Вопросы Достоевского Что считать за Правду?..

       Вопросы Ф.М. Достоевского: "весь вопрос в том и состоит, ЧТО считать за Правду?"
          И Вопросы Виктора Цоя: "Расскажи: каково Быть мишенью в тире?"
               
                "У меня Есть Вопрос,
                На который ты не дашь мне ответ" (В.Р. Цой).

          Из рецензии на «Русская православная церковь как институция» (Игорь Гарин)

Здравствуйте, Игорь Иванович! многое в Вашей статье есть правда, но ведь есть и Иная Правда, как Правда выстраданная любящего Сердца. И вот правда на Правду идет. И победит не тот, в ком сила фактов, а тот, в ком Правда любящего Сердца... Ибо как сказано Александром Невским: "не в силе Бог, а в Правде".
И как сказано Александром Пушкиным: "И нет истины, где нет Любви".

"Мне есть чем платить,
Но я не хочу победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой,
Просто остаться с тобой,
Но высокая в небе Звезда зовет меня в Путь..." (В.Р. Цой).

Исповедь правдолюбца.
Вопросы к творческому самосознанию 2.
Историософские арабески.

«Что же случилось с нами?
Что случилось с нами?
Этот вопрос мне покой не дает.
Малыш, ты меня волнуешь…»
В.Р. Цой.

«Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне?»
В.Р. Цой.

Расскажи, каково Быть мишенью в тире?
У меня есть вопрос, на который ты не дашь мне ответ»
В.Р. Цой.

1.
О последних Событиях в мире.

"В этом мотиве есть какая-то фальшь,
Но где найти тех, кто услышат ее?
Подросший ребенок, воспитанный жизнью за шкафом,
Теперь ты видишь солнце.
Возьми: это твое…
Как непрочны стены наших квартир.
Но кто-то один не подставит за всех плечо.
Я вижу дом, я беру в руки мел.
Нет замка, но я владею ключом…
Я объявляю свой дом безъядерной зоной…»
В.Р. Цой.

«А еще я хотел бы знать, почему
Так легко променяли вы море на таз?...
Это дети минут ломают дверь,
Не заметив, что на ней нет замка…
Улицы ждут ваших слез,
Улицы ждут ваших слез…» В.Р. Цой.

Разве не «все под Небом» и разве все люди живы не под единым ли Небом?
Разве не одно ли Солнце светит для всех людей?
Кто мне скажет: почему в современном мире творится духовная Война, что поражает Сердце человеческое?
Кто в современном мире сеет пожар и семена ненависти, Лжи и злобы в сердца человеческие и кому это выгодно?
И разве не сказано русскими творцами?:

«И нет истины, где нет любви» А.С. Пушкин.
«Где нет творчества, там нарастает ненависть» С.Л. Франк.
«Где нет любви, там искажены все черты образа Божия»
Б.П. Вышеславцев.

Разве не в том ли суть современной «демократии», чтобы лишь жить одним хлебом и развлечениями и далеко ли современные европейцы ушли от времен римской империи? Не повторяется ли сегодня то, что было прежде?

2.
О кризисе национального самосознания.

«Я мзду не беру… за Державу обидно…»
фраза из художественного фильма
«Белое солнце пустыни».

«Расскажи мне о тех, кто устал
От безжалостных уличных драм,
И о Храме из разбитых сердец,
И о тех, кто идет в этот Храм…
А мне приснилось: миром правит любовь,
А мне приснилось: миром правит мечта.
И над этим прекрасно горит звезда,
Я проснулся и понял – беда…»
В.Р. Цой.

Разве могу я сегодня молчать, когда Дом, по имени Россия, в пламени пожара ненависти, что и есть признак отсутствия творческого самосознания в сердце народном? А кому выгоден пожар в своем Доме?
Разве не в том кризис национального самосознания, что сегодня на улицы городов вышли в один ряд под разные знамена: и националисты-нацисты, и «коммунисты», что разъезжают на последних немецких иномарках, и жириновцы, что выставляют лицо России на посмешище всему миру, и «демократы», что способны продать родную мать, Россию, за мзду? Вам смешно, гос-пода митингующие, а мне грустно, глядя на Вас?
Разве Ф.М. Достоевский и В.М. Шукшин – националисты-нацисты? Разве как Достоевскому, так и Шукшину не чужды ли знамена нацистов?
Разве обвинять Ф.М. Достоевского в национализме, который произнес в 1880-м году «Речь» о Пушкине, не то же самое, что и обвинить Иисуса Христа в национализме во время триумфального въезда в Иерусалим? Зелоты были рады Триумфу Иисуса, но не зелоты ли и первосвященники и предали Иисуса в руки Пилата для распятия?
И разве А. Солженицын не говорил ли еще в 90-х о кризисе национального самосознания?
Разве Возрождение творческого национального самосознания не стало бы обличением нацистов с их лозунгами? Разве Русская Идея совпадает с лжеидеями нацистов и «коммунистов», а вместе с ними и жириновцев, и «демократов»?
Кто сегодня способен не только удержать единство общего Дома, как единство российской Нации и российской государственности, но и способствовать развитию и Возрождению творческого национального самосознания?
И разве лозунги на улицах наших городов не говорят о вырождении и о крисизе творческого национального самосознания?
Разве сегодня не повторяется история, не повторяются ли События 1917-го и 1990-91 годов и кому выгодны перевороты и революции?
Разве Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и Б.П. Вышеславцев не говорили ли о творческой революции-откровении Духа, что и совершило Евангелие в мире? Разве не о творческом откровении Духа говорили лучшие творцы русской мысли, которым были чужды всяческие социально-политические революции? Разве Поэтам России, как А.С. Пушкину, С. Есенину, В.С. Высоцкому, В.Р. Цою и И. Талькову, не чужды были социано-политические революции? Поэты России взывают не к той ли Свободе, что возвестило всему миру Евангелие? И не о том ли Герое печаль Поэта, о котором же и говорит Иисус в Евангелии, что должен возвестить Слово миру, как «в Духе и Истине»?

«Я ждал это время, и вот это время пришло.
Те, кто молчал, перестали молчать.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло.
Их не догнать, их уже не догнать.
А тем, кто ложится спать, –
Спокойного сна.
Спокойная ночь…» В.Р. Цой.

Разве не смешны националисты, когда пытаются национализировать имя А.С. Пушкина и В.Р. Цоя, которые всегда вне национальностей, всегда в творческой свободе выходят за любые пределы ограниченного и провинциального сознания? Поэтов любят одинаково, как таджик, так и француз, ибо у подлинной Любви нет национальности, разве не так? И разве не подлинную ли Любовь возвестил Иисус в Евангелии, что вне всякой национальности?
Разве Поэты России не являются для нас свидетельством феномена подлинной Личности, которые подлинно независимы и свободны от всяческого идолопоклонства?

«Родина моя
Скорбна и нема…
Родина моя,
Ты сошла с ума..."
И.В. Тальков.

«Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты…»
И.В. Тальков.

3.
О духовном кризисе в современном мире.

«Разрушенный мир.
Разбитые лбы.
Разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад,
Кто-то так рад…
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…» В.Р.Цой.

Кто сегодня в народах по всему миру разжигает пожар ненависти? И кому выгодно, чтобы народы расшибали себе лбы о злобу ненависти в отсутствии творческой любви и любящего творчества? Кто в сердца сеет ненависть и злобу, дабы поработить человека и превратить его в раба духовного?
Разве современная «демократия» не основана ли на догмах атеистической европейской науки и разве европейская демократия совпадает с заповедями христианства, что возвещены в Евангелии?

Разве Ф.М. Достоевский не достаточно ли обличил Ложь буржуазного мира и социализма и показал изнанку современного великого Инквизитора?
Разве русская религиозная философия не есть ли камень преткновения для современной европейской «демократии»? И не потому ли европейские «демократы» так бесятся, когда слышат слово «Русская Идея»? Не обличил ли «бесов» Ф.М. Достоевский?
Разве С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и другие мыслители не предвосхитили сквозь время духовное Возрождение России и не уж-то мы подведем видение русских Поэтов?

«Я мечтаю вернуться с войны,
На которой родился и рос,
На руинах нищей страны
Под дождями из слез..." И.В. Тальков.

