В тесноте да не в обиде

              Эта история произошла со мной тоже в пути. Работа требовала переездов из города в город для проверки бумаг подопечных нашей компании. На этот раз я ехал из Тального в Стертенский. Путь предстоял недолгий – всего восемь часов. В кассе сообщили, что можно проехать эту дорогу не в купейном и не в плацкартном вагонах, а в общем. Удивлению моему не было границ, ведь цена на билет составляла всего 300 рублей, когда проезд в плацкарте обошелся бы мне в тысячу, а в купе - в две с половиной. Конечно, имелись командировочные, но я умел справляться с подотчетом, и все сэкономленные деньги шли в мой карман.
Такую акцию было бы глупо упускать. Сразу скажу, что я вовсе не скупой человек и с удовольствием трачу деньги, но каких-то восемь часов в сидячем положении просто таяли перед выгодой.
          Дождавшись вагона, который после прибытия поезда прицепили к основному составу, я спокойно вошел внутрь. Это был старый вагон обычной электрички с исписанными деревянными скамейками на три человека. Я сел у окна и достал свою путевую книгу из разряда «легкого чтива» (книжонки, что в мягком переплете продаются в привокзальных магазинах). Стоянка поезда длилась сорок минут, за это время вагон постепенно заполнялся. В первые десять минут вошли трое пассажиров. Среди них была на смех худющая, кривоватая девушка. Казалось, что одежда составляет половину ее собственного веса. И темно-красное платье, и свисающая того же цвета шляпа для нее служили тем же, чем кольчуга и шлем с забралом служили рыцарю. Вторым был чудаковатый старичок, я бы даже сказал «сморчок» или «мальчик с пальчик» в старости. Он был точно такого же роста, как и его трость. Третий пассажир - обычный студент с рваными штанами и наушниками в пол головы, громыхающих непонятной музыкой.
            С каждой последующей минутой в вагон заходили все новые и новые люди, - видимо, не один я прельстился таким дешевым билетом. Ехали все, кому не лень: кому надо и не надо, кто давно хотел поехать в гости, но никак не решался или, кто краем уха услышал о такой сказочной цене на билет. Одним словом, собирался весь город.
К отправке поезда со мной на скамейке сидело два человека: центнеровый мужчина и его полуцентнеровая жена, напротив - три ничем не примечательных среднестатистических человека. В общем, весь наш вагон был забит под завязку. Когда тронулся поезд, я облегченно вздохнул, обрадовавшись, что никто больше не зайдет, и принялся за чтение своей книженции.
          Но через двадцать минут поезд остановился, и в наш вагон хлынул очередной поток любителей халявы. Мне же, и так стесненному, пришлось еще ближе прижаться к окну. Люди относились друг другу с пониманием, часто были слышны поговорки «в тесноте да не в обиде», «лучше плохо ехать, чем хорошо идти» …
Весь ужас предстоящей поездки я ощутил через час пути. За первый час поезд успел сделать четыре остановки, и люди с улицы практически полным составов вваливались в наш вагон. Уверен, что, стоя на вокзале, они еще считали себя самыми умными и думали обнаружить вагон пустым. Все это читалось по первой радости на лицах входящих и по последующему разочарованию - умных оказалось много, а дураков еще больше.
В общем, через час поездки я был буквально впечатан в окно, и было уже не до книги. Все происходящее напоминало анекдот с черным юмором. Народ умудрялся усаживаться по шесть человек на одну скамейку. «В тесноте да не в обиде», - каждый, каждый, кто пытался втиснуться, говорил это, как запрограммированный.
             Сидеть было невыносимо, но это все-таки лучше, чем стоять, ведь кто-то ехал и стоя. Радовало только то, что осталось всего две остановки, и остальной путь будет сплошной. Пугало, что еще ехать семь часов. Семь часов! А у меня уже от своей позы, которая даже йогу не под силу, затекло почти все тело.
На второй час путешествия мне показалось, что я еду с людьми, бегущими из своего города, подобно беженцам из «третьего мира», бросающих свои страны. Они готовы были сидеть на крыше, лишь бы уехать отсюда. «Как кильки в банке!» – Подумал я про себя. Самое главное, все или почти все эти пассажиры могли купить себе билет в нормальный вагон (да и я сам мог позволить себе то же).
            От этой мысли меня покоробило. Неужели так сильна скупость в людях? Ведь по виду большинство из них можно было принять за состоятельных. Многие из пассажиров прельстились на бесплатный сыр в мышеловке.
Должен отметить, наши граждане не только терпеливы, но и упрямы. В начале третьего часа, когда большинство стоящих уже кинули подстилки на пол, и когда вошли находчивые проводницы, у меня на миг взыграла гордость за свой народ.
Билеты в «электричку» купило огромное количество человек, купейные же вагоны, образующие основной состав поезда, оставались почти пустыми. Проводницы сразу смекнули, что если остановок больше не будет, то можно перевести томящихся из одного вагона в другой за символичную плату в две с половиной тысячи. Как говорится, «скупой платит дважды». Но на эти предложения не было откликов.
- Нам и так хорошо!
- Мне здесь больше нравится, тут хоть с людьми можно пообщаться! - Приблизительно так отвечали несколько возмущенные, а порой даже оскорбленные граждане. По-моему, у всех сидящих появился какой-то общий боевой дух, возраставший с каждым отпором проводниц.
           К сожалению, вся моя гордость спала спустя еще один час. Я пытался уснуть, но не мог: ноги невыносимо ныли в коленях, хотелось выпрямиться. Четыре, нет, пять раз проклинал я себя за то, что купил сюда билет. А предприимчивые проводницы не собирались сдаваться. Дав нам помариноваться в собственном соку еще час, они вернулись снова.
          И тут появились первые потери: самые слабые не выдержали и сдались. Все смотрели на таких как на предателей. Даже я, провожая взглядом, возненавидел этих людей. В глазах присутствующих читалось: «изменник», «предатель», «если тут не выдержал, то потом и подавно сдастся», «слабак»…
         Коллективное страдание словно облегчало мои боли: когда плохо всем, становится легче.
     Честно признаюсь, я бы выдержал, если б мне не захотелось в туалет. Кто хоть раз ездил в электричке, знает, что туалетов там нет, и мне пришлось идти в купе. Уверяю вас, я буквально шел по возмущенным головам…
Вот она разница! Словно впустили меня в боярские хоромы, словно из пролетариата сделался я олигархом! К хорошему привыкаешь быстро, и мне уже не хотелось окунуться назад, тем более мое место давно уже заняли. Я не вернулся.


Странно, но меня угрызала совесть. Дело было не в деньгах, а в чем-то большем. Казалось, я оторвался от народа. Да, мне стало легче дышать, и воздух стал свежее, да, было мягко и удобно сидеть, вот только пропало то странное и родное чувство, что так и вырывалось из уст, состоящее всего из нескольких слов: «в тесноте да не в обиде»…


Рецензии
Здравствуйте, Дм.Мулин!(Возможно, Вы Дмитрий, но обращаюсь так, как у Вас написано). Действительно, в тесноте, да не в обиде! Каждый, кто садился в электричку, надеялись, что смогут ехать сидя и без тесноты. Но, "хотел как лучше, а получилось как всегда".У кого-то с деньгами совсем худо, может быть, а кто-то уже на самом деле решил сэкономить. У каждого, видимо, были свои расчеты. У меня тоже есть рассказ с таким же названием "В тесноте, да не в обиде", но там речь совсем о другом. Написано с натуры, сама действительность. С теплом Эльвира.

Эльвира Рокосова   02.05.2017 09:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.