драматургия фильма Сумасшедшая помощь Б. Хлебников

«Сумасшедшая помощь» - от фильма с таким названием ожидаешь яркой комедии, но уже первые кадры ведут повествование совсем в другое русло.
Комедийные ситуации присутствуют на протяжении всего фильма, но сам по себе сюжет драматичен, то есть перед зрителем пример смешанного жанра – драмы с элементами комедии.
Мужчина средних лет (Евгений) приезжает в Москву на заработки – обыденная ситуация для столицы. Ему даже везёт: дамочка на дорогой иномарке сразу подбирает Евгения для плотницких работ в своем коттедже. Среди пропивох и таджиков он произвёл самое благостное впечатление. Герой не может не понравиться зрителю – он очаровывает своей естественностью, простотой сельского человека и детской непосредственностью. Гордо хвастается перед дамочкой «У меня сотовой есть!» на вопрос понял ли он как добраться до Москвы. Но видимо так и не понял: вместо того, чтобы доехать на другой электричке до метро, он растерянно оседает где-то на окраине. Там он и встречает своего «боевого» товарища: инженер находит Евгения среди строительного материала в подземном переходе. Герои знакомятся и  с этого момента представляют собой не двух разных людей, а единое целое, как Лёлик и Болик, Дон Кихот и Санчо Пансо. Система персонажей также представлена дочерью инженера и милиционером. Инженер (в фильме герой безымянный, обозначу его так), как и всякий больной шизофренией, имеет свои специфические представления о внешнем мире и сверхценные идеи. Его ключевая задача – «спасти мир». Он искренне верит, что помогает затюканной женщине, отрезая ей волосы, в которых якобы оседает морфий, которым травит её муж. Переставляет скамейку от окна бабушки, чтобы той не мешали шумные компании. Спасенному миру Инженера противостоит мир реальный,  в котором испуганная до ужаса женщина осталась почти лысой, дом, в который был пущен газ, чуть не взорвался. И самую большую опасность представляет милиция. Но милиция в фильме (квинтэссенция реальности) меньше всего выглядит защитницей народа. Её представитель и есть муж той несчастной женщины. Он слишком привык к своему месту. Он прекрасно знает о своей профнепригодности, но в то же время тщеславие не дает покоя и он ждет повышения. Милиционер регулярно слышит за своей спиной издёвки от сотрудников, ему не доверяют вести дела, а начальство откровенно говорит в лицо, что он недостоин звания участкового. Доблестная милиция равнодушно оставляет толпу негодующих граждан в коридоре, бросив грозное «не мешайте работать». А работа их сводится в основном к разгадыванию  кроссвордов и чтению эротических журналов. Наш же герой пошёл еще дальше – рисует полигендерное существо, в то время как в дверь рвутся жители района со своими проблемами. Вот только инженеру и остается «спасать мир», при этом его чудаковатые поступки выглядят благородно и искренне на фоне циничного бездействия милиции.  В этом и заключается основной сюжетный конфликт. Дочь инженера балансирует где-то на грани этих миров. Она любит своего отца и стремится ослабить его обострение, чтобы он «сам себе не навредил».  Здесь проявляется конфликт между персонажами. Дочь пытается напоить таблетками отца, уверяя его, что он простужен. Но инженер чувствует разницу между своими состояниями во время лечения и без него. Когда он принимает лекарства, очевидно прописанные психиатром, то становится одним из представителей реального мира. Во всех его действиях пропадает смысл и стирается радость жизни. Даже крышка мусорного бака не открывается, когда они с Евгением идут на дело в домик уток. Главная цель героев — добраться до этого домика, чтобы прочесть тайное послание. Они тщательно планируют, как туда добраться. Но их поход совпадает с тем моментом, когда инженер находится под воздействием лекарств. В нем нет того энтузиазма и он уже не помнит, зачем собрался громить уток. Он действует по инерции. Евгений заражен идеями и обаянием инженера. Он предан их затее и уверенно идет в бой с «ветряной мельницей». Когда инженер попадает в реальный мир посредством лекарств, он не чувствует воодушевления, наблюдая за Евгением. Все его идеи разом теряют смысл и выглядят даже не как глупость, а как безрассудство какого-то пьяного человека. Каждый раз на пути к подвигу героям мешают обычные люди. Милиционер ставит обратно на место скамейку, дочь отговаривает инженера выходить на улицу – эти действия являются сюжетными перипетиями. Зритель полностью вовлечен в процесс и ждет результата. Либо герои будут наказаны, либо вознаграждены. Милиционер постоянно «всё портит» своим появлениям в (не)нужный момент. А Евгений и инженер, в свою очередь, мешают милиционеру выполнять его гражданский и профессиональный долг, т.е. сидеть в ОВД и беседовать с вымышленным начальством. Чуть не взорвавшийся дом, в подвале которого нелегально обитают гастарбайтеры – последняя капля терпения. Милиционер находит на детской площадке инженера и избивает его до смерти, не смотря на то, что нездоровое состояние мужчины очевидно: он атакует с помощью резиновой трубки, представляя её мечом. С исчезновением из подмосковного района инженера, меняется жизненный уклад и приходит какое-то опустошение в сознание Евгения и Дочери инженера. Он был связующим элементом между ними.
  Композиция в фильме кольцевая – откуда герой уехал, туда и вернулся. Но поездка в Москву перевернула его сознание. Когда он едет обратно, он чувствует какую-то потерю. Реальный мир  с болтливым соседом не может привлекать своей пустотой. Инженер оказался не просто человеком, приютившим Евгения, не просто любопытным собеседником, а героем, который со своего специфического ракурса восприятия видит социальные проблемы и борется с ними метафорично. С инженером у Евгения была цель, было представление о завтрашнем дне. Теперь все размыто и бессмысленно.
  Кульминация происходит  в тот момент, когда Дочь Инженера и Евгений одновременно вскакивают  со своих диванов, находясь  в разных городах, и бегут к телефону. Зритель не знает, свяжутся герои или нет.  Евгений прибегает на Белпошту, набирает номер инженера. Дочь  в это время стоит на заснеженной улице на распутье. В финале Евгений и Дочь инженера идут вместе в одном кадре, но параллельно друг другу, что наталкивает на мысль: возможно, они еще встретятся. Тут же появляется лейтмотив – открывающаяся сама по себе крышка мусорного бака – признак того, что всё идет по плану. Ведь, когда дочь хотела выгнать Евгения, инженер заступился за него и сказал: «Не знаю зачем, но он зачем-то здесь нужен».
  Шизофреник-инженер – самый адекватный персонаж в этой истории. Его поступки выглядят необычно поначалу. Но он объясняет каждое своё действие и ведёт нить рассуждений так, что не остается сомнений в его правоте (пример тому, игра «назови лишний предмет»). А так называемые здоровые и разрушают порядок вещей. В этом отражается тема фильма – столкновение двух миров. Борис Хлебников выражает свою идею на остром социальном примере – приключение гастарбайтера в суровой Москве. Под конец просмотра остаются сомнения, кто же на самом деле больной, а кто здоровый и чья помощь на самом деле сумасшедшая.


Рецензии