Три мировоззрения 8. рим конца времен

ТРИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 8. РИМ КОНЦА ВРЕМЕН.

(Окончание статьи. Начало   http://www.proza.ru/2013/05/15/1652)

Чтобы посмотреть к чему, в конце концов, приводят процессы «либерализации» снова отправимся в Древний Рим. Почему мы всегда рассматриваем общественные устройства на примере Рима? А Рим оказывается и в этом случае примером классическим. Это единственный сохранившийся в истории случай, когда государство до конца прошло на исторически обозримом отрезке времени все три стадии, все три строя. Да еще эта история оказалось подробно и в целом достоверно записана. Самая лучшая краткая история Рима, да еще и в нужном нам аспекте приведена в статье В. Герье «Древний Рим» словаря Брокгауза и Эфрона.

Герье разделяет римскую историю как раз на три стадии: Республиканский (общинный) Рим, Имперский Рим (авторитарный) и Рим времен упадка (либеральный). Теперь вопрос на засыпку. К какому общественному устройству вернулась исконная территория бывшей Римской империи? Да к общинной конечно. И эти подросшие общины буквально через столетие образовали города-государства по типу греческих полисов, знаменитые Геную, Венецию, Флоренцию и т.д. А еще через несколько веков в одном из таких городов – Вероне, разыгралась вполне языческая трагедия Ромео и Джульетты. И это притом, что все упомянутые города формально исповедовали католичество.

О религии и нравственности Республиканского и Имперского Рима мы уже говорили ранее, а сейчас самое время наведаться в Рим либеральный. Который уже «отнес» цивилизацию, куда только смог.

Рим «конца времен» представлял собой пестрое смешение всех племен и народов средиземноморья и окрестностей. В Рим в поисках лучшей доли стремились все, примерно как сейчас в Москву. Такой переезд, с принятием христианства, стал проще, ведь всем крестившимся «автоматом» давались полные права гражданина Римской империи и соответствующая бумага. До этого такой «паспорт» приходилось оформлять у чиновников, нередко за взятку.

Но для обретения счастья мало было просто приехать. Надо еще заручиться поддержкой Патрона (от слова Patre – отец). Не будем путать патрона с патрицием, главой какого-нибудь древнего римского рода. Патриции в то время сами пробирались в Сенат «по стеночке» боясь «огрести» от каких-нибудь голодных арабов. Самый правильный перевод слова «Патрон» на русский язык будет «Пахан». Большинство патронов даже не были урожденными римлянами, некоторые даже бывшими рабами. Между паханами-патронами была поделена вся территория города. Ни работать, ни торговать, ни лечить было невозможно без патроната (покровительства) от патрона данного места. Понятно, что патронат давался не за красивые глаза. Конечно, на некоторые не престижные и низко оплачиваемые работы, вроде подметания улиц, чистки клоак или переноски грузов патроны нанимали поденщиков со стороны. В основном из числа приезжих, так как коренные римляне, прожившие в вечном городе уже года два и выучившие десятка три латинских слов, желания ковыряться в дерьме за три копейки не имели.

Как ни странно, в рабовладельческом Риме рабов было очень мало. Ну, разве в домах патронов и остатков родовой знати в прислуге и на кухне были рабы. Остальную грязную работу выполняли наемные поденщики – свободные римские граждане. Оно и понятно, работа есть не каждый день, а кормить раба нужно регулярно, да и жить ему где-то надо. А с жильем в Риме, где население превосходило миллион человек, была острая «напряженка». Поэтому очень часто рабов отпускали на волю: просто так, нет человека – нет проблемы.

А еще в Риме было очень мало лошадей, те же поденщики «развозили» грузы и работали в качестве «такси». Если бы эту работу выполняли лошади, то Рим по колено утонул бы в навозе. Лошади не объяснишь же где можно, а где нельзя.

Зато в Риме было целое море чиновников, судей и стражей (порядка). Значительная их часть была из бывших рабов. Чиновничество трудилось в поте лица без выходных, по целых четыре часа в день. Кроме того 130 (а по другим источникам 180) дней были праздничными.

Многие патроны по совместительству работали чиновниками, остальные просто поддерживали с властью хорошие отношения. Самые богатые патроны звались очень интересно – олигархами. Считается, что олигархи оказывали огромное влияние на все сферы жизни. Но конкретно на этот счет мало что известно. Олигархи не любят афишировать свои действия. Каждый уважающий себя патрон и тем более олигарх имел собственную свиту – клиентелу (тогдашний средний класс). В клиентеле для престижа держали поэтов, художников, певцов и даже философов, по необходимости они снабжали патрона «интеллектуально-художественной» продукцией, сам-то он ничего такого не умел. Но большую часть свиты составляли стриженные накачанные «клиенты-братаны», готовые выполнить любое «деликатное» поручение патрона.