«Мне показалось, что я все написал,
Что волновало меня в этом мире.
Но внезапно скатилась слеза
И неожиданно все изменила.
Слеза – омовенье души,
Слеза – это путь к раскаянью,
К просветленью, к спасенью от лжи.
Слеза – символ призвания.
Преступления во имя любви
Бог простит тем,
Кто искренне верит в потери
И в то, что для лжи
В мир любви закрыты все двери.
Слеза, их спасает слеза» И.В. Тальков.

"И вроде жив и здоров,
И вроде жить – не тужить.
Так откуда взялась печаль?» В.Р. Цой.

«Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне?
Нарисуй мне портреты погибших на этом Пути?
Покажи мне того, кто выжил один из полка?
Но кто-то должен стать Дверью,
А кто-то замком, а кто-то Ключом от замка…
Земля… Небо…
Между землей и Небом – Война» В.Р. Цой.

Разве не совершается в современном мире еще более ожесточенно духовная война и разве эта Война прекращалась ли когда-либо, как Война за образ Божий в человеке, а поле битвы в этой войне разве не сердца людей?
Разве Н.А. Бердяев и Э. Фромм не достаточно ли обличили современную «демократию», которая, как чума, расползается по всему миру и принцип которой в догме «человек человеку – волк»?
Разве не эту «духовную» прививку прилепляют нам «западные демократы»?
Кто способен созидать, творить Божественную любовь в сердце человеческом, кто сможет и кто хочет?

Сегодня, закрывая глаза, я чувствую тоже, что и чувствовал Поэт:

«Песня без слов, ночь без сна,
Все в свое время – зима и весна…
Если есть стадо, есть Пастух.
Если есть тело, должен быть Дух.
Если есть шаг, должен быть след.
И если есть тьма, должен быть Свет.
Хочешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять, как есть:
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?..
Я чувствую, закрывая глаза, –
Весь мир идет на меня Войной»
В.Р. Цой.

«Кто пойдет по следу одинокому?
Сильные да смелые
Головы сложили в поле, в бою.
Мало кто остался в светлой Памяти...
Солнце моё – взгляни на меня?..» В.Р. Цой.

«Я жду ответа.
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето… Это…" В.Р. Цой.

"Истина познается только любовью" - Б. Паскаль.
"Бог правду видит, да не скоро скажет", но Он скажет её в конце концов" Б.П. Вышеславцев.

(Бармин Виктор   12.09.2012)



Бог во мне приветствует Бога в тебе! Говоря так, один человек
приветствует божественное в другом человеке. Но человеческое принятие
божественного вовсе не означает принятие "пятен на солнце": как известно из Нового Завета, Иисус изгонял менял из храма и категорически отверг искушения дьявола.
Я ценю Ваше подвижничество на ниве русской культуры, сам с огромным
пиетитом отношусь к Серебряному веку России, но никак не могу принять двух Ваших идей: снисходительного отношения к демократии и -
возвышенно-гипостазированного - к "русской идее". При всех издержках
либерально-демократического мироустройства, человечество пока не
придумало ничего лучше. По этой причине, нравится ли это нам, русским,
или нет, весь мир эволюционизирует к свободе и демократии, а не к
Северной Корее или Ирану, и людской поток в свободные страны
многократно превышает обратное движение. Кстати, люди выбирают
либеральную демократию отнюдь не по примитивной материальной причине:
свобода и демократия дают им возможность максимальной
самореализации, интеллектуального и духовного роста.
Русских давно оболванивают "тупыми американцами", но именно в США количество людей, регулярно посещающих свои храмы, в 5-10 раз больше, чем в России, а благотворительность исчисляется 11-значными цифрами. Здесь 70% симфонических оркестров мира, 60% Нобелевских лауреатов и на два порядка больше издаваемых книг. Я только что вернулся из США, побывав, среди прочего, в книжном магазине размером с большое летное поле с 7 километрами (!) прилавков книг на всех языках мира, включая русский. Кстати, количество посетителей в книжном магазине было снова-таки на порядок больше, чем в соседнем супермаркете, а билеты в концертные залы и на некоторые бродвейские спектакли - это, пожалуй, единственный дефицит, имеющийся в США.
С "русской идеей" дело обстоит еще хуже, чем со свободой и демократией
в России. Ибо идея эта во многом империалистическая, ксенофобская,
националистическая, вбивающая в головы русских превратную и опасную идею особости их пути. Особость здесь заключается в том, что у других народов (за исключением нацистов фашистской Германии) никогда не было "французской", "английской" и подобных идей, потому что такие идеи носят антихристианский и антигуманистический характер и в России создаются служивой интеллигенцией для того, чтобы облегчать насилие власти над оболваненным "идеей" народом. Я не буду далее развивать эту тему, а высылаю Вам по электронной почте свою книгу "Русская идея",
изобилующую примерами такого оболванивания, приведшего страну к нищете физической и во много духовной. Здесь ограничусь только
одним характерным примером - стихотворением Тютчева, очень точно
отражающим один из смыслов "русской идеи":

Москва, и град Петров, и Константинов град —
Вот царства русского заветные столицы…
Но где предел ему? и где его границы
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временем судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек!..
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая —
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и не пройдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Как и Вы, я являюсь пылким пропагандистом христианских идей любви, милосердия, сорадования, прощения, любования жизнью во всех ее проявлениях, но, приветствуя Бога в других людях, я не могу потакать бесовству, разгулявшемуся на наших просторах. Я считаю, что между дырами в головах и дырами на дорогах и имеется прямая связь: не могут быть идеи прекрасными, а дороги плохими. Там где стоящие идеи, там, как правило, и стоящая жизнь, а не жизнь-копейка. Духовность имеет материальные измерители - степень свободы и качество жизни граждан. Потому-то в Сингапуре с его 1 миллионом жителей и полным отсутствием материальных ресурсов (песок, щебень и воду приходится завозить из Малайзии и Индонезии) - свобода органически сочетается с валовым национальным продуктом, в 1,3 раза превосходящим Украину с ее природными богатствами и 46-миллионным населением: я уж не говорю о
несопоставимости культуры, науки, медицинского обслуживания и социального обеспечения. По мне, если уж народу нужна национальная идея, то - сингапурская Ли Кван Ю, но никак не русская империалистическая Ф.И.Тютчева или антисемистски-промонархическая Ф.М.Достоевского. Я с Вами полностью согласен, что есть истина фактов и истина любящего сердца, но, право, не гоже, если вторая вытесняет или подменяет первую. Извините, если моя отповедь причинила Вам неприятные чувства.
Ваш
(Игорь Гарин   13.09.2012)

Уж любить —
так навечно,
а уж бить —
так увечно:
без жалости,
до кровавой алости.
То в экстазе от веры,
то неверье без меры…
То добротой весь мир озарят,
то злобство и жлобство царят…
То страннику хлеб-соль да постой,
а то брат на брата войной…
То не верят слезам,
то жалеют скотину.
То поврозь каждый сам,
то всем миром — едины…
Русь, Русь!
Нет в тебе середины!
И.Ушаков

(Игорь Гарин   13.09.2012)


Здравствуйте, Игорь Иванович!
Без всякой сентиментальности, но на пределе духа моего, я благодарю Бога за то, что мне дана возможность и дан мне шанс общения с Вами. Я испытываю это чувство так, как если бы мне свыше был дан шанс для живого общения с Николаем Бердяевым или с Федором Достоевским, или с Виктором Цоем. Если бы Вы, Игорь Иванович, только знали, что какую бездну глубин одиночества я сейчас испытываю. Если это можно выразить, то лишь словом Поэта:

"Я жду ответа. Больше надежд нету..." Ибо "Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро"...
"Мне есть чем платить,
Но я не хочу победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой,
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе Звезда зовет меня в Путь...
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве...
Пожелай мне удачи,
Пожелай мне Удачи!.." (В.Р. Цой).

