Истории интересных историй. Иудейская война

Часть 1я (ознакомительная)
Иудейская война началась в 66м году нашей эры. В том 66м году в Иерусалиме возник мятеж, в процессе которого, римский гарнизон был вырезан. Мятежникам удалось нанести поражение войскам префекта Сирии Цестия Галла, пришедшим тот мятеж подавлять.

Не знаю, как поймёте это слово «поражение» – вкратце так: Армия Цестия Галла потеряла в совокупности чуть более 6ти тысяч человек из 20 ти и была вынуждена отступить в лояльные Риму области, не добившись успехов.

Предыстория мятежа такова: По своим писаниям - иудейский народ ждал мессию. Т.е. того - кто должен был выполнить определённую миссию. Вообще-то он (иуд. народ) ждал мессию раньше чем в 66м году. Мессия должен был появиться на несколько десятилетий раньше. Так получилось - что для некоторых он так и не пришёл.

Основные идеологические (идейные) составы иудейской жизни были таковы: «Фарисеи» (ревнители) – главное идейное звено их, можно его выразить так: «выглядеть - значит быть» Т.е. не важно кто, что, из себя представляет в поведении и мыслях – главное как он выглядит.

Как пример из современности можно упомянуть Диму Медведева – без смеха или ухмылки этот персонаж не воспринимается, но выглядит как надо – всё четко по фарисейскому мировоззрению.
«Саддукеи» - интеллигенция и аристократия тех времён, включавшая в себя все разновидности склонений к тогдашним формам атеизма и агностицизма. По местному колориту, это были в основном эллинизированные иудеи. Так называемая интеллектуальная верхушка, знакомая с учениями греческих философов.

Основная идея саддукейства была в том - что греческие философы понимают жизнь правильней, нежели то, что говорится в писаниях.
Ессеи – про этот сорт идеологии мало что известно, известно, что жили они коммунами, где занимались анализом всяких идеологий и философий (идеология это всегда религия – как её не называй, философия (размышление) – став идеологией (чьей-то идеей) тоже становится религией)

Почему религия это единственный способ существования психики? Потому что вера. Только не надо представлять это слово наивно - так как принято в этом дебилоидном социальном пространстве. Вера, это всегда некоторые правила структуризации субъективной реальности. Грубо говоря - есть знания, а отношение к явлениям, феноменам и объектам по поводу которых достаточных знаний нет, вот это отношение организуется той самой верой.

Поэтому, можно сказать что психика, религия, вера по отношению к любому индивиду суть синонимы. Где религия – внешние особенности поведения. Т.е. зримые проявления той самой веры и психики. Поэтому, понять любого индивида - что он из себя реально представляет, чрезвычайно просто. Надо разбираться в «верах» и посмотреть на поведение.

Вероятно, что часть из ессеев перешла в христианство, а та часть, что не перешла, переродилась в явление которое известно ныне как суфии.

Часть вторая (кое что)
Как понимаете - ничего из ничего не бывает, поэтому были и мотивы (в головах) для этого мятежа. Ознакомившихся с учением Христа можно умозрительно разделить на две категории: 1я – те что приняли. 2я - не приняли, по причине того что он говорил никак не стыковалось (не находило точек доступа) с содержанием их голов.

Одна из разновидностей такого содержания была в том, что Христос неправильный мессия. Правильный мессия должен был, по их мнению, организовать иудеев и захватить власть над миром, поставив евреев во главе (управленцами). А управление тогда прочно ассоциировалось в головах с римской империей. Ведь сказано же в писаниях, что этим мессией должен во веки вечные среди всего человечества, прославится иудейский народ  - и добиться могущества над всем миром.

Так со стороны то выглядит конечно смешно – некий мессия, должен был соответствовать их каким то там представлениям. Как говорится в том евангелии – «фарисейская закваска». Как пример можно привести что некогда некоторые и Петра первого не считали настоящим царём, из-за того что он много трудился (в том числе и руками) часто ходил одетый во что попало. Не соответствовал их представлениям о настоящем царе.

В общем, мы имеем население - которое делится на две группы: для одной мессия пришёл, для другой – не пришёл. Но прецедент того, что должен появится мессия для тех, кому он не пришёл, прецедент остался. Этим пользовались проходимцы, так называемые лжепророки. Скажем, тот самый Пилат, несколько раз подавлял такие мятежи – лжемессий пытавшихся взбунтовать население. Про один из таких мятежей говорится и в евангелии.
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их».

