Миллионщик духовной жизни, 4 июня

4 июня
С. Л. Фирсов, комментируя тот эпизод, когда царица рекомендовала графине Карловой книгу о. Алексия «Юродивые Свято-Русской Церкви», пишет: «Скорее всего, императрица могла обратить внимание на главу IX („Бесстрастие как завершение подвига "юродства". Проявление высшей степени святости в св. юродивых“)». Автор (в то время иеромонах) подчёркивает, что бесстрастие есть стремление к богоподобию, при котором все страсти утихают. «Приобретению состояния бесстрастности, — указывается в книге, — способствовала ещё сильным образом та житейская обстановка, среди которой действовали св. юродивые, приучавшие себя к индифферентному бесстрастному обращению с людьми (например, с блудницами)».

Приходя к блуднице, такой святой не только не чувствовал движения страсти, но даже блудницу приводит к чистому и подвижническому житию. Далее иеромонах Алексий приводил историю со святым юродивым Серапионом Синдонитом, предложившим одной затворнице проверить, умерла ли она для этого мира, — снять одежды и пройтись вместе с ним обнажённой по городу. Таким образом, — делает вывод автор, — святые юродивые препобеждали естество, становились выше его. «И только божественной помощью, — указывает о. Алексий, — при собственных напряжённых усилиях ума и воли, и можно объяснить то явление, что св. юродивые, вращаясь почти нагие в кругу женщин, оставались нечувствительными к женским прикосновениям» .

В 2000 году эта работа о. Алексия, впоследствии архимандрита, была переиздана в Троице-Сергиевой лавре. Архимандрит Алексий был лично знаком с Распутиным и, возможно, именно личность Григория Ефимовича натолкнула его на написание этого труда, ставшего его магистерской диссертацией.

В своих воспоминаниях о Распутине Чихачёв писал: «Он отличался от многих своей непосредственностью, не старался казаться лучше, чем есть... он по всему своему облику приближался к типу „блаженного юродивого“»


Рецензии