Игорь Иванович, я не просто так Вам намекал и говорил о феномене творчества В. Цоя. Я прошу Вас: обратите внимание на явление - жизни и творчества Виктора Цоя. Я уверен, что Вам откроется иной мир, преисполненный тайны и красками. Я так говорю Вам потому и взываю к Вам потому, что Вы открыли иной мир - мир Поэтов, мыслителей, писателей, как мир "творцов" и творчества - чудеснейший из миров. Я открыл для себя этот "иной мир "творцов" уже давно. Вернее, иной мир "творцов" коснулся меня, и я возгорелся Его огнем творчества. Но благодаря Вам, я открыл мир "творцов" с другой стороны и поразился увиденным. Именно, я считаю, что Ваши книги о творчестве "творцов" нужно включить в программу изучения истории литературы и Культуры, не только для постижения других людей из других миров и времен, но для постижения Иного мира сокровенного Человека-творца. Но я понимаю, что этого никогда не сделают на официальном уровне.
Мне не дано видеть, мыслить и выражать, излагать мысли так, как это дано Вам. Потому я взываю к Вам: попробуйте увидеть феномен Человека - феномен творчества В. Цоя. Увидеть феномен и понять увиденное!
Помните, мысль Достоевского, что мыслитель готов быть со Христом нежели с "истиной". Так вот, я один из тех, кто избрал путь ко Христу и быть-жить во Христе нежели идти по той дороге к истине, доказывающей, что жизнь без Христа намного лучше, слаще, приятнее. "Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро", но это мой выбор пути и, встав на него, я не знаю, смогу ли пройти его достойно. Но если я люблю, а я люблю и только Всевышний ведает как, то в любви готов потерять душу свою ради Другого. А потому говорю Вам, сделайте то, что я не смогу сделать и что мне не дано.
Помните, последнюю переписку и фантастические мысли, что Вам выданы мной, но в которых я не выразил сокровенный образ. Возможно, когда-нибудь я напишу фантастический рассказ, наподобие "Сна" Достоевского, на основе этого художественного образа. Этот фантастический образ, возможно, и есть вопрошание к конкретной Вашей данной статье.
Представьте, что так "завтра" на планету Земля в гости к людям мира сего явятся Три Пришельца из Иных Миров неведомой нам галактики, с неведомым для землян мировоззрением, с неведомой силой Любви и Веры, каких не знало человечество со времен Евангелия. Сначала они явятся как бы "инкогнито", обходя нищие деревни России, Африки, Азии, южной Америки, утешая нищих и обездоленных, помогая страждущим и безнадежным. А потом всё-таки про них узнают "сильные мира сего" и пришлют к ним делегацию от имени всего человечества, собрав весь "свет" от ученых, политиков, представителей мировых религий. И вот, пообщавшись с Пришельцами, представители делегации от человечества поймут, что Пришельцы со своим новым мировоззрением оказывается очень опасны для "сильных мира сего". Произойдет "Великий спор" между представителями от человечества, но победит партия от ученых и властей, которые решат заключить Трех незнакомцев в "научный центр по изучению паранормальных явлений". И будут проводить над ними опыты психологические, а после умертвят, дабы исследовать неведомые тела и извлечь из них научную формулу бессмертия, наподобие того, как советские ученые вскрывали мозг поэтов и писателей, пытаясь "открыть" тайну человека. После, представители от человечества объявят по всему миру, что некие Пришельцы - это всего лишь шоу, интеллектуальная игра, развлекательный розыгрыш. И всё сделают для того, чтобы исказить историю о пришельцах. Но в сердцах народов останется Память о Трех Мудрецах, что пришли возвестить миру сему о Свете. Вот каков мог быть этот "Великий спор" между представителями от человечества и что они из себя представляют сами, эти представители от человечества? Кто они и каковы они? И что тогда будет с человечеством, представители которого "натворили делов", умертвив посланцев от Небес? Наверное, ничего хорошего. А вот теперь представьте, что "Пророки и Поэты" и есть некие незнакомцы и пришельцы из иных миров, которых мир сей не принимает, изгоняет, побивая каменьями осуждения, и убивает. Что будет с "Миром", в котором мы живем? И есть ли Сердце высшего Разума, способное преобразить мир сей?
"У меня есть вопрос, на который ты не дашь мне ответ" - В. Цой.
С благодарностью,
(Бармин Виктор   14.09.2012)

Игорь Иванович, буду благодарен Вам за книги, что Вы мне пришлете по электронной почте. Кстати, пару месяцев назад я писал Вам письмо по электронной почте на Ваш электронный адрес. Так что, мой адрес должен быть в Вашем почтовом ящике. Буду рад Вашим книгам, ибо мне почти не знакомы Ваши историософские размышления, кроме того, что Вы разместили на "Прозе.ру".
Теперь расскажу про некоторое сравнение. Как это ни странно, но три дня назад, увидев и начав читать Вашу статью, я читал ее, одновременно смотря художественный фильм по "Культуре" под названием "Альбер Камю". Именно, того Камю, мысли которого Вы обозначили в эпиграф статьи. А вот теперь представьте, что современная Россия так схожа с Алжиром времен Альбера Камю, за исключением того, что в Алжире не было Православия, как миротворца между западниками и радикалами-традиционалистами.
Представьте, что если бы сегодня, вдруг и внезапно, исчезло Православие в России, то Россия превратилась бы в мировую арену религиозной бойни. И вот тогда уже, антисемитизм настанет такой, что Вам и не снился даже в самом кошмарном сне. Если Вы интересуетесь последними событиями в мире, то послушайте новости из разных источников. И тогда посмотрите на свою статью со стороны того, что происходит сегодня в мире ("любовь" между миром запада и миром мусульман). Вот, свобода слова в США, а вот, реакция в странах исламского мира на вседозволенность некоторых людей из высокоразвитой цивилизации северной Америки, которую Вы идеализируете. Последние события в мире, ка и в России, опровергают Ваше историософское видение. Хотя, другой факт, как происшествие в ддп, в котором виновен священник из храма Ильи пророка, как раз подтверждает Ваше видение, но частично. И я расскажу и покажу, что почему именно "частично"...
С уважением,
(Бармин Виктор   14.09.2012)