Также по Риму бродили толпы безработного плебса, по оценкам современных ученых таких граждан было около 150.000. Поэтому у судей и стражи работы был непочатый край. Чистую работу в клиентеле (тогдашнем офисе) можно было получить только у патронов, а идти на «грязную» и тем более служить в армии «коренные» римляне не хотели.

Зато и патроны и их клиентела и прочий плебс «бомжеватого» типа очень любили халяву. Не брезговали ей ни чиновники, ни даже аристократы-патриции. А халявы в Риме было – хоть пруд пруди. Самое важное, всех граждан, а гражданами были уже все поголовно, бесплатно пускали в термы (бани), где можно было: и помыться в горячей воде с золою и одежку постирать. Поэтому Римские «бомжи», в отличие от подмосковных, ходили чистенькими и без вшей. Гигиена была на высоте. Это было очень важно, ведь гасить эпидемии в миллионном городе задача еще та. Вода в термы поступала по гигантским акведукам. Целые горные реки были «развернуты» в город и воды в Риме хватало. С канализацией, правда, было похуже. Фекальные воды текли по открытым клоакам (канавам) прямиком в Тибр. Думаю, пованивало.

На каждый праздник, практически через день, во всех цирках устраивались представления, а на ипподромах скачки. Вход бесплатный. Программа представления в цирке сохранилась со времен Изиды. Сначала душеспасительная беседа священника, потом гладиаторские бои и, наконец для тех, кто досидел до конца, бесплатная раздача хлеба. Хлеб правда раздавали «плебейский» самого низкого качества. Сам я понятно не пробовал и о съедобности судить не могу, но от голода в Риме никто не умирал. Кроме хлеба, если повезет, можно было получить что-нибудь из одежки. Скажем, сандалии или даже тогу фирмы «Tens hand». Видимо голые граждане оскорбляли эстетические чувства утонченных римлян.

Христианским священникам очень не нравилось сочетание Закона Божьего с кровавыми забавами гладиаторов. Неоднократно предпринимались попытки вычеркнуть гладиаторов из программы представлений. Но весь римский люд «вываливал» на Болотную …, пардон, на Форум с гладисами и деркольем и все возвращалось «на круги своя». Очень уж любили римляне своих гладиаторов. Популярному гладиатору нельзя было показаться на улице без угрозы быть изнасилованным толпой поклонниц. Все окна помещений цирка, где гладиаторы ждали своего выхода на арену, были забраны решетками. Но не для того, чтобы не разбежались гладиаторы, а чтобы не мешали фанатки. Филя Киркоров отдыхает.

Единственного успеха в деле смягчения нравов добилось «общество охраны животных» - львов с крокодилами из представлений изъяли. Заменив их отловленными преступниками. Почему-то в Риме «конца времен» резко поменялось отношение к животным. Если во времена Изиды народ с удовольствием глазел на мучения и гибель ни в чем не повинных аллигаторов, то в христианские времена проснулась любовь к братьям нашим меньшим. Все кто побогаче заводили домашнюю живность, начиная от собачек и попугайчиков и кончая медведями и крокодилами.

Зато умерла любовь к детям, тяга к продолжению рода, что для язычника в жизни как раз самое главное. Детей стали рассматривать как помеху карьере и удовольствиям. Рим рос только благодаря приезжим провинциалам. Власти как могли, боролись с ужасающей демографией, в частности ввели бесплатное образование в начальной школе. Но детей все равно старались не иметь, а тех, кто нечаянно получился продать патронам. Без детей пропадал смысл семьи. Если бездетный язычник не может быть уважаем, он неполноценен, то жителю либерального Рима венчание было «по барабану». Зачем на себя лишнюю обузу вешать. А «случайный секс» найти не проблема.

Удовольствия римляне любили. Их попойки с бабами назывались оргиями. В оргиях принимали участие не только мужики и «жрицы» любви, но и вполне добропорядочные римские матроны и даже их незамужние дочки. Конечно, это не нравилось христианской церкви. Но самое большее чего она смогла добиться, загнать разврат во внутренние дворики домов – атриумы. Понятно, атриумы были не у всех. И «бомжевидный» плебс по-прежнему предавался чувственным удовольствиям, где придется. Подробности приводить не буду все-таки у нас статья о религии и нравственности, а не порно. Кого все же интересуют подробности могут почитать например Апулея «Метаморфозы или Золотой Осел». Информация из первых рук.

