Доказательство бессмертия человеческой души

Как много времени и сил потрачено на поиски этого доказательства, а ведь все просто, если договориться: "что такое человеческая душа" Если Вы уже знаете, сто такое "человеческая душа", то Вам это будет интересно, но это может быть и тем, кого интересует, метод мышления Великого ученого современника Ньтона - Лейбница. познакомтесь:
">Душа человеческая есть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении.

Если некоторое действие какого-либо существа есть мышление, то некоторое действие этого существа есть вещь, непосредственно сознаваемая (sensibilis) без представления (imaginatione) частей.

В самом деле, мышление есть вещь: 1) непосредственно сознаваемая; так как душа, когда сознает себя мыслящею, непосредственно предстоит сама себе; 2) мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей. Это ясно из опыта. Ибо мышление есть то самое неуловимое нечто, которое мы сознаем (sentimus), когда сознаем себя мыслящими. Когда, например, мы сознаем, что думали о Тиции, мы сознаем не только то, что имели в своем уме (animo) образ Тиция (конечно, имеющий части), ибо этого недостаточно еще для мышления: ведь мы имеем образы в уме даже тогда, когда не думаем о них, но и сознаем сво сознания мы и не замечаем никаких частей.

Если некоторое действие какого-либо существа есть вещь, непосредственно сознаваемая без представления частей, то некоторое его действие есть вещь без частей.

Ибо, каковым что-нибудь непосредственно сознается, таковым оно и существует в действительности: причина заблуждения в среде, так если бы причиною заблуждения был сам объект сознания, то он всегда бы представлялся бы ложно, а если бы ею был субъект, он всегда бы сознавался ложно.

Если некоторое действие какого-либо предмета есть вещь без частей, то некоторое действие этого предмета не есть движение.

Ибо всякое движение имеет части, по доказательству Аристотеля и всеобщему признанию.

Если некоторое действие какого-либо предмета не есть движение, то этот предмет не есть тело.

Ибо всякое действие тела есть движение. В самом деле, всякое действие вещи есть изменение ее сущности; сущность же тела состоит в ом, чтобы существовать в пространстве, а изменение существования в пространстве есть движение. Итак, всякое действие тела есть движение.

Что не есть тело, то не существует в пространстве.

Ибо определение тела состоит в том, что бы существовать в пространстве.

Что не существует в пространстве, то не способно к движению.

Ибо движение есть перемена пространства.

Что не способно к движению, то недоступно распадению.

Что недоступно распадению, то неразрушимо.

Ибо разрушение есть внутреннее распадение.

Все неразрушимое бессмертно.

Ибо смерть есть разрушение живого существа, или распадение его механизма, посредством которого оно является двигающим само себя.

Следовательно, душа человеческая бессмертна, что и требовалось доказать".

Готфрид Вильгельм Лейбниц. Собрание Сочинений



Готфрид Вильгельм Лейбниц

Вспомнился старый анекдот: вСТРЕТИЛИСЬ ДВА ПРИЯТЕЛЯ:
Певвый:"ТЫ ЗНАЕШЬ, ЭЙНштейн едет в Японию?"
Второй: с чем?
Первый: "Со своей теорией относительности"
Второй:А что это такое?
Первый: "Да как тебе сказать, ну один волос в борще, это много? Второй:"Много"Первый: А НА головве?
Второй: мало,
Первый: вот это и есть теория относительности.
Второй: и с этой хохмой он едет в Японию?
Это, конечно шутка, но с тех пор, когда было приведно доказательство о бессмертии души прошло более трехсот лет, что изменилось за это время?
Я позволил себе выделить курсивом термины, которые и в наше время вызывают оживленные научные дискуссии, которые породили целые фундаментальные исследования.

Так, бессмертна ли человеческая душа? что Вы можете сказать по этому поводу
"


Рецензии
Я не Бог весть какой логик, но всё-таки - что есть собственно душа? Существо? А что за существо? Оно, по всей видимости, имеет тело, а если не имеет тела, то как оно существует, где?
Я ни в коей мере не сомневаюсь в бессмертии души. Однако меня всегда интересовал вопрос: а где душа находится в теле, и если она не в теле, то где?
Если мы говорим, что душа духовна, то значит она не имеет пространственно-временных координат (не-тело), и значит она как бы не совпадает с телом, не входит в него, а "разлита" где-то, в чем-то, бесконечна. Если же она - тело (т.е. пространственно ограниченна, пусть не в этом земном мире, но в другом, который называют эфиром), то как она соединяется с телом (земным), как связана с ним, посредством чего? Она ровно по контуру "заполняет" тело, она разлита в крови (как у животных), или она через духовный мир управляет телом как бы дистанционно?
Соответственно, не ответив на вопрос о "существе" души, о том, собственно, что она есть - тело ли, безграничная осознающая себя масса ли - мы не сможем и отталкиваться от постулата "Душа есть мыслящее существо". Без достаточно ясного определения, которое бы ограничивало (во времени и пространстве) душу, указывало бы на ее не только одно свойство, но и на другие признаки (под указанным термином можно понимать и самого человека. Ведь человек это тоже существо, некоторое действие которого состоит в мышлении, разве нет? Но человек и его душа все-таки различны), нельзя, на мой взгляд, говорить о полноценном доказательстве. И, на мой субъективный взгляд, бессмертие души логически недоказуемо хотя бы по той же причине - не договориться о термине, не договориться о точной формулировке души.
С уважением,
P.S. Курсив не выделился - лучше набирать через капс лок.

Ал Захаров   05.06.2013 21:01     Заявить о нарушении
Думаю, что Тело это проявление Духа, как цветы у дерева. А Душа это проявление тела, как плоды духа. Относительно бессмертен только дух. Дух это нечто образующее и объединяющее всё живое, это дерево жизни...

Андрей Кондаков   21.06.2014 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.