Игорь Иванович, а вот теперь представьте, что может сказать по поводу Вашей статьи некто немецкий или американский ученый, принципиально и категорически придерживающийся объективности, объективного видения. И, как Вы думаете, что может сказать ученый-специалист, разбирающийся по проблемам религиоведения, истории России и Православия, и по истории русской религиозной мысли. Представьте, такой специалист скажет, что автор статьи глубоко оперирует историческими фактами и исторические сравнения и анализ исторических событий в статье автора глубоко научны и правдоподобны. Но вот итоговые оценки автора статьи глубоко субъективны, предвзяты и отнюдь не беспристрастны. Субъективность и предвзятость "точки зрения" автора статьи в том, что он сугубо пристрастен в оценке исторических лиц, а также во взглядах своих на историю Православия, исходя из субъективной системы ценностей автора. Субъективность автора статьи в том, что он видит историю Православия лишь в одном негативном цвете и конструирует свою "точку зрения" на основе своего негативного видения. И ученый-специалист может привести другие исторические факты и из других источников, которые опровергают "точку зрения" автора статьи. Ученый согласится с автором в том, что проблема в самом Православии присутствует, но автор излагает эту проблему, исходя из внешних исторических данных, не затрагивая основной проблемы из глубины. Таков может быть вердикт ученого-специалиста из стран Запада...
Но я не уверен, что не только на Западе, но и, вообще, в мире есть такие "объективные" специалисты-ученые, тем более в науках гуманитарных, касающихся вопросов истории, религии и философии. По-моему, в мире нет таких ученых, ибо грань "субъективности", ценностей сердца человеческого очень тонка. И увидеть эту грань сможет не специалист-ученый, книжник, а практик монах, инок, различающий духов. Именно, таковы дебри и глубины "духовной" науки о человеке.
Теперь я выскажу свое видение на Вашу статью, Игорь Иванович.
Во-первых, во многом Вы идеализируете то, что вне России, то есть те конфессии и организации, как католицизм, протестантизм и Западная РПЦ. Ибо если смотреть на проблему глубже, то проблема не только в исторической судьбе Православия в России. Ибо судьба католицизма и протестанства и современное их духовное состояние на Западе никак не лучше, чем Православия в России. Например, у меня есть книга автора иеромонаха Снрафима Платинского (Роуз)под названием "Православие и религия будущего. О "духовности" экуменизма - главной ереси 20-го века" (И.Д. "Валаамское общество Америки", М., 2010). Как Вы понимаете, священник (Роуз) многопочитаемый в кругу Православия из Западной РПЦ в США. Если бы Вы прочли эту книжецу, то поняли бы, что Ваше мировоззрение с идеей "нового сознания" как раз подпадает под "анафему" автора этой книги. Мне лично противны субъективные взгляды свящ. Серафима (Роуз)и потому, что он пишет:
"Н. Бердяев ни в какое другое время не считался бы православным христианином... То, что его до сих пор еще называют в некоторых православных кругах "православным философом" и даже "богословом" - всего лишь печальное следствие религиозного невежества нашего времени" (с. 25-26, 2010). Мне же, в свою очередь, печально глубоко слышать такое грубое невежество из уст православного священника. Но я говорю, что священник рознь священнику. Ибо самое возвышенное и достойное о Бердяеве сказал именно священник, а не человек из творческой интеллигенции. Этот священник (Новик), про которого из Вашей статьи я узнал, что его выгнали из Православного Университета. Именно проблема не та вовсе, что Вы проводите черту между Православием в России и Православием в остальном мире. Я вам говорю, что некоторые священники от Православия на Западе так Вас разнесут с Вашими взглядами, что Вам мало не покажется.
Во-вторых, проблема Православия мне ведома не по книжкам, а из глубины я вижу проблему. И более это проблема не по той теме, как "Власть и Церковь", что Вы показываете в своей стаье, исходя из политическо-истирического видения, а проблема эта религиозно-метафизическая, проблема мировоззрения, что затрагивает тему "Православие и Творчество". Ибо Творчество есть камень преткновения не только для Православия, но для современного христианства в целом. Вот, где и в чем основная проблема! Ибо проблема Творчества есть проблема Свободы и проблема излучающего Сердца, ибо нельзя заставить любить и творить то, что не по душе. Ибо авторитетов только уважают, а не любят их, а любят то, что драгоценно для потаенного сердца, как самое сокровенное сокровище.
В-третьих, проблема Творчества напрямую связана с проблемой "Русской Идеи", что Вами показана в статье совсем предвзято и в недостойном свете. Но разве есть Русская Идея то, как вы её себе видите и рисуете? Вовсе нет. Ибо если бы это было так, то я бы тогда Вам печатал только хвалебные слова. Я Вам покажу, исходя не из силы убеждений, а исходя из исторической логики и размышлений, то, что Вы "бьете" по самому себе, по своему же возвышенному мировоззрению и по тому, к чему сами стремитесь. Как? А вот так. Вам, Игорь Иванович, известна книга Арсения Гулыги под названием "Русская идея и её творцы" (2005), как фундаментальная и последняя книга А.Гулыги? Так вот, когда Вы "бьёте" по "русской идее" от националистов Православия, то Вы не то что не попадаете в цель, а "бьете" совсем не в ту цель, ибо "бьете" Вы по своим религиозным убеждениям. Как? А так, ибо "творцы" "Русской Идеи" по большей части не те священники РПЦ, которых Вы обличаете, а люди из среды творческой интеллигенции, что представлены в книге А.Гулыги. И вот "убивая" "Русскую Идею", Вы как раз убиваете всё самое возвышенное, что сказано в русской религиозной творческой мысли, тогда Вы "убиваете" самый цвет творческой мысли России, и как раз ту срединную прослойку творческой интеллигенции, на которую Вы возлагаете все свои религиозно-философские надежды. Понимаете? Я Вам говорю, что знаю Православие изнутри, и ведаю, что почти всем священникам, во всяком случае многим, противна та "Русская идея", что представлена "творцами" в книге А.Гулыги, то есть религиозными философами. Философия, вообще, была исторически не в почете как в среде православных священников, так и в среде полуобразованных обывателей. И "убивая" "Русскую Идею", Вы тем самым убиваете русскую религиозную философию, которая в этом мире всегда была между двух огней, как между миром академического Православия и миром атеистической науки. Как богословы, так и неверующие ученые всегда презирали и ненавидели религиозных философов, которые по своему одинокому мировоззрению стоят на порядок выше как одних, так и других. Вот в чем проблема русской творческой интеллигенции, основанной на религиозных убеждениях! Ибо таких людей и так очень мало, а их еще и травят со всех сторон, как традиционалисты-националисты, так и западники-нигилисты, а с третьей стороны еще и революционеры-террористы разных мастей. Вот в чем проблема!
В-четвертых, если бы в среде творческой интеллигенции была разработана программа той "Русской Идеи", что утверждали религиозные мыслители России, представленные в книге А.Гулыги, как Возрождение религиозно-духовной Культуры в России, то не было бы националистов от РПЦ и тех разных мастей нацистов, что как раз "убивают" русскую Культуру в своем невежестве. А цвет русской Культуры как раз в той прослойке творческой интеллигенции с религиозными убеждениями, которые созидали Образ "русской идеи". А "западники" стараются во что бы то ни стало уничтожить таковых людей, ибо им чуждо религиозное Возрождение России. Ибо невежество и мракобесие снизу растет тогда, когда нет в стране людей высшей Культуры, способных повести за собой массы. Ибо по Франку, "где нет творчества, там нарастает ненависть". А я вижу, как на улицах наших городов нарастает мракобесие и ненависть к инакомыслящим и к тем, у кого цвет кожи другой, или глаза раскосые.
В-пятых, Вы понимаете к чему ведет Ваша итоговая оценка современного Православия? Ваша оценка ведет к тому, чтобы уничтожить Православие в России или заменить его другой "институцией", по-Вашей терминологии. Но я скажу одну довольно банальную мысль, что если в России не будет Православия даже такого, каково оно есть, то не только исчезнет Россия и русский народ, как народ и Нация, но и, возможно, погибнет весь мир. Ибо Православие есть тот один единственный стержень, который сдерживает мир во всем Мире. Если на Земле исчезнет Православие, то евреи и мусульмане уничтожат друг друга во взаимной ненависти... А с другой стороны, так ли всё здорово в стране чудес под названием США? Игорь Иванович, помните пророчсекий фильм, трилогию братьев Вачевски под названием "Матрица". У меня почему-то такое ощущение, что этот фильм про режим в США, который сегодня на пике подъема. Игорь Иванович, я Вам дам такой совет, вот попробуйте, поехать в США так на полгодика и выпустить там статейку, подобную той, что Вы здесь написали, обличая режим правительства США. В лучшем случае, если Вас выдворят из США, в худшем - электрический стул. Только не нужно мне рассказывать сказки про страну чудес, у меня есть своя голова на плечах, чтобы соображать, что и к чему, и еще есть сердце, которое всему дает оценку...
Только вот я не уверен, что где-то там вот есть Сказка-страна, в которой жить лучше, чем здесь. У каждого свой выбор и своя Родина...

Как там у Вольтера: "Я не согласен ни с одним Вашим мнением, но готов умереть за Ваше право его говорить", но в современном полифоничном мире мысль Вольтера уже старомодна в том понимании, ибо сейчас нужно больше быть ответственным за каждое слово, ибо сказав слово на одном континенте, как сразу на другом вспыхивает пожар ненависти и следуют убийства дипломатов и парламентариев. Так будем верно мыслить, как учил Паскаль и ответственны, как подсказывает совесть!...
С уважением,
(Бармин Виктор   15.09.2012)

"Религия священства, - охранения того, что есть, сталкивается в духе России с религией пророчества, взыскания грядущей правды. Здесь одно из коренных противоречий России. И если можно многое привести в защиту того тезиса, что Россия - страна охранения религиозной святыни по преимуществу и в этом её религиозная миссия, то не меньше можно привести в защиту того антитезиса, что Россия по преимуществу страна религиозного алкания, духовной жажды, пророческих предчувствий и ожиданий. В лице Достоевского воплощена эта религиозная антиномия России... Но мировая роль России предполагает пробуждение в ней творческой активности человека, выход из состояния пассивности и растворенности. Уже в Достоевском, вечно двоящемся, есть пророчество об откровении человека... Повторять с запозданием западный гуманизм Россия не может. В России откровение человека может быть лишь религиозным откровением, лишь раскрытием внутреннего, а не внешнего человека, Христа внутри" (Н.А. Бердяев. Душа России. 2002)
Русская Идея - это и есть идея пророческая и мессианская, как религиозного алкания, духовной жажды, пророческих предчувствий и ожиданий, как идея религиозного откровения человека, встреча Христа внутри самого себя. Кто отрицает профетическое начало русской Идеи, запечатленной творцами русской религиозной мысли (А.С. Пушкин, Вл. Соловьев, Н. Федоров, А.С. Хомяков, Ф.Достоевский, Л.Толстой, В.Несмелов, П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Бердяев, С.Л.Франк, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславецев, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев и др.) , тот тогда отрицает и предназначение России в мире, ибо отрицает самое возвышенное поэтическое слово откровения творческого человека, высшую Культуру русского духа, Культуру России...
С уважением,
(Бармин Виктор   15.09.2012)



Виктор, моя жизненная позиция — осмотрительность, осторожность, настороженность, опасение, недоверчивость по отношению к норме, к тому, с чем все смирились или во что верит большинство. Я всегда остерегался массовых мифов, массовой веры, массовых идей и массовых увлечений, потому что массовые мифы, вера, идеи, увлечения слишком часто оказываются убогими, примитивными, низменными, сервильными, ложными. «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе», как говаривал еще Козьма Прутков. Не потому ли слишком часто «глас народа» — глумливый, гнобящий, хамский, матерщинный глас? Не потому ли мифы народные — мания величия, выросшая из комплекса неполноценности?

