Разбор драматургии фильма С. М. Эйзенштейна Иван Г

       Драма начинается с первых титров картины: «Фильм этот о человеке…», ибо вторая часть фильма посвящена именно человеку, а не исторической личности. Государственных правителей на Руси приравнивали всегда к сыновьям божьим, да и сам Иван Васильевич называет себя «богом земным» в диалоге с Филиппом Колычевым. На правителя всегда возлагался социумом определенный стереотип поведения «царь должен». И никогда царь не рассматривался ни современниками, ни потомками как смертный человек, для которого свойственны те же душевные переживания и личностные конфликты. Сложно оставаться в равновесии, когда жену отравили, а близкие люди предали. Но Иван Грозный должен быть мудрым правителем в первую очередь, а не «Гамлетом», как охарактеризовал героя второй части Сталин. Вождь хотел видеть фильм о лидере, который не поддаётся давлению чувств и которого не сломит даже предательство. Человек, стоящий у власти должен быть непоколебим. Сталин прививал  в народе страх перед царем-батюшкой как в средневековье, и ему нужно было кино, отображающее его идеологию. Так родилась по госзаказу первая часть фильма «Иван Грозный» - она и показывает первый период правления, когда царь только ступил на престол, и началась плеяда успешных преобразований и войн с Казанью. Но бояре не могли смириться  с государственной  переоценкой их значимости и не могли смириться  с объединением русских земель. Из этого проистекает сюжетообразующий конфликт – царь против бояр, так как бояре были камнем преткновения   в принятии новых реформ и модернизации государственного строя.
       Иван Грозный во второй части фильма сильно отличается от клишированного царя в первой. Двуликий фильм о двуликом царе. Это и беспощадный тиран и мудрый правитель. Эйзенштейн хотел показать развитие героя в градации, и по плану была третья часть, которой, естественно, не суждено было реализоваться. Даже на одной из афиш фильма царь изображен в трех разных образах, показывающих трансформацию царя.
 
       Фильм начинается со сцены, в которой показан Курбский, предавший царя, в палатах польского короля Сигизмунда. С самого начала фильма  режиссёр акцентирует внимание зрителя на событиях, повлиявших на Ивана Грозного. Известие о переходе Курбского на вражескую сторону станет сильнейшим ударом. Малюта Скуратов замечает «о дружбе сокрушаешься», когда Иван Грозный говорит «имени Курбского при мне произносить не смей» и советует официально обозначить круг приближенных лиц, которые готовы «душу за царя отдать». Опричнина становится не только механизмом в физической борьбе с боярами, но и компенсацией потери близких людей. Ведь даже митрополит Филипп не переходит на сторону Ивана Васильевича. Так, царь окружает себя «государевой светлостью», т.е. опричниками. Иван Васильевич – человек, не получивший в свое время родительской любви (мать его отравили бояре) и лишившийся жены (также отравленной боярами), отсюда его личная ненависть  к  этому социальному классу, кроме политической. В фильме даже есть сцена, когда мать даёт последнее напутствие маленькому Ивану «берегись бояр». Иван Васильевич страдает от одиночества, потому что даже его брат и тётка в заговоре против него. Возле царя остаётся только «верный пёс» Малюта Скуратов. Ивану Грозному ничего не остается, как по его совету образовать подле себя круг людей, которые одновременно и личная армия, и подобие семьи, и верные друзья. С их помощью царь вершит судьбу государства, тем самым, вымещая свое страдание покинутого всеми человека.
       Федор Басманов даёт понять Ивану Грозному, кто виновен в смерти царицы. Царь не может поверить, что родная тетка отравила бокал. Завязка происходит, когда во время празднества младший сын Ефросиньи кричит «вот он царь грозный,  языческий» и смеётся, тут же раздаётся смешок Владимира. Царь тут же всё понимает и у него не остаётся сомнений в виновности Ефросиньи. «Отныне буду таким, каким вы меня видите -  Грозным» заявляет Иван Васильевич и следующим его решением становиться казнь митрополита Филиппа Колычева. Вслед за этим Ефросинья начинает готовить план об убийстве царя и возведении на престол своего сына Владимира.
        Одна из ключевых сцен в фильме снята на цветную пленку, а акцент сделан на красный цвет, символизирующий пролитую кровь. Танец опричников в красных одеждах под зловещую музыку больше похож на танец чертей на празднике в аду, атмосферой напоминающий бал Воланда в произведении Булгакова. Зритель знает, что план Ефросиньи раскрыт и царь готовит свою казнь – он посылает вместе с приглашением на пир пустой бокал, намекающий на отравленную ею чашу. Это усиливает эффект от сцены и нагнетает ужас.
              Шапка Мономаха – лейтмотив в фильме, символ безграничной царской власти как будто живёт своей жизнью на протяжении всей истории. Эйзенштейн то помещает её в крупные планы, то надевает на других героев. Тем самым он хочет показать, как чувство власти берет верх над человеческой моралью и позволяет животным инстинктам безгранично проявляться в своих крайних жестоких формах.
          Кульминация наступает в тот момент, когда уже мертвый Владимир в царской одежде лежит лицом вниз, а Ефросинья не зная правды громогласно заявляет о смерти царя старого и пришествии нового. Но как только шапка спадает и Ефросинья видит лицо своего собственного сына, она превращается в скорбящую мать, которую наказало и уже отпустило это чувство власти. В финальной части Иван Грозный подводит черту и становится на новую ступень своего правления, потому как «покончено со всеми врагами».


Рецензии