Память

         4-го июня исполнилось 9 лет, как не стало моей мамы.  Уже 9 лет…

Время пронеслось так быстро, что только по большому количеству событий, которые произошли за это время, можно ощутить, как давно это было.
Мамочка умерла у меня на руках, через 20 минут после отъезда  «Скорой», врач которой ,  осмотрев маму,  развел руками,  сделал  какой-то укол  для очистки совести и сказал:
- Готовьтесь, Теперь – сколько сердце выдержит…  Может – сутки, может трое.  И уехал.

 Я села около  нее на край дивана и стала гладить ее по руке, приговаривая:
- Мамочка,  мамулечка…
Я еле сдерживала слезы и вообще не соображала, что  говорить, -  настолько я была ошарашена заключением врача.
Год назад у мамы случился инсульт. Она дважды лежала в больнице и вроде стала поправляться. Мы уже выходили с ней потихоньку гулять, и я надеялась, что все обошлось,  и скоро она совсем поправится.  Мама  сама  обслуживала себя дома, а я приносила продукты ,  готовила , убиралась, стирала. Она вообще всегда старалась не загружать нас своими проблемами и сейчас очень переживала, что мне приходится разрываться на два дома.

 Мы жили далеко друг от друга,  я еще работала,  а дома у меня была еще одна «лежачая» больная – свекровь 92-х лет  с психическим заболеванием и  переломом шейки бедра. Поэтому я не могла  остаться жить с мамой,  а прибегала к ней каждый день  после работы часа  на 2-3, делала, что необходимо, и улетала домой.      
Но после заявления врача я позвонила мужу и сказала, что останусь ночевать у мамы, и пусть он сам как-нибудь разберется с памперсами и накормит свою маму.

Пока я отдавала указания, мама открыла глаза и сказала:
- Как же ты со мной устала, доченька!
- Ну что ты, мамуля! Я думаю, что ты в детстве со мной больше уставала.
- Так я тогда молодая была, и с каждым годом с тобой было все легче. А здесь – процесс обратный! – и замолчала. Потом тихо добавила:
- Видно, пора мне к папе!
И еще через минуту:
- Наверное, если бы я была верующей, - мне было бы сейчас легче…

Я не знаю, что она под этим подразумевала, но то, что она всю свою жизнь прожила , не  нарушив ни одну из десяти заповедей. – могу ручаться. Я не знаю ни одного человека, который бы прожил свою жизнь так честно и чисто, как мамочка.
            Я продолжала гладить ее по руке, а она  вдруг глубоко вздохнула, как будто всхлипнула,  и, мгновенно изменившись в лице, резко выдохнула и застыла.
Я смотрела на нее, боясь пошевелиться. На моих глазах произошло  таинство смерти.  Я не узнавала человека, который лежал передо мной, - это была не мама, а совершенно чужая женщина. Если бы меня вызвали на опознание – я бы ее не узнала.
В растерянности я смотрела на нее и думала:
- Какая же красивая душа была у мамочки, если после того, как она отлетела – оболочка так изменилась!
И что удивительно  -  мне совсем не было страшно. Я всегда чувствовала себя очень напряженно рядом  с  умершим. Правда, мне не так часто приходилось присутствовать на похоронах родственников, но я  помню свое ощущение напряженности при приближении к покойному.
Рядом с мамой я чувствовала себя спокойно. Видимо, я была в состоянии шока: я не ожидала, что это произойдет так скоро и так тихо.
Дальше я уже не очень помню. Приехали муж и брат,  представители официальных  инстанции. В общем – все как у всех.  Да и сказать я хотела вовсе не об этом.


Видимо, так бывает у всех: когда уходит близкий человек – ни ум,  ни сердце не хотят смириться с этой потерей.  Прошло уже 9 лет, а я все время жду, что после моего звонка дверь откроет мама.  Будто  они с папой уехали отдыхать и скоро вернутся, а я просто заехала цветы полить.