Не отсюда ли зомбомифы России: мы — самые духовные, самые лучшие, мы — самые мирные, мы — народ-освободитель, но… нас никто не любит?.. Весь мир грозит нам опасностью, и самые цивилизованные народы (европейцы, американцы) сговорились против нас. И никто не задумывается над тем, что это мифы первобытного племени, признающего только своих и страшащегося окружающего мира.

Жуть коммунизма научила меня уважать и ценить индивидуальность, личностность, персональность, особость, неповторимость, непризнанность — всё то, что способно противостоять дикости и разрушительности человеческих стай. Массовость я отожествляю не с правдой, а с погромом, потому что истина — удел избранных, а невежество и насилие — темной, невежественной, зомбированной черни.

Подавляющее большинство,
пахнешь ты, как навозная роза,
и всегда подавляешь того,
кто высовывается из навоза.

Удивляющее меньшинство,
сколько раз тебя брали на вилы!
Подавляющее большинство,
сколько гениев ты раздавило!

В подавляющем большинстве
есть невинность преступная стада,
и козлы-пастухи во главе,
и тупое козлиное: «надо!».

Массовая вера всегда вызывала во мне настороженность, увы, даже вера светлая. Почему? Потому что массовость, численность, групповщина, «единство», легко овладевшая массой идея — слишком часто оборачиваются забубенностью, дремучестью, насильственностью, изнасилованиями, убийствами, погромами, сожжениями ведьм…

Возглавляя партии и классы,
Лидеры во век не брали в толк,
Что идея, брошенная в массы,
Точно девка брошенная в полк…

Чем продолжительней исторический путь массовой веры, тем больше неофитов, и, соответственно, — жертв… Потому-то по количеству последних иные церкви превосходят даже коммунизм и фашизм. Не лучшее ли свидетельство опасности, тоталитарности «великих идей»,тоталитарных и большевистской церквей?

В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет, и в церкви всё не так,
Всё не так, как надо.

Я не отрицаю позитивности некоторых массовых инициатив, но это скорее исключение, чем правило. Гитлеризм, сталинизм, религиозный экстремизм, фанатизм научили меня страшиться человеческих свор, вооруженных, лучше сказать — заряженных, «великими идеями».

Все капканы имеют приманки, но самые страшные приманки, совращающие миллионы, — «светлые, величественные идеалы», «прокладывание новых путей», ярый «национализм», «ура-патриотизм», «истинная вера», «высокая духовность», «величие народа», «освобождение-отмщение», «борьба до победного конца». За всё это человечеству пришлось платить сотнями миллионов жизней…

Моя жизненная позиция — неофилия, неуемное стремление к обновлению, демифологизация, пересмотр догм и основ, либерализация ценностей, рассеивание тьмы, развенчание заблуждений, непрерывное движение вперед, дальше, за горизонт...

Я всегда был и остаюсь с абсолютным меньшинством, потому что хорошо знаком с тем, на что способны массы, вооруженные и овладевшие «идеей», особенно большевистской, гитлеровской или «русской»:

…застыла чернь повсюду затаилась
в змеином сговоре с боярами в кремле
не признавая царские заслуги
не оценив открытых закромов
не замечая новых светлых улиц

ведомы страхом завистью и ложью
целуют руку бьющую наотмашь
благословляют рвущие клыки
и раболепствуют пред иродом жестоким
страну низвергшим в смуту и войну

коварство завораживает толпы
глухая тайна пыток эшафотов
их опьяняет лучше бормотухи
и путают действительность и бред
адама впечатлительные дети

(Игорь Гарин   17.09.2012)

Дорогой Виктор, мне тоже приятно общаться с Вами. Понимая неизбежность жизненных сложностей и проблем, был бы рад возможности помочь в разрешении Ваших психологических трудностей.
Что до поэзии, то я всегда считал великих поэтов и музыкантов голосами бытия, а чуткость к ним — небесным даром. Увы, слишком часто мы умеем, точнее нас приучили, ценить и возвышать «только мертвых»…

Русские гении не умирают.
Словно за ними ревниво следят:
Чуть поднимаются — их убирают —
Пуля, петля, провокация, яд…
Пушкин, Есенин, Шукшин, Маяковский,
Лермонтов, Гоголь, Высоцкий, Рубцов,
И Гумилев, и Тальков, и Тарковский…
Не перечислить, в конце-то концов.
Певчая доля в итоге прекрасна —
В Вечность восходят, как в небо звезда…
Быть настоящим Поэтом опасно.
Быть Н а с т о я щ и м — опасно всегда…

Религия, культура, искусство, наука, имеют много уровней высоты и глубины понимания. Это своеобразная пирамида: чем выше, тем ближе к небу, но тем малолюдней. Мало кому дано творить на высших уровнях сознания, еще менше — понимающих такие творения. А на вершине — избранники Божьи и… пустота. Нас так долго отстраняли и изолировали от таких вершин, что получили то, что получили…

Меня угнетает, что и сегодня Россия почти не знает таких прекрасных поэтов, как Ольга Седакова, Фарай Леонидов, Мэльд Тотев, Лев Гунин, Юрий Нестеренко — я уж не говорю о Элиоте, Паунде, Хьюме, Стивенсе, Уильямсе, Гинзберге, Крейне, Керуаке, Моррисоне, Снайдере, Ферлингетти, Сильвии Платт, Валери, Шаре, Бретоне, Бонфуа, Аполлинере, Целане, Тракле, Хименесе, Дарио, братьях Мануэле и Антонио Мачадо, Вильяэспесе и других «собирателях бездн». Как и всё в этом мире, искусство, в том числе поэзия и музыка, быстро эволюционизируют, и, в лучшем случае, нам становятся известными лишь «громкие» имена ушедших, увы, далеко не всегда отвечающие мере гениальности.

Нас слишком долго «потчивали» примитивами соцреализма и материализма, сделав невосприимчивыми к действительно высоким поэзии и прозе, впитавшим в себя всю мировую культуру настолько, что по каждому абзацу Джойса или Элиота можно писать (и написаны (!)) книги и диссертации. Потому, часто бывая за рубежом, я слышу по разным поводам обидную фразу: «У Вас не развит вкус…» А откуда ему было развиться в окружении «5000 поэтов нашей федерации»? Откуда — если величайший всплеск русской культуры Серебряного века целиком «пустили в расход»? Откуда — если в чести был только откровенный и нескрываемый дебилизм Стальских и Джабаевых? Откуда вообще можно было узнать величие и великолепие современной литературы, если почти всё выдающееся и гениальное прятали в спецхранах? А когда спецхраны как бы приоткрыли, на улицы вдруг хлынул совсем иной поток — мутная, смердящая жижа абсолютной бездарности, круто замешанной на матерщине?