Есть такая психологическая фишка – всё что имеется, найдёт и своих пользователей. Если лжепророки чаще были тёмные неграмотные люди, то совсем другое – когда некоторые из саддукеев решили попользоваться имеющимся прецедентом для своих личных целей. Так появилась партия зелотов.

Правда, они несколько перетолковали писания, утверждая что толкователи из тогдашних богословов толкуют неправильно, что сам иудейский народ должен создать мессию – вроде движения борьбы за свои права, которое выведет их на вершину мирового могущества. Т.е. мессией должно стать движение иудейского народа за свои права и могущество в мире. Конечно, все зелоты преследовали и свои личные цели – ведь в новом мире у кого будут «портфели» то? Конечно у тех, кто организовал и повёл этот народ – вот то-то.

Агитация, раздувание недовольства, сделали в итоге своё дело. Вот так и возник тот мятеж. Он бы конечно закончился – коль войскам Цестия Галла удалось бы достигнуть успехов. А вот неудача безмерно тот мятеж укрепила, переведя его из в основном «слепого» бунта нестойкой толпы, в организованное и планомерное движение верящих по имеющемуся прецеденту, что они могут достигнуть военного успеха над римлянами.

Правда, расчёты зелотов пошли прахом – на сцену выступила новая стихийно образовавшаяся партия, партия сикариев. Партия иудейских неимущих голодранцев, выдвинув в процессе борьбы с войсками Цестия Галла своих предводителей  и сплотившаяся вокруг них. Вооружившаяся трофейным и реквизированным у обывателей оружием и представлявшая из себя силу - как минимум уже равную зелотам.

Если зелоты имели в планах установление мирового господства, то сикарии таких целей не преследовали. Каждый сикарий преследовал цель достижения максимально возможного личного благополучия. Сами понимаете: один сикарий – грабитель с большой дороги, долго он не протянет и закончит свои дни на виселице. А вот объединившись в организованную силу, они сикарии, имеют большие шансы достигнуть желаемого.

В описаниях тех событий, оставленных небезызвестным Иосифом Флавием (в девичестве Маттафия) часто наблюдается, что в отношении друг другу иудейские вооружённые партии демонстрировали: одни другим - что они быдло, другие - своё презрение гопников к интеллигентам «белоручкам», способных действовать только языком.

В общем – мятеж разделился на две силы, ни одна из которых не могла «пожрать» другую, ни одна из которых другую не признавала – но, тем не менее, которым приходилось действовать сообща. После некоторых передряг и столкновений главы мятежных организованных сил собрались на совет – что им делать и как жить. Было понятно, что хоть Римом и управляет этот придурковатый фанфарон – Нерон, в покое их не оставят.

Следовательно, им придётся действовать организовано. Впрочем, как и должно было быть - ни о чём толком им договорится не удалось - кроме одного. Было принято решение послать в Галилею комиссара (уполномоченного), для организации там силы, должной преградить римлянам дорогу к Иерусалиму с севера.

Я думаю, что сам Маттафия и инициировал это предложение, сам и взялся его претворять, видя то, что получилось в Иерусалиме и предвидя последствия. Да он и показал себя самым способным и выдающимся из всех вождей мятежа. Чисто теоретически решение было 100% правильным – создать независимую от двух имеющихся третью силу – которая перевесит чашу весов. Маттафия был зелот из саддукеев, свободно разговаривал на арамейском, греческом и латыни. Нужно сказать - что остальные вожди мятежа совершенно не понимали перспектив и оказались не на своём месте. Маттафии навязали в компанию одного из представителей партии сикариев (для равновесия наверно)

Часть собственно третья – или про ту самую войну.

Любая организация соответствует своему вождю, поэтому мы рассмотрим боевые действия большей частью те, что происходили в Галилее, где поражение и пленение римлянами Маттафии предрешило и участь всего мятежа.

Прибыв на место, Маттафия собрал всех кого сумел в армию и начал готовить города к обороне. Правда, как опытный стратег и тактик все города он как бы готовил – рассылая местным властям циркуляры о ремонте и строительстве укреплений, изготовления вооружения и заготовке припасов, организации оборонительных отрядов. Своё же личное внимание он тратил на подготовку к войне только одной крепости – Иотапаты, расположенной на горе и доступной для штурма только с одной стороны.

