудовым воспитанием. Когда старшему внуку было уже 5 лет, она 3 июня 1783 года писала известному немецкому писателю Гримму: “Если бы Вы видели, как г-н Александр мотыжит землю, сажает горох, высаживает капусту, идет за плугом, боронит и затем, весь в поту, бежит ополоснуться в ручье, после чего берет сеть и вместе с сударем Константином лезет в воду ловить рыбу. И вот они уже отделяют щук от окуней, потому что, видите ли, щуки поедают других рыб; надо, следовательно, держать их в другом месте”.
Пятилетний Александр радует бабушку и тем, что сам красит, оклеивает обоями, чистит мебель, выделывает всякие математические фигуры, учится читать, писать, рисовать, считать и т.д. Она всячески поддерживает его интерес и однажды осенью они отпраляются на экскурсию смотреть фарфоровую фабрику и арсенал, где внук мог свободно пораспрашивать обо всем рабочих и офицеров.

“Закаляйся, как сталь”

В Наставлении “о сохранении здоровья” внуков бабушка-императрица предписывала, чтобы на ночь их укрывали ситцевыми одеялами, подшитыми простынею, а зимой – стегаными. Следила, чтобы платье их было как можно проще и легче, а пища была простая и, “буде кушать захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба”. Далее сказано: “чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды, и чтоб, когда сыты, их не подчивали пищей или питьем; чтобы не пили холодного вспотевши или когда разгорячены, а вспотевши, не пили иначе, как скушав наперед кусок хлеба”.
Предостерегала она и от привыкания к употреблению лекарств. “Когда дети больны, приучать их к преодолению страданий терпением, сном и воздержанием. Каждый человек подвержен голоду, жажде, усталости, боли от недугов и ран и потому должен переносит их терпеливо. помощь в таких случаях необходима, но подлежит подавать ее хладнокровно, без торопливости”.
Бабушка требовала, чтобы внуки зимой и летом чаще бывали на свежем воздухе. Зимой бы играли не в очень теплых помещениях, а летом бы учились плавать.
О том насколько успешным было бабушкино внимание на физические упражнения своих внуков свидетельствует тот факт, что в шестилетнем возрасте великий князь Александр легко надевал на себя панцырную рубашку (пришитые на матерчатой или кожаной основе металлические пластины) и бегал в ней, тогда как рубашка эта была настолько тяжела, что бабушка с трудом поднимала ее одной рукою (такая взрослая рубашка могла весить свыше 12 кг).
Екатерина старалась шаг за шагом приучать детей не бояться пауков, мышей, собачьего воя, качки кареты или лодки, движений лошади, прибегая к тому, чтобы рассеять опасения малышей доказательствами, доступными детскому пониманию и “основанными на истине” или же пытаясь обратить страх в шутку.

*  *  *
Казалось бы известные истины, но на фоне роскошного, галантного и церемониального XVIII века в России, они кажутся весьма демократичными (в смысле народными). Уж не здесь ли истоки загадки  личности Александра I как выдающегося политического деятеля и проектировщика реформ, который вполне мог закончить свою жизнь не в императорской суете, а в смиренномудрых скитаниях на природе в образе старца Федора Кузьмича.


Рецензии