Вторый Юрий Андреевич

    Родился я 11 ноября 1934 года в семье служащего, выходца из крестьян. Отец был беспартийный. За свой труд награждён орденами "Знак Почёта" и "Трудового Красного знамени ". Мать во время войны работала, а потом занималась домашним хозяйством и детьми. У меня было три сестры и пять братьев. В семье я был пятым ребёнком. Село Лешуконское , где я родился, находилось в 300 километрах от Архангельска. В те годы зимой до него можно было добраться по зимнику пешком или на лошадях. а летом на пароходах по Белому морю и по реке Мезени.

    В 1942 году я пошёл в школу. В это время отца перевели на работу в соседний район, Карпогоры. В январе 1943 года он прислал за нами две подводы. И мать с семью детьми, старшему из которых было 16 лет, а младшей один годик, тронулись в крещенские морозы в путь. Дорога через тайгу и болота оказалась трудной. Лошади устали, и большую часть пути между почтовыми станциями пришлось пройти пешком. 200 километров ехали мы 7 дней, а в 1987 году я прошёл на лыжах это расстояние в обратном направлении за 4 дня. В первом классе Карпогорской школы познакомился с Вовкой Бобрецовым, с которым потом окончил Лешуконскую среднюю школу и вместе закончили ЛПИ.

    В 1944 году к началу учебного года мы вернулись в Лешуконское. Война близилась к концу. Старшеклассники, которые учились в нашем классе во вторую смену, ежедневно отмечали флажками продвижение фронта. Окончания войны ждали, но Победа была неожиданна.Народ ликовал и у нас в селе, несмотря на плохую погоду.Помню, шёл дождь со снегом, но народ пел, плясал, танцевал.

    С открытием навигации стали встречать фронтовиков. Пароход ходил раз в неделю без всякого расписания, поэтому даже ночью были на берегу дежурные, жгли костры. Село расположено на высоком берегу, поэтому появление парохода было видно за 12 километров, пока он шлёпал колёсами, всё село ждало на пристани.И мы надеялись на чудо, что придёт старший брат Виталий, который пропал без вести в 1945 году под Ригой. Ему не было 19 лет. Но чуда не произошло. В память от брата остались два автопортрета, нарисованные карандашом, несколько солдатских писем с весёлыми картинками для младших братьев, да карикатура на немца, напечатанная в газете "Пионерская  правда" в 1943 году. Вспоминая в свои 70 лет своего старшего брата, я сильно печалюсь. За что отдал жизнь 18-летний архангельский мальчишка! К тому же сейчас, в современной истории, он не освободитель, а оккупант.

    Наши школьные годы выпали на трудное время. В начальных классах было голодно даже в тылу, в деревне. Учился я без больших усилий. Всё свободное время пропадал на улице в мальчишеских играх, в лесу, на речке. В то же время деревенские дети рано приобщались к труду. После окончания учебного года мы с братьями занимались заготовкой дров на всю зиму. Пока пилили дрова, подходило время сенокоса. Мы семейной бригадой во главе с матерью нанимались в леспромхоз заготавливать сено ( тогда "тяговой силой" были лошади ) и ехали на сенокос за 15 километров от дома, жили там в палатках. Колхоз выделял леспромхозу заболоченные луга. Техника там не проходила. Работали как настоящие косари, помня поговорку - летний день год кормит. В хорошую погоду работали от зари до зари, борясь ещё с комарами и мошкарой. Первый раз я попал на сенокос после 4-го класса. Это был тяжёлый труд, но хорошая физическая закалка, которая подготовила меня к занятиям спортом.

    В те годы человек, идя учиться в 8-й класс, уже наверняка знал, что будет поступать в институт. Я, даже получив аттестат, не знал, что мне делать, куда идти дальше, и тут случайно встречаю Вовку Бобрецова с проспектом о Политехническом институте. Решение поступать в Политехнический институт было мною принято за 10 секунд. Я ещё вспомнил информацию, которую прочитал в газете "Советский спорт". Заметка была об успехах волейбольной команды Политехнического института. И не удивительно. В те годы за неё играл студент ЭлМФ Ю.Арошидзе, будущий чемпион мира в составе сборной СССР. Удивительно, но мы с Бобрецовым смело ринулись в Ленинград. Ехали неделю. В поезде, в Архангельске, оказались в одном купе с Е.Вислых. Правда, мы с Вовкой на средних полках, а Вислых на одной третьей вдвоём с приятелем. Оказалось, что едем поступать в один институт, на один факультет. Мы с Женькой как-то быстро нашли общий язык. Начали общаться. Может быть потому, что его одноклассник был увлечён попутчицей.