Если бы Вы, дорогой Виктор, знали, каких титанических усилий стоил мне в 60-70гг. сбор материалов для книг «Пророки и поэты», «Воскрешение духа», «Век Джойса», «Фрейд», «Лютер», «Кальвин», 10-томника «Тоталитаризм» — почти всё было под запретом, всё хранилось в спецхранах, Оруэлл может отдыхать… А сейчас, когда железный занавес разрушился, стало еще хуже — масс-культура упала до уровня плинтуса, к которому само слово «культура» вообще не имеет никакого отношения. Крупным поэтам больше нет необходимости уходить в подполье — их никто в упор не видит, их книги не издаст ни одно издательство, разве что за собственный счет и тиражом — для друзей и близких…

Недавно я чуть не расплакался в американском книжном магазине размером с крупный аэродром, с 7 километрами (!) книжних прилавков и с 2.500.000 книг на все мыслимые и немыслимые вкусы… И подобных магазинов там сотни, а тиражи и номенклатура книг у «тупых» — до небес… Вот уж где действительно было за свою державу обидно: «самая читающая нация», — читающая макулатуру, которую пишут дебильные писатели для дебильных читателей, и смотрящая аркадиев мамонтовых…Стоит ли удивляться, что за год доля россиян, которые никогда или практически никогда не читают книг, выросла с 34% до 45% и треть россиян верит, что Солнце вращается вокруг Земли… Таковы российские реалии... Такова наша пресловутая «высокая духовность»…

Я отдаю себе отчет, что Джойса или Элиота дано читать не всем, но ТАМ их не только не поносят, а издают большими (говорят — милионными) тиражами, изучают в университетах и ставят памятники. А у нас до 2005-2010 гг. были памятники Цветаевой? Мандельштаму? Гумилеву? Бальмонту? Анненскому? Кузмину? Клюеву? Гиппиус? Сологубу? Минскому? Городецкому? Зенкевичу? Северянину? Георгию Иванову? Некоторым поэтам Серебряного века нет и поныне, разве что заграницей… Без малого сто лет понадобилось, чтоб вспомнили…
(Игорь Гарин   17.09.2012)


Верю Вам, Игорь Иванович, ибо знаю и понимаю, что чрез какую Бездну пришлось Вам пройти в своем творческом и жизненном пути!!! Я понимаю бесконечно, что все Вами сказанное в статьях есть правда и не только на фактах засвидетельствованная. И всё, что сказано Вами здесь, также есть Правда, бесконечно горькая правда, но от того-то и болит сердце моё за то, что "русская Правда", не потому, что она "русская", а потому что она есть Правда, испытанная в сердце любящем. И вот я понимаю, что настоящая, подлинная жемчужина "Правды русской" во все века была всегда растерзана со всех сторон, и побиваема, и до безобразия искажена и извращена с благими целями, оправдывающимися гнусными средствами. И потому многие считают "русскую Идею" за нечто мифическое, а их носителей за неисправимых мечтателей, но если бы им было только ведомо, что какие Бездны страданий и мучений испытали в потаенном сердце своем эти мечтатели идеалисты, что из "русской" грязи, смрада и пепла возносят "святое сокровище" любящего сердца к непостижимой и всепрощающей Правде Божьей. В путях высшей Культуры народы, простые люди всегда ближе к друг другу духовно и ближе к Человеку, но в путях политики государств и властей, для которых Человек всегда был для них лишь средством, то они всегда травили народы в ненависти и в раздоре и разжигали взаимную вражду, потому в них, "власть имущих" нет правды, и не только у нас, но и везде, ибо в этом мире Правды нет нигде. Но как сказал Бонавентура: если Бога нет, то Бог есть. Но вот им это неведомо, что всё-таки как бы её ни скрывали, а Правда Божия есть и невидимо, сокровенно, но она воплощается в мире сем в слове Поэтов.
Последний столбик стихов вами здесь запечатленных, просто без слов, уникален!
Как бы ни искажали образ Человека и как бы ни глумились над честным именем Поэта, но я всегда буду защищать сокровенный образ Человека от посягательств со стороны ненавидящих и мстящих. Потому, как бы ни были мы далеки друг от друга идеологически, а пути наши непостижимо сходятся в одном таинственном пути, в пути любящего сердца к сокровенному образу Человека... Потому, Игорь Иванович, бесконечно приношу свою благодарность Вам за все то творческое дело, что вы вынесли в этом мире и что воплотили, как возможное в мире невозможного...
В последней статье, что мной сегодня опубликована здесь (от 18.09.2012) возможно есть многие ответы, что я Вам задавал, и что сам нахожу для себя в пути бесконечности постижения человека...
С благодарностью и с уважением,
(Бармин Виктор   18.09.2012).

Дорогой Виктор, прочитал Вашу последнюю работу. Вы - подвижник. Очень хотелось бы увидеть Вашу книгу напечатанной. Во многом, но не во всем мы с Вами единомышленники. Но, честно говоря, единомыслие неприемлемо для меня. Почему? Потому что это одна из примет тоталитаризма. Я убежден в том, что духовность - это, прежде всего, высокая степень разномыслия. Скажу Вам больше: лично для меня чем противоречивей человек, тем он интересней. Почему? Потому что твердолобость, убежденность - начала тоталитаризма. Я без труда вмещаю в себя тысячи идей и, чем больше вмещаю, тем мне лучше жить, тем продуктивнее плоды моего собственного труда. Я - ученый, и поэтому отдаю себе отчет в том, что если бы все ученые думали одинаково, наука остановилась, прекратила свое существование как наука.
Первейшее человеческое право - свободный выбор, выбор всего - идей, друзей, образа жизни, предпочтений, увлечений. Единственное ограничение определено Библией: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Когда наши оппоненты вместо изложения собственных идей, которых у них, как правило, нет, переходят на оскорбления, потому что мы думаем не так, как они, они тем самым расписываются в собственной первобытности. Почему? Потому что в пещерах для выживания действительно была нербходима сплоченность. Но, слава Богу, мы вышли из пещер, хотя, увы, пещеры еще не вышли из многих из нас.
Теперь о главной теме наших разногласий. Естественно, я ничего не собираюсь опровергать. Единственное, что я могу, так это аргументировать собственный взгляд на "русскую идею". Можете со мной соглашаться или нет, но я полагаю, что не существует какой-то особой барнаульской или урюпинской идеи. Не существует потому, что в Барнауле и Урюпинске много жителей и каждый носит в себе некое отражение Бога - свою душу и свою мысль. Подобым образом, не существует французской, английской или американской идеи: чем культурнее нация, тем большую свободу идей она предоставляет людям, тем продуктивнее ее жизнь.
Я лично взращен мировой культурой: Будда, Христос, Платон, Эмпедокл, Плотин, Августин Аврелий, Данте, Мильтон, Шеллинг, Киркегор, Гёте, Гёльдерлин, Бодлер, Соловьев, Флоренский, весь наш Серебряный век... И я понимаю всю абсурдность какой-либо - пусть величайшей - национальной идеи на грандиозном цветнике великой общечеловеческой культуры. Я в принципе не могу уложить величайших гениев человечества в прокрустово ложе какой бы то ни было идеи - любой из них не поместится на него. Народы мира имеют разные языки, но не разные национальные идеи, потому что идея - это Бог в нас, а Бог в нас не может быть "русским Христом" или "еврейским Иеговой". Если мы носим Бога в себе, то для меня это означает, что мы принимаем всё, что принимает Бог, а не собственную "избранность" или "великодуховность". Именно по этой причине появление какой-то особой национальной идеи, как правило империалистической или избраннической, для меня является свидетельством мании величия, выросшей из комплекса неполноценности. Из истории культуры я не знаю примеров того, чтобы идея любой национальной "особости" привела к чему-либо иному, кроме краха. Наиболее яркие из новейших примеров - крах гилеризма и крах большевизма. Я надеюсь, что вы не будете возражать, если я опубликую этот текст в виде открытого письма на своей странице Прозы.ру? Искренне Ваш
(Игорь Гарин   19.09.2012)


Здравствуйте, Игорь Иванович! Благодарю Вас за всё - Понимание, стремление к Диалогу и к общности даже в разных взглядах на Жизнь. Но на самом деле между нашими взглядами нет глубокой пропасти разномыслия. Просто, когда Вы уже почти многое выразили в своих размышлениях, то я ещё почти ничего не выразил, не варазил "сокровище" потаенного сердца. Думаю, в самой глубине Души наши взгляды совпадают, как две антиномии совпадают в символе, "рисунке" сердца. Ещё раз благодарю и не возражаю тому, что Вами задумано, а только приветствую...
С уважением,
(Бармин Виктор   20.09.2012)


Друг парадоксов!..
Не тот друг, кто либерал-либезничает перед другим, а тот, кто обличая другого, открывает ему глаза и пробуждает к жизни и к тому, чтобы быть человеком... Быть человеком возможно, приобщившись к образу Христа!..
Благодарю Вас, Игорь Иванович, за то, что Вы мне открыли глаза на многие явления жизни!..
Друг парадоксов!..
Если бы Вы не были другом Церкви, то Вы из любви не показали бы того, что чуждо и противно самой Церкви... Если бы я не был Вашим другом, то не стал бы показывать Вам того, что противно Вам самим и против чего восстаете и за что Вы боретесь...