Накануне этой годовщины мы с шестилетней внучкой поехали на кладбище навестить прабабушку и прадедушку.  Анюту я взяла с собой в первый  раз.  Она давно интересовалась, куда деваются люди после смерти. Я,  как могла,  объясняла ей, что их кладут в специальные красивые вагончики, опускают под землю – как в метро, и оттуда они уезжают прямо на небо, где  их уже ждут их мамы и папы, а они будут ждать  и встречать нас. Там тоже большие города, много людей.  Там  красиво и всегда тепло. И люди никогда больше не болеют.  Анюта  пока приняла такой вариант.
Мы пробыли на кладбище больше часа. Анюта активно помогала мне собирать в пакет мусор, протерла памятник, воткнула  виньетки с цветами.
Оглядев результат своей работы, мы зажгли  свечку и присели на скамеечку.
- Бабушка! А зачем ты свечку зажгла! – спросила любопытная Анютка.
- Этот огонек – наш привет бабушке с дедушкой. – Они смотрят сверху на нас и радуются, что мы их не забыли и пришли навестить.
- А почему мы их не видим? Пусть они помашут нам ручкой!
В это время подул слабый ветерок,  и свечка замигала.
- Вот видишь, свечка мигает. Это они нам ручкой машут.
- Вот здорово!  А разговаривать с ними можно?
- Конечно! Что ты хочешь им сказать?
- Ну, не знаю…  Пусть в гости приезжают. Я на них посмотреть хочу!
- А вот это – вряд ли! Оттуда уже никто не возвращается назад.
- А почему?
- Наверное, там лучше жить, чем здесь. Там болезней нет.
- А почему нельзя отсюда все болезни прогнать в космос?
- Вот ты подрастешь, выучишься, станешь доктором, и тогда займешься этой проблемой.
- Ну, это еще когда будет! Я сейчас хочу.
- Одного хотения мало. Надо еще и умение иметь!
- Ой, бабушка! Как с тобой сложно!
- Жизнь вообще сложная штука! Так что учись разбираться.
Так мы еще долго обсуждали глобальные проблемы, пока Анютка не задала очередной вопрос:
- А зачем люди эти садики делают, украшают цветами? Там же уже все равно никого нет, все вагончики уехали на небо!
- Анечка! Это нужно не мертвым. Это нужно живым.  Нам с тобой, например.  Чтобы можно было  прийти в гости  к своим родным, вспомнить о них, поговорить. Потому что, пока мы их помним – они живы, хотя бы в нашей памяти и памяти тех людей, которые их знали и любили.  Поэтому мы и наводим красоту,  чтобы прийти сюда было приятно! Мы ведь дома всегда убираемся более тщательно к приходу гостей. Правда?
- Правда! – она подумала и засомневалась: - Но ведь мы же тоже гости, а гости же у нас не убираются!
- Анечка! Поскольку бабушка с дедушкой далеко и не могут сами убраться, мы им помогаем. Когда у нас собираются гости, я же прошу Вас приехать пораньше и помочь мне накрыть на стол или пропылесосить. Вот и нам с тобой сейчас легче убраться.  Мы же с тобой  моложе! И к тому же мы – их самые близкие родственники, поэтому – кто же им поможет, если не мы. А завтра к ним в гости придут их друзья и знакомые. И как им будет приятно видеть бабушкин садик убранным, чистым и красивым!
- Да, бабушка, Я поняла, – сказала Анютка, и на этой мажорной ноте мы и закончили наш визит.

     После нашей беседы я поймала себя на мысли, что  малышам обязательно нужно рассказывать об их бабушках и дедушках , брать их с собой на кладбище, чтобы потом с сожалением не наблюдать, как зарастают бурьяном родительские могилы при живых детях. Память – великая вещь!  Когда человек теряет память, он перестает мыслить разумно, перестает быть человеком и переходит  в  категорию «овощей».
А так хочется, чтобы после нас осталось здравомыслящее и памятливое потомство, а не огород с овощами!   


Рецензии
Вот и про уход Вашей мамы я, Ланочка, прочитала. Как тяжело расставаться с дорогими, любимыми, людьми, зная, что они покидают нас навсегда. С сочуствием и пониманием Вашей боли, Татьяна.

Татьяна Комиссарова   06.12.2013 11:06     Заявить о нарушении
Спасибо. Танечка! Мне всегда приятна встреча с Вами. Заходите. Буду рада. Лана.

Лана Невская   06.12.2013 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.