Отказала в защите

Это случилось еще за поколение до мудрого Солона и внедрения в жизнь его законов. На олимпийских играх знатный Ии богатый афинянин Килон одержал победу. Афины славили героя, и он возомнил себя избранником богов. Ему малым казалось положение в обществе, и он решил стать тираном в Афинах, рассчитывая на поддержку друзей, которых у него много. Соседние  тираны тоже обещали поддержку Килону. Не сбрасывал афинянин и успеха  в роли олимпийца – победителя. Он дождался летнего праздника Зевса Олимпийского, и с помощью друзей захватил акрополь – афинскую крепость. Но народ не только не поддержал Килона, но, вооружившись, осадил акрополь. Возглавил осаду архонт  Мегакл. Осада затянулась. Килон пал духом и сбежал, оставив друзей на произвол судьбы. Положение пленников становилось критическим. Пока они находились в храме богини Афины, жизням их ничего не угрожало, они находились под защитой богини. Но стоило бы одному, скажем, умереть от голода, это могло означать, что богиня отказалась защищать осажденных, и они могли быть перебиты. Все остальное происходило так, как описано в стихе. Одно осталось неясным: сам ли канат перетерся и разорвался, или был подрезан кем-то из людей архонта. Как показали дальнейшие события, народ подозревал в происшедшем не волю богов, а  провокацию со стороны Мегакла…
Килона ждал большой успех
На олимпийских играх:
Борьба, метание и бег,
В прыжках подобен тигру.

И весь огромный стадион,
С почтением и стоя,
Когда пред ним предстал Килон,
Приветствовал героя!

Итог победы был таков:
Он был в зените славы,
Он был избранником богов.
Что пожелать осталось?

Народ осталось победить,
В Афинах стать тираном,
Заставить всех себя служить,
И славить в божьих храмах!

Дождался праздника Килон
И захватил акрополь.
Но допустил ошибку он,
Народ ему не хлопал!

Пришел с оружьем, осадил,
Осада затянулась,
Сражаться не хватало сил,
А Ника отвернулась!

Килон пал духом и бежал,
Друзей в беде оставил.
А память так еще свежа:
«Народ Килона славил!»

Вождем оставлены друзья,
Спасали жизни в храме.
Их в храме покарать нельзя,
Нанесть обиду, рану…

Но выход пленники нашли,
Прибегнули к уловке,
Гуськом из храма они шли,
Держались за веревку.

Один конец привязан был
К подножию Паллады,
Канат защитою служил,
Надежнее ограды!

Пройти бы им в ареопаг,
И ждать суда решения.
Но, кто-то сделал подлый шаг,
Большое преступление.

Канат обрезанный упал,
А значит, - нет защиты,
И каждый пленник мертвым пал,
Злодейски все убиты!

ОЧИЩЕНИЕ  ОТ  СКВЕРНЫ
Моровые болезни, неудачи в битвах, дурные знаме-ния могли быть ниспосланными самой Афиной за расправу над сторонниками Килона. Нужно было произвести очищение города. Пригласили Эпименида, на которого пал выбор афинян, он был известен во всей Греции. Возможно, он и стал прототипом героя Вашингтон Ирвинга  в сказке его о Рип Ван Винкле, который проспал невесть, сколько времени в царстве эльфов. Сказка соответствует греческому рассказу об Эпимениде, который был послан отцом в поиски за пропавшей овцой. Его застиг зной, он в полдень лег под деревом отдохнуть и заснул. Проспал он пятьдесят семь лет. Когда вернулся, то все изменилось,  из родных в живых остался младший брат, седой, как лунь, старик. По-сле этого случая Эпименида стали считать любимцем бо-гов. Прожил Эпименид сто пятьдесят семь лет, из них пятьдесят семь во сне. Совершал очищение святой так, как описано в стихотворении.
В Афины бедствие пришло:
Болезни, неудачи.
«Кто причинил большое зло?» -
На площади судачат.

Мегакл был изгнан из Афин
За подлое убийство,
Его друзей изгнали с ним
Под крики и со свистом!

Чтоб очищение свершить,
Гадателя, святого
В Афины пригласили жить,
Покорны его слову.

Святой подумал и сказал:
«Богов у вас так много!
А кто из них вас наказал?
Молить какого бога?

Чтобы ушла от вас беда,
От скверны чистить надо,
Вы приведите мне, сюда,
Овец хороших стадо.

И где, какая ляжет спать,
Там принесите жертву,
А чтобы жертву не искать,
Овцу предайте смерти!

Алтарь и жертвенник создать,
Пусть будет их и много.
На каждом нужно написать:
«Неведомому богу!»
За работу святой взял только ветвь маслины из священной рощи богини Афины, после чего вернулся на Крит. А по всей Аттике остались стоять жертвенники с загадочной надписью: «Неведомому богу». Когда через семьсот лет  в Афины пришел апостол Павел, он увидел один из таких жертвенников. На вопрос афинян,– «о каком боге он им говорит?», апостол ответил: «О том самом, которого вы чтите, не зная!» При этом он указал на алтарь с надписью – «Неведомому богу»


Рецензии