Исходя из содержания Вашей статьи и из Вашей позиции и оценки исторического События в Храме Христа Спасителя в 2012 года, во мне рождается такой вопрос: а чтобы сказал и чтобы создал Ф.М. Достоевский будь он свидетелем такой картины в Храме или чтобы сказал А.С. Пушкин, исходя из его образа человека чести?
И вот к этому вопросу такой вот сравнительно-исторический образ:
"Религиозная живопись производила на Достоевского сильное впечатление. В Базеле его потрясла до глубины души картина Ганса Гольбейна, изображающая тело Христа, снятого с креста.
"По дороге в Женеву, - рассказывает Анна Григорьевна, - мы остановились на сутки в Базеле... Я же не в силах была смотреть на картину: слишком уж тяжелое было впечатление, особенно при моем болезненном состоянии, и я ушла в другие залы. Когда минут через 15-20 я вернулась, то нашла, что Федор Михайлович продолжает стоять перед картиной, как прикованный. В его взволнованном лице было то как бы испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии..."
"От такой картины вера может пропасть" - говорил Достоевский" (Н.О.Лосский, с. 64, 1994).
А вот еще к современным событиям в Храме текущего года прибавьте образ видения А.М. Мухи сквозь свою картину "Женщина с ребенком на ее руках", в лице которой отражен ужас, и после презентации которой в Париже в 1913 году А.М. Муху евро-общество объявило сумасшедшим. Я представляю, что ужас в глазах женщины, изображенной в картине А.М. Мухи, есть тот же ужас, что и испытал Ф.М. Достоевский в Базеле. Исходя из этого понять смысл фразы Ф.М. Достоевского, что "от такой картины вера может пропасть". Возникает вопрос: веры в кого или Кого? Почему может пропасть вера в писателе и в кого вера? Смысл этого вопроса прояснится, исходя из приведенных образов, сквозь которые отражается мировой ужас истории, и исходя из вопрошания С.Л. Франка в очерке "Религиозность Пушкина" (1933):
"Можно прямо сказать: если бы имело основание обычное пренебрежительное и равнодушное отношение к этой теме, - в основе которого лежит ощущение, что у Пушкина нельзя найти сколько-нибудь яркого, глубокого и своеобразного религиозного чувства и мироощущения, - то было бы поставлено под серьезное сомнение само убеждение в религиозной одаренности русского народа".
Смысл вопроса и слов Достоевского проясняется в том, что от таких поступков некоторых людей в Храмах, что произошел в текущем году, действительно может пропасть вера в людей, а далее вера в гениев народов, в том числе в их религиозность, а далее сомнения в народ свой и сомнения в Боге. Ибо это звенья одной цепи. И определенной формы европейский либерализм в одном событии в Храме бьет сразу по всем звеньям единой цепи. Вот!!! в чем вопрос-то и проблема, вот бездна "свободы", которую мы обязаны обличить и вывернуть её лживую и опасную изнанку!..
Продолжение следует...
С уважением,
(Бармин Виктор   11.10.2012)


Именно, Событие в Храме Христа Спасителя в 2012 году стало поворотной точкой извержения потаенных сторон ценностей, ибо это Событие открывает изнанку каждого и каждому человеку открыт прямо вопрос: какую ценность он исповедует?!!
Поразительно, просто поразительно, что Вы, Игорь Иванович, кто всю жизнь обличал тоталитаризм, невежество, безликое и мировое Хамство, о котором уже говорил Дмитрий Мережковский, кто почитал гений Достоевского, который обличил "Бесов" и суть бесовщины, то Вы становитесь на сторону и защищаете тех, кого Вы всю жизнь обличали: безликого Хама и "Бесов"!.. Но, с другой стороны, здесь нет ничего удивительного, ибо я Вам скажу, что ненависть к государству, ненависть к Церкви и ненависть к народу затмила Вам сердце и глаза, и Вы послушные и слепые следуете по логике своей ненависти...
Да, Вы защищаете свободу человека, его свободный выбор действий, но разве Вы чувствуете тончайшую грань, по которой разделяется, где подлинная свобода Личности (Пушкин, Высоцкий и Цой) и где вседозволенность безликого Хама, по капризу которого оказываается позволено глумиться и уничтожать все - Храм, Дом, Память, Сердце, а разве планета Земля не есть ли наш общий Дом? В исторической памяти "Бесы" они одни и те же по своему духу лжи, как бес-Наполеон, что хотел разрушить Храм в 1812 году, или бес-большевик, что разрушал Храмы повсеместно, или бес-нациста, уничтожающий народы, сжигая их в Доме, или бес-Хама безликого, проявленный в 2012 году в Храме, но тем и более опасного, чем бесы видимые и явные... Ибо эти малые "бесы" лишь куклы в большой игре безликих "Бесов"... Сейчас говорят, что контекст этой акции есть политический и все сводят к тому подтексту политическому... Но этим обличается главная цель больших "Бесов", ударив в самое Сердце народа, страны, Церкви, дабы народ, Церковь и страна рассыпались на мелкие осколки... Вот главная цель "Бесов", которых обличил Ф.М. Достоевский!!! Но я Вам говорю, вопреки потаенным ожиданиям "Бесов", народ сплотится не в кулаке, но в твердости верующего сердца и победит бесовщину, а победит потому, вопреки ожиданиям "Бесов", что народ умеет ПРОЩАТЬ из любви... ибо как сказал С.Л. Франк: "победит в конечном итоге тот, кто первый начнет прощать. Это и значит: победит Бог". Напомню, что С.Л. Франк сказал эти слова в 1942 году. Но как поразительны совпадения событий: 1612, 1812, 1880, 1942, 2012 годы!!!
Интересно, каков же итог Вашей статьи, к чему вы ведете народ-то? Не к тому ли, чтобы свергнуть и сменить Власть государства, свергнуть и сменить Церковь, и свергнуть и сменить этот "никчемный" и рабский народ, по выражению И. Телка, с котором Вы солидарны??? Вы были бы этому рады? Парадоксально, но с Вами солидарен радикальный коммунист, радикальный националист и радикальный либералист, у которых свои претензии и свои оттенки ненависти к Церкви, к государству, к народу, но они едины в одном - в ненависти к России... Вот эти-то потаенные зерна ненависти, основанные на лжи, я и буду разоблачать всегда, утверждая правду любящего сердца и утверждая подлинную свободу Личности... Да, во многих фактах Вашей статьи личность человека подвергается различным оттенкам давления и глумления со стороны иерархии чиновников... Но разве нужно ли бороться с этим злом силой ненависти, лжи и физического давления??? Разве не нужно ли нам учиться из мудрейших из европейцев, как британцы или американцы? Разве Вы не этому учите, чтобы учиться положительному для нас в том, в чем опытно преуспели другие? А чему же нас хотят научить и нам навязать? а тому, что нам вредно, противно и опасно... Чему же, друзья, Вы учите и куда нас ведете??? Будем думать!...
Василий Шукшин в последний год своей жизни сказал, что:
"Создать нацию гораздо сложнее, чем распустить", но тоже можно отнести и к Культуре, ибо "создать Культуру гораздо сложнее, чем разрушить"...
Исходя из этого задумаемся: а что же мы творим-то, ребята???
С уважением,
(Бармин Виктор   11.10.2012)


