Хамство

Можно сколько угодно умиляться, вспоминая свое октябрятское - пионерское детство, газировку с сиропом за 3 копейки, перьевые ручки, чернильницы – непроливайки, беготню на улицах. Не такую уж и безопасную, кстати.  Соседский мальчик погиб, схватив оборвавшийся провод, я в пять леи попадала под машину. Только что же мне чаще всего вспоминается именно хамство? В первую очередь тех, кого принято называть обслуживающим персоналом:  продавцы, кассиры, санитарки, уборщицы, работники почты. Тех, кто раньше был «ничем», стал «всем», а потом, наверно,  опять «ничем».   По моим наблюдениям  они-то больше всего и тоскуют об ушедшем времени.  Тогда какое там «спасибо за покупку», хорошо, если сдачу в лицо не швырнут. Одна швыряла на моих глазах, когда покупатель засомневался в правильности расчетов.

Или просто торжествующее хамство «для души». Сразу представляется эдакая толстая бабища, руки в боки, ноги расставлены и орет бог знает что на девчонку, вздумавшую помыть у колонки сапожки,  - это одно из моих детских воспоминаний.  Или примерно такая же бабища, поливающая оскорблениями моего сына, когда я попросила  его сорвать несколько травинок (бурьян, чертополох) на корм кроликам возле «баляс». Нет, я не могла тогда ответить тем же, послать их,  куда бы следовало, слишком сильно было воспитание отца.

Отец работал учителем, хамства не выносил.  А вот мать частенько не стеснялась в выражениях, хотя до мата все-таки не доходило, этого он вообще бы не потерпел.  Причем остановить ее всегда было невозможно, кончалось тем, что отец не выдерживал, убегал из дома, а мать ложилась «умирать». Стонала, что у нее плохо с сердцем, просила  меня вернуть отца. Я бежала следом за отцом, обнимала его, утешала, он твердил, что никто его не понимает, жаловался на одиночество. Они действительно были слишком разные люди, не подходили друг другу. Почему жили вместе?  Может быть,  ей понравился сразу работящий солдат. Он-то жениться не собирался, но должен был родиться Слава, через два года появилась я. Мало ли было таких семей?

Иногда встречалось утонченное хамство, со стороны «среднего звена». Одна из врачей, например, отказывалась начинать обход, если на кроватях не выровнены «конвертиками» одеяла и простыни. Это в разваливающемся корпусе, где почти не работает отопление,  больные вынуждены лежать в одежде, «удобства» сводятся к дырке в бетонном полу, а с потолка сыплется штукатурка, прямо на «стерильные» инструменты.

А хамство чиновников всех уровней? Бесконечные очереди в приемных, собирание кучи бумажек по второму, третьему, четвертому кругу. Чтобы попасть к нотариусу, занимали очередь с 4 – 5 часов утра, высиживали целый день, уходили из-за незамеченной опечатки в какой-то бумажке, чтобы провести в очереди еще один день. У кого-то терпения не хватало, «договаривались», тогда все получалось быстро.

Оно (хамство) и сейчас никуда не исчезло. Давно ли нам показывали драки в парламенте, выплескивание чая в лицо собеседнику. Многим нравится, каждый раз эта партия проходит установленный барьер. И почему-то вдруг в вечерних новостях начинают рассказывать, что дольше живут люди, которые не сдерживают свои эмоции.

Да, живут дольше. Моей матери сейчас 88 лет, она живет со мной. Скандалы прекратились, когда я в первый раз смогла ответить на ее вопли примерно тем же.  Меня это не радует. А отца нет уже почти 30 лет. Однажды я не смогла его остановить и утешить, сама была примерно в таком же состоянии.  Он повесился.  В записке было написано: «Галя, я ведь любил тебя. Больше всех. Прощайте».

Простите, не могу больше писать. Хочу ли я такой долгой жизни?


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.