Еще любили римляне смену власти. Вступление на престол очередного императора-популиста сопровождалось раздачей денег установлением новых праздников, да и просто можно в безвременье «на работу» не ходить. А императоры менялись как перчатки. Было дело за три месяца, их сменилось целых пять. Каждый император проталкивал свою пачку законов, для контроля над исполнением каждого требовалась новая армия чиновников.

Рим республиканский обходился, так называемым «естественным» законом – поконом, как повелось, так и правильно. Рим имперский уже имел ряд законов. А в либеральном Риме, при полном отсутствии моральных и нравственных тормозов, приходилось только на законы опираться. Закон как замена морали. Чем больше законов – тем больше чиновников и соответственно взяток и казнокрадства. И развивается лавинообразный процесс: над чиновником ставят контролера, над контролером еще контролера, а размеры «откатов» только растут ведь каждому контролеру нужно делиться с вышестоящим. Об этом, применительно к нашим дням, я уже писал в статье «Наивная вера в добрый закон» (http://www.proza.ru/2012/12/06/1632).

Римляне настолько преуспели в области законодательства, что римское право до сих пор изучают на юридических факультетах, как эталон, как классический пример. Но не только законами прославился либеральный Рим. Ослабление религиозных запретов, нравственных норм и сословных предрассудков, вытаскивает на свет, подталкивает к творчеству уйму народу, которому авторитарный строй не давал развернуться. А это в свою очередь приводит к рассвету искусств, науки и ремесел. И общество благодаря научно-техническому прогрессу достигает высочайшего уровня жизни населения.

Те блага цивилизации, которыми при авторитаризме пользовалась только узкая привилегированная прослойка населения, становятся общедоступными. Мы уже говорили о водопроводе, цирках, банях. Такие объекты строились не только в Риме. Во времена культа Изиды, то есть в период перехода от Рима имперского к Риму либеральному «стройки века» кипели по всей империи. Отдельно стоит упомянуть римские дороги, что связали всю империю от Испании на западе до Палестины на Востоке, и от Британии на севере до Египта на юге. Между прочим, многие и по сей день в прекрасном состоянии. Вот бы нашим «стройдорам» так делать научиться!

Прогресс был заметен не только в строительстве. Например, Республиканский Рим обходился двумя сортами хлеба: «на каждый день» и «для праздника». А в Риме конца времен пекли уже почти сто видов хлеба и «булочек», на любой вкус и достаток. Была изобретена уйма всяких хитроумных механизмов для облегчения труда и быта. Недавно археологи с утонувшей в те годы галеры подняли некий тонкий хитроумный механизм с шестеренками непонятного назначения и похожий на механические часы. На лицо была настоящая научно-техническая революция, вроде той, что совершилась в XIX веке, разве что без широкого применения пара и электричества.

Пока либеральный уклад боролся со старым, авторитарным жизнь с каждым днем становилась лучше, создавая впечатление наступления «золотого века». А вот полная и безоговорочная победа либерализма означала одновременно и его конец. Рим начали сотрясать кризисы перепроизводства, когда продукция не находила сбыта и производители разорялись. В отличие от нынешних либералов тогдашние олигархи не только увеличивали государственные расходы, чтобы «подстегнуть» экономику, но и догадались сокращать количество рабочих дней в году для сокращения безработицы. Увеличение же государственных расходов приводит к их нерациональному использованию. В результате поступления в казну не растут, а расходы стремительно увеличиваются. Следствие - уже бюджетный кризис. А все вместе безработица и падение нравов. И как результат, как итог – крах.

На этом закончим наш краткий рассказ об истории Рима и взглянем на сегодняшнюю Россию. Ведь, правда, похоже? А если схожи симптомы болезни, то очень вероятен тот же исход.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В природе ничто не встречается в чистом виде. Также и в обществе строй не бывает чисто либеральный или чисто авторитарный. И в человеческой душе сплетаются чувства, навеянные всеми тремя укладами. С друзьями ты язычник, на работе авторитарий, а на митинге либерал. И это правильно, это тоже своеобразный баланс. И педаль газа, и педаль тормоза и руль одинаково нужны для безопасной езды. Главное использовать их своевременно и правильно.


Рецензии
Михаил, интересные параллели Вы провели и верные, т.к. мир всегда развивался по спирали. Интересные рассуждения, загляну ещё. С уважением

Владимир Голдин   06.06.2013 06:22     Заявить о нарушении