Одновременно с этим (подготовкой Иотапаты) муштруя и вооружая набранные войска. Римляне не заставили себя долго ждать – весной 67 года 70 тысячная армия под командованием Флавия Веспасиана вторглась в Галилею с севера, направляясь к Иерусалиму. Иосиф, имея числом сил даже больше, нежели римляне, выступил им навстречу, но до боевых столкновений дело не дошло – армия Иосифа большей частью разбежалась во время похода.

Судя по всему, всё шло, как и планировал сам Иосиф. Глупо ведь предполагать, что он со своими новобранцами собирался потягаться в поле с закалёнными в боях и походах легионерами. Этим манёвром он просто стряхнул со своих сил всю случайную шелуху – а вот те, что остались в строю, порядка 15 тысяч человек – те и были достаточно боеспособным ядром, вокруг которого он и планировал создать свою армию впоследствии. Ему осталось дело за малым – выиграть против римлян летнюю кампанию 67го года.

Что подразумевается тут под словом выиграть? Удержать Иотапату и сохранить часть своих сил, пока римляне не будут вынуждены отвести армию на зимние квартиры. Наступать же на Иерусалим, имея в тылу противника, или делить силы, в данном случае было чрезвычайно рискованно для римлян.

Иосиф с оставшимися в строю отступил в Иотапату, совершив одну ошибку, вполне вероятно, что именно она и предрешила исход всей компании и мятежа. Ему необходимо было изгнать из Иотапаты всех «случайных» участников конфликта, всё её население, а он этого не сделал. Возможно, что и сам не понимал, что ему необходимо это сделать. И почему это необходимо было сделать обязательно.

Римляне продвигались по Галилее не затрудняясь. Некоторые города сдавались сразу, как только римляне к ним подходили, там же - где пытались оказать сопротивление, оно оказывалось смешным – т.е. стоило римлянам начать штурм, так сразу все защитники разбегались куда глаза глядят. При первых же боевых воплях и стрелах. Комиссар из сикарийской партии со своими людьми позорно удрал из Галилеи в Иерусалим. Иосиф же заперся в Иотапате.

Получилось так, что сами римляне, расслабившиеся своим победным маршем по Галилее, пособили Иосифу. Подойдя к Иотапате, они, скорее предполагали, что и эта крепость сдастся как и предыдущие – поэтому затеяли штурм что называется «с ходу». Штурмующие части попали в засаду около стен и были опрокинуты. В процессе этого боя, римлянам пришлось привлечь значительные силы, чтоб оттеснить иудеев обратно к стенам крепости. Когда же римляне массой своей превосходной пехоты оттеснили участников вылазки к стене, то попали под обстрел со стены и опять были вынуждены отступить.

Этот первый бой можно зачесть римлянам за поражение – иудейские повстанцы новобранцы узнали, что могут сражаться с римлянами на равных. Веспасиану стало понятно, что хочешь - не хочешь, а придётся вести правильный штурм.

Осаду можно разделить образно на два периода. Период активных действий и период затишья, когда участники конфликта, измученные боевыми действиями, никаких активных мероприятий уже не предпринимали. С точки зрения военного искусства первый период довольно интересен. Иосиф подробно и обстоятельно рассказывает, что предпринимали римляне и как он организовывал оборону.

Как спускали на верёвках наполненные мякиной мешки в то место, куда римляне били тараном, чтоб защитить стену. Как закидывали мостки перекинутые со штурмовых башен, распаренной травой, так, что устоять на этих мостках было невозможно. Как Иосиф велел своим воинам заткнуть себе уши, чтоб им не слышать боевых кличей римлян и не пугаться. Как иудеи применили свежесодранные воловьи шкуры, чтоб уберечь своих каменщиков от обстрела, когда им пришлось надстраивать стену в высоту, по причине сооружённого римлянами вала выше стены.

В общем, в первом периоде одни строили осадные сооружения и ходили на штурмы, другие отражали штурмы и во время удачных вылазок разрушали и жгли осадные сооружения.
Потом в дело вступил фактор времени.

К концу второго месяца римляне построили три обшитых железными листами башни (выше стен) для обстрела защитников стен, кроме того всё это время не было дождей. Вода то в крепости была, её было достаточно в цистернах, как еды и всего остального. Только вот психологическое действие этого происшествия, того самого отсутствия дождей, толковалось страхом как немилость высших сил. А в крепости находилось множество населения, живущих в постоянном страхе того, что город вот вот падёт – и их будут резать как баранов.