     Поступив в институт, мы с 3-го курса жили в одной комнате. Оба были увлечены спортом. Потом 30 лет жили в Мурманске, почти каждый день встречались в обеденный перерыв в столовой. Сейчас, когда Женя уехал в другой город, иногда даже пишем друг другу письма.
Удивительно, но без репетиторства и подготовительных курсов, приехав из глухого села, мы с Бобрецовым поступили. Бобрецов вообще сдал всё на пятёрки. Из группы, в которой мы сдавали вступительные экзамены, по конкурсу прошли пятеро: Бобрецов, Ершова, Печкин, Шведов и я. Все добрались до финиша. Студенческие годы были посвящены. конечно, учёбе и занятиям [спортом? ГЩ].

`    Хочется вспомнить руководителя моего дипломного проекта Александра Алексеевича Смирнова. При поступлении в институт мы с Бобрецовым заходили в факультетскую приёмную комиссию и до, и после экзаменов. Там с нами беседовал молодой человек. Когда я встретился с руководителем дипломного проекта, то он оказался именно тем молодым человеком из приёмной комиссии. За пять лет учёбы мы с Александром Алексеевичем не встречались, а он нас запомнил, особенно Володю Бобрецова. Потом я встречался с А.А. в 1985 году, в год поступления моей дочери на ММФ и в 1991 году, когда дочь закончила институт. Он уже был профессором, председателем Совета ветеранов войны. Он всегда интересовался  Володей Бобрецовым, хотя с 1952 года они не встречались. Заканчивая воспоминания про учёбу в институте, хочу заметить, что две мои сестры и брат получили высшее образование, а трое закончили техникумы.

     Распределение я получил в Петрозаводск, на Онежский тракторный завод, куда приехали многие выпускники нашего института. Я начал работать в отделе главного механика и продолжал заниматься спортом.
    В 1965 году я женился. Жилья не было, и в 1967 я заключил договор с проектным бюро главка "Севрыба" в Мурманске, а жена получила туда распределение после окончания Петрозаводского университета. Нам дали однокомнатную квартиру. Ехали на недолго, а живём уже почти 40 лет. Здесь родились и выросли сын и дочь. Растёт любимая  внучка Лиза.  Дочь закончила ММФ ЛПИ и экономический институт. Сын работает в ДЮСШ тренером по лыжным гонкам.

    Я проработал в проектных организациях Министерства рыбного хозяйства 25 лет. Мы приехали в Мурманск, когда Мурманская область была на подъёме. Развивалась промышленность, в том числе и рыбная. Даже нынешние "демократические" СМИ отмечают, например, что с 1971 года по 1975 год прирост промышленного производства составил 37%. Строилось жильё. За период с1976г. по 1980г. 150 тысяч человек в Мурманске переехали из бараков и коммуналок в благоустроенное жильё. Это одна треть жителей Мурманска. Наша семья тоже в то время получила 3-х комнатную квартиру, прожив в Мурманске всего 8 лет. Сейчас за 13 последних лет в Мурманске не построено ни одного жилого дома. В эти годы мне пришлось заниматься многими вопросами. Разрабатывать документацию для судоремонта, проектировать новую технику, заниматься механизацией доковых работ и так далее.

    С 1983года я работал в Мурманском филиале проектного института "Гипрорыбфлот" Здесь я занимался проектированием резинотехнических изделий и изделий из пластмасс для нужд судоремонта и оснастки для их изготовления.Мы обслуживали все флота Министерства рыбного хозяйства.

    В 1985 году началась перестройка. Потом "прихватизация". Суда продавались своим людям по цене металлолома. Были разработаны новые правила прихода судов в порт, и суда не пошли в Мурманск с рыбой и не становились на судоремонт. Они пошли в Норвегию. Судоремонтные предприятия, рыбокомбинат, рыбный порт оказались на грани банкротства. Всё встало.

    В 1993 году я ушёл работать в школу учителем физкультуры, а сейчас работаю тренером в ДЮСШ. В рыбной отрасли Мурманска за эти годы изменений мало.

    Отметив своё 70-летие, я вспоминаю студенческие годы "со светлой памятью". Почти каждый год приезжаю на наши встречи в Санкт-Петербурге и сожалею, что не все имеют возможность приехать.

    Позволю себе закончить словами Виктора Астафьева:

    "Может в жизни этой суетной, трудной и нам становится легче среди серых будней, когда мы вспомним молодость свою - ведь в памяти друг дружки мы так навсегда и останемся молодыми и счастливыми. И никто и никогда не повторит нашей молодости".
    Юра был на встрече в июне 2010 года, а зимой его не стало.
                *******


Рецензии