28. Командировка. Впечатления

Новый год мы отмечали в гостинице для летного состава еще с одним экипажем, застрявшем здесь. Вместо елки мы поставили на стол в бутылке ветку сосны. А наши семьи продолжали ждать нас…
Попытку вырваться в путь мы продолжили после нового года. 8-9 января мы вылетели, но вновь застряли в Астрахани.


В Азербайджане я служил курсантом в 1954 году, теперь я попал в эти края в 1965 году в чине пилота капитана. Мне было любопытно, какие произошли изменения в этих местах за время моего отсутствия.

Первым делом я проверил, дают ли в магазинах сдачу. В них, как и ранее, торговали в основном мужчины. Изредка попадались русские женщины, так как они превзошли азербайджанских продавцов, — они не только успешно округляли цены и не давали сдачи, но еще и обсчитывали покупателей.

И вот я стою перед продавцом, заказал ему покупки с таким расчетом, чтобы 5 копеек он дал мне сдачи. Одет я был в летную демисезонную форму, выглядела она на мне прилично, погон не было видно. Получив покупки, я стал терпеливо ждать сдачи, глядя в упор на продавца.

Продавец, солидный азербайджанец лет35-40, не ожидал такого исхода, тем более от летчика. Он секунд 15-20 копался, изучал меня взглядом, громко гремел мелочью в ящике с деньгами. Я чувствовал, что он нервничает. Наконец-то, он отыскал злополучный пятак, занес его высоко и со стуком положил его на прилавок. Его взгляд говорил: на, мол, бери, если ты такой мелочный.

Я с укором глянул ему в глаза, демонстративно не взял пятак, резко застегнул молнию куртки и пошел к выходу. Уходя, я слышал, как он бросил монету в денежный ящик. Я ушел, а в голове сверлила мысль, что перемен в этих краях немного.

Второй случай более курьезный произошел с участием русской женщины или девушки. Азербайджанских женщин вечером мы, как правило, не встречали. Мужчины же рыскали за русскими. К ним приставали очень навязчиво, так что бедной дЭвушке трудно было отвязаться от черноусого нахального ухажера.

Вышел один пилот из гостиницы где-то между 22 и 23 часами. Шел он в туалет. Слышит женский призыв о помощи. Он подошел ближе и увидел такую картину: черноусый «жених» за руку тащит в темный угол русскую девушку. Пилот возмутился: « Отпусти! Что ты делаешь?» На что «жених» грубо ответил: «Не твое дело, проходи дальше». Девушка продолжала просить помощи.

Пилот был джентльменом. Он предупредил еще раз, но ответной реакции не увидел. Ему ничего не оставалось, как двинуть «жениха» в ухо, что он и сделал. «Жених» упал на землю, девушка ретировалась.

Через 10-12 минут после этого случая в гостиницу ворвалась разъяренная толпа мужчин азербайджанцев. Они размахивали кулаками, кричали на русском и своем, требовали выдать им обидчика.

Нас же, пилотов, в гостинице собралось много. Так как ночевали пилоты, пригнавшие новую авиационную технику на этот аэродром. К слову, народ не робкого десятка — профессия обязывает.

Все быстро вышли в коридор на встречу, преградив незваным гостям путь. Пытались объяснить, что ваш, мол, товарищ был не прав, нахально тащил девушку за руку, она взывала о помощи. Но азербайджанцы не унимались.

У нас у всех были пистолеты. Мы, как по команде, изъяли их из спец.карманов летной формы и подняли вверх. Назревала серьезная схватка. Но тут проявила расторопность опытная заведующая гостиницы. Она сообщила в Сумгаитское отделение милиции. Те проявили оперативность, и через 20 минут прибыли на место ссоры. До рукопашной еще не дошло.

Милиция лихо разогнала своих мстителей. Узнав, что мы вооружены, оставили нас в покое. И лишь утром наше военное начальство дало команду — немедленно сдать оружие, что мы и сделали. А я про себя отметил, что и на этом фронте в здешних краях перемен не произошло.

Не могу не описать порядка в тогдашних азербайджанских банях…


Рецензии