Чем дальше продолжалась осада и чем успешнее действовали римляне – тем больше господствовали в головах женщин, трусов и паникёров пораженческие настроения, влиявшие как понимаете и на остальных, причём вкупе с толкованиями и причитаниями по поводу отсутствия дождей - совсем не шуточно. Символом успеха римлян служили эти осадные башни выше крепостной стены, с которых обстреливали защитников города. Сжечь их обстрелом зажигательными снарядами, было невозможно по причине того, что они обшиты железным листом, прорваться к ним вылазкой тоже – подступы к башням прикрыты валом и палисадом, защищаемыми сильными караулами.

Впрочем, ситуация была донельзя патовая. Веспасиан боялся послать свои войска на очередной штурм. Большие потери предыдущих неуспешных штурмов, истомлённость войска тяжёлыми работами в осадных мероприятиях делали вероятным, что в случае неудачного штурма дисциплина в войсках упадёт настолько, что армия распадётся на вооружённые шайки и начнёт разбегаться куда глаза глядят - или затеет бунт. В общем, обе стороны были чрезвычайно подавлены - и на активные действия уже не решались.

В самой крепости дисциплина от безделья и мрачного настроения чрезвычайно упала, римляне же, продолжали соблюдать дисциплину по прочной военной привычке. На помощь Веспасиану пришёл перебежчик из жителей Иотапаты, решивший сохранить свою жизнь такой ценой.

Участок стены, рядом с которым стоял его дом, ни разу атакам не подвергался, поэтому караулы дежурившие здесь, на этом участке стены, взяли себе за моду спать в ближайшей башне. Перебежчик спустился со стены по верёвке незамеченным, и предложил римлянам провести их на стену, в обмен на неприкосновенность своей жизни, свободы и имущества. В крепости у него остались сообщники из родственников.

В назначенный час римляне по спущенной со стены веревке залезли на стену, потом приставили к стене лестницы, спящий караул им удалось вырезать без лишнего шума. Достаточно крупный отряд прошёл по городу и захватил ворота, открыв их. Город проснулся, но крепость уже была захвачена римлянами.

Надо ли говорить, что римляне устроили резню, в которой погибли практически все, кто находился в крепости? Думаю - это лишнее. Потом римляне довольно долго искали Иосифа. Не помню сколько – неделю, десять дней, две недели. Не помню, благодаря чему им удалось его найти, вроде как опять из-за предательства. Очень давно я читал про ту самую иудейскую войну, чтоб помнить все эти нюансы.

Понятное дело, что поиски начались сразу – сначала проверили всех пленных и убитых, пленных допросили. Сам же Иосиф с небольшой группой товарищей прятался в подземельях, которых там было предостаточно. Выяснив, что Иосиф прячется, римляне плотно караулили все известные им ходы выходы, саму крепость – так чтоб мышь не могла проскочить.

Почему к персоне Иосифа было такое пристальное внимание? Иосиф из разряда главарей мятежа, стал «ходячим брендом». Фирмой - которая способна привести тех, кто за ним пойдёт, к успеху. Поход на Иерусалим всё равно был сорван, по времени - так говорят проримские (сам Иосиф тут является проримским) источники. Не может же он прямо сказать, что войско римлян было практически небоеспособно, если его фамилия уже Флавий, не так ли? Коротко – почему у него была фамилия Маттафия, а потом стала Флавий? В Риме вольноотпущенник (из рабов) брал в качестве фамилии имя отпустившего его из рабства. Не надо надеюсь напоминать, что римского полководца звали Флавий Веспасиан? Иотапата пала в середине лета, а Цестий Галл к примеру - наступал на Иерусалим в сентябре. Так что вот.

Поход на Иерусалим был для римлян в этом году уже невозможным, по причине потерь и моральной надломленности войска, а оставить Иосифа в живых и на свободе – это значит, в следующей компании опять с ним встретиться, только теперь уже с намного более сильным Иосифом. Потому-что, теперь его поддержат и за ним пойдут те, кто предпочёл отсиживаться, не веря в победу.

Пленив Иосифа, римляне отступили - и так получилось - аж до 70го года. Убили Нерона (докосорезил) и в Риме решали, кому быть императором. К 70 году все передряги утрясли, императором выбрали уже знакомому читателю Флавия Веспасиана. Походом на Иерусалим в 70м году руководил его старший сын Тит Веспасиан, Иосиф находился при римской ставке армии Тита, теперь уже в качестве советника по иудейским делам.

Завершение иудейской войны.

Армия римлян обложила Иерусалим осадой во время праздника пасхи. Город был битком набит паломниками – всем иудеям было обязательным в пасху появится в Иерусалиме, чтоб принести в храме жертву. Конечно, то, что римляне подходили, это было всем известно. Скорее всего, большинство из этих паломников, искренне верили, что против римлян ополчится само божество и разгонит их, поэтому не драпанули из Иерусалима, чтоб самим не согрешить.

Правда, вот все те, кто поверил Христу - драпанули. Про то, как он предупредил - и как предрёк храму что мол «не останется здесь камня на камне» любой желающий может прочесть в евангелиях. Что происходило в Иерусалиме в то время, что прошло от падения Иотапаты - и до появления римлян под его стенами?

А вот что – вожди окончательно между собой перессорились. Город был разделён на части (сферы влияния) Три части – это цитадель Антония, храм и верхний город, представляли из себя отдельные крепости. Был ещё и нижний город – тоже укреплённый, только не от тех укреплений что внутри (все перечисленные), а против опасности извне.

Не важно, кто там чего контролировал – где зелоты, где сикарии, из-за чего дело между ними доходило и до вооружённых столкновений, все это не важно. Вот большевики объявляли сикариев прогрессивной силой. Почему? По классовому признаку – мол пролетариат, выходцы из неимущих.

Хуле! Большевики тупы по большевицки, меньшевики по меньшевицки, капиталисты по капиталистически, империалисты по империалистическому, а я здравомыслящий - туп по здравомысленницки (шутка) 

Если, по словам большевиков, империалисты ведут войны чтоб больше грабить, а любое сборище босяков - воюет за прогрессивные цели, ибо является прогрессивным классом, с этого я ржал ещё школьником (правда про себя, не в открытую – в открытую ржать над этими придурками (как и другими) себе дороже – все они ранимы в своих идеалистических представлениях - и смех над их святым придуркизмом наказуем)

Разве те сикарии выдвинули какие-либо толковые идеи построения справедливого общества и за них воевали? Нет. Они собрались и воевали все вместе и каждый – за своё личное благополучие, стало быть, чтоб грабить самим. Да и не могло быть каких-либо концепций построения справедливого общества в те времена, знаний было недостаточно. Спартак был очень мудрый человек – но тоже ничего придумать не смог и просто повёл за собой тех, кому невмоготу было терпеть - насмерть.

Вот сейчас (в современности) знаний достаточно и концепция есть (у меня по крайней мере) – но где найти готовых заступится за правое дело?

Ну да ладно! В общем, Тит прихлопнул в Иерусалиме вместе с мятежниками тучу паломников. Как что происходило – шут с ним! Есть один интересный момент во всей истории. Иудейская аристократия интриговала, чтоб спасти от разрушения храм. С этой целью, с целью убедить Тита в необходимости сохранить храм без разрушений – его даже безмерно очаровала одна из еврейских аристократок.

Взяв после упорных боёв нижний город и цитадель Антония, римляне подступили к храму, но взять его им никак не удавалось – Тит строжайшим образом запретил вести против храма осадные работы или поджечь его, как ему предлагали некоторые командиры. В итоге все атаки храмовых укреплений оборачивались для римлян бесплодными потерями.

Всё решилось само собой. Тит в тот момент в войске отсутствовал, будучи приглашён на празднество, устроенное по какому-то поводу иудейской аристократией. Войска, во время его отсутствия в очередной раз пошли на штурм, и кто-то поджёг склад дров примыкавший к храмовой стене (дрова для жертвенных всесожжений) Римское войско, озлобленное всеми бесплодными предыдущими боями под храмовой стеной, в едином порыве кинулось всё разрушать и поджигать.

Нужно заметить, что пожар в храме, произвёл на его защитников такое впечатление - что организованного сопротивления они почти не оказали. В итоге, как и было сказано – не осталось камня на камне. Верхний город, совершенно неприступный - тоже пал почти вслед за храмом. Такое впечатление произвело разрушение храма, что сопротивляться толком уже способных не было.


Рецензии