Я не только стою на либерально-демократических, но еще и на эволюционных позициях: не только свобода личности впереди государства, особенно тоталитарного, но и непрерывное развитие и обновление всего, в том числе, государства, науки, церкви, веры, этики. Кстати, исторический опыт свидетельствует о том, что государства, религии, научные парадигмы, этические нормы рождаются и умирают, новое везде теснит старое - даже в науке, медицине, философии, церкви, этике. Я люблю эпоху Средневековья, потому что это эпоха Данте и Джотто, но я не желаю затягивания инквизиции, абсолютизма и религиозной дремучести в XXI век. И в XXI веке я не хочу жить по канонам Достоевского, хотя преклоняюсь перед его литературным гением, но отнюдь не перед его личностью и мировооззрением. Наверное, либерализм и консерватизм, неофилия и неофобия "зашиты" где-то очень глубоко в наших мозгах, так что абсолютно бессмысленно склонять оппонента в свою пользу. Я уж не говорю о том, что сознание человека так устроено, что из всего многообразия жизни видит лишь то, что подтверждает его жизненную позицию и слепо ко всему остальному. В нашей дискуссии я ставлю точку, потому что она становится бессмысленной и бесплодной. Вы не переубедите меня, я изначально не ставил задачу переубедить вас. Скажу так: мне удобно жить в том мире, который я ношу в себе, Вам - тоже. Так не будем же навязывать свои взгляды, делая духовную жизнь менее комфортной. Желаю Вам успехов на Вашем жизненном пути. В заключение советую прочитать статью Андрея Илларионова на сайте "Эхо Москвы" под названием "Синтезирована формула русской национальной идеи (мечты)". Я с ним полностью солидарен. С уважением
(Игорь Гарин   11.10.2012)


Конечно, Игорь Иванович, в нашей полемике нужно поставить жирную точку и знак вопроса, но в многоточии... Ибо я не считаю, что дискуссия и полемика между нами была бессмысленной и бесполезной, наоборот, думаю, что из такого опыта общения с Вами я многому научился и многое понял, за что Вам выражаю огромную благодарность за потраченное время в общении. И благодарю судьбу за то, что меня свела с Вами в общении, ибо из современных мыслителей, считаю Вас редчайшим мыслителем. И хотя по многим проблемам у нас разные взгляды, но есть одно очевидное, как во мне, так и в Вас, так это склонность к противоречиям, которые, может быть, незаметны нам изнутри. Я вижу в себе противоречия, но также они есть безусловно и в Ваших взглядах, на что я и хотел обратить Ваше внимание, ни коим образом не претендуя переубедить Вас. Ибо знаю, что Вы намного старше и опытнее меня в творчестве, Вы энциклопедичны и зорки, то я же всего лишь приступаю к настоящей работе по теме, по которой Вы уже прошлись... Я думаю, что Вы догадались...
А потому не говорю Вам, Игорь Иванович, "прощайте", но говорю:
"До встречи... и желаю здравия и всех благ"...
С уважением и с благодарностью,
(Бармин Виктор   11.10.2012)


P.S...
В начале 20-го века своеобразный и уникальный русский писатель и мыслитель - Василий Розанов опубликовал три книги, удивительных по стилю и по содержанию мысли, как "Уединенное" (1912) и "Опавшие листья. Два Короба" (1913). Современники В.В. Розанова не восприняли, не увИдели и не поняли самый потаенный образ, отраженный писателем в книгах, как и не увИдели "потаенное сердце", выраженное в сокровенных уникальных словах-заметках Василия Розанова. Более того, Василий Розанов "попал в опалу" за свои уникальные размышления и за свои своеобразные взгляды. У меня напрашивается такое сопоставление поэтики Василия Розанова "Опавших листьев" с поэтикой Александра Пушкина, для которого...

                "...Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно.
                Так нелюбимое дитя в семье родной
                К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
                Из годовых времен я рад лишь ей одной.
                В ней много доброго; любовник не тщеславный,
                Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

                Как это объяснить? Мне нравится она,
                Как, вероятно, вам чахоточная дева
                Порою нравится. На смерть осуждена,
                Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
                Улыбка на устах увянувших видна;
                Могильной пропасти она не слышит зова;
                Играет на лице еще багровый цвет.
                Она жива еще сегодня, завтра нет.

                Унылая пора! очей очарованье!...

                И с каждой осенью я расцветаю вновь;
                Здоровью моему полезен русский холод;
                К привычкам бытия вновь чувствую любовь...
               
                Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
                Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
                То тлеет медленно - а я пред ним читаю
                Иль думы долгие в душе моей питаю...

                Плывет. Куда ж нам плыть?..."
                (А.С. Пушкин "Осень").

Вот! в этих уединенных драгоценных искорках Поэта отражена сокровищница Поэтики Василия Розанова, которая как "камелек забытый" и в этом уединенном "в забытом камельке" - "Огонь опять горит"... Тот Огонь потаенного сердца, что слышит зов Божий и вопрошает: "Куда ж нам плыть?..".

Судьба Василия Розанова, как писателя и человека, мне напоминает чем-то Судьбу первого Поэта России - Александра Пушкина, именно в том, что как А.С. Пушкина не понимали и не поняли Путь Поэта его современники, особенно последние годы творчества Поэта, то такова же судьба жизни и творчества постигла и Василия Розанова с его "Уединенным" и "Опавшими листьями". 20-й век прошел, пролетел вихрем, не заметив, не увИдев "мимолетних заметок" Поэтики уединенной души человека. Ибо кому была нужна "Уединенная душа", если мир людей, весь мир поглощен поклонением идолу ОБЩЕГО, как "ОБЩЕГО светлого будущего", в котором нет места для "Уединенной души" и Бога, которые ведут потаенный Диалог из глубины любящего сердца. Лишь когда наступила "Осень" двухтысячелетняя осень христианства, когда канула в историческом вихре очередная "империя Советов", лишь тогда России предстал уникальный поэтический образ человека-писателя "Опавших листьев". Образ солнечный-осенний предстал пред всеми, но вот мало кто увИдел и понял Смысл самого Образа писателя. В современном вихре лозунгов свободы, спустя столетие, как опубликованы "Опавшие листья", Василий Розанов, вновь, для многих интеллектуалов и литературоведов уже как бы старомоден и ретрограден. Мало кто увИдел и осознал, что, спустя сто лет, творчество В.В. Розанова открывается для читателей с иной, неведомой стороны. Самый образ России раскрывается под взглядом, как из глубины потаенных пластов Бытия "Опавших листьев", раскрывается с неведомох сторон, раскрывается нечто профетическое и светлое, подлинное и значительное, величественное и неизменное из глубины "Уединенного Опавших листьев души человека".

 Как для А.С.Пушкина "Осень" - мила, мила именно "Красотою тихою, блистающей смиренно...", так и для В.В. Розанова мила Православная Церковь - "Красотою тихою, блистающей смиренно"... Ну и пусть, что "Дни поздней осени бранят обыкновенно", но для Поэта и для писателя-художника - она мила своей "тихою, смиренной Красотою".  И пусть были дни окаянные и поветренные, как дни брани, дни размежеваний и разногласий с церковными служителями у писателя В.В. Розанова, но в самом человеке-художнике Есть нечто неизменное и Вечное, что переживет все времена поветрий и мод толпы, жадно взирающей на поблескивания игр солнечных зайчиков, но не видящей самого Образа Солнца. Так и в В.В. Розанове Есть нечто неизменное и Вечное, что созерцается и открывается лишь из глубины любящего сердца.

И вот это Сердце, и эта Церковь, что ожидает свою Весну, а Весна заждалась Жениха своего - "Апрель", и эта Осень, в небе которой уже пахнет и отражается расцвет Вечной Весны... 

                "Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно..."
                (А.С. Пушкин)

Как и... Вот! Вечное Василия Розанова:

                "...Умер! Он умер!" - воет зверь-человек.
                Церковь подошла и тихо сказала:
                - Нет, он скончался.
                И провела рукой по лицу зверя, и стал зверь человек.

                Все человечество отступилось от церкви.
                И нарекло ее дурным именем.
                И прокляло ее.

                В ночи подошел к запертой двери старик и постучал клюкой. И дверь отворилась. И вот это "старик в церкви" есть сияющая церковь, полная церковь.
                А то "человечество" - ничто.
                (вернувшись домой, в постели)...

                ...Церковь есть душа общества и народа.
                Можно ли же поднимать руку на душу? Хотя бы она и была порочная.
               
                Нужно мирянам "на сон грядущий" произносить молитву:
                "Господи, не отними от нас Святую Церковь. И устрой ее в правде и
                непорочности, как Невесту Свою".
                Вот и всё. А не говорить ей грубости, воплей и цинизма.
                (ноябрь)

                ...Господи! Прости ей грех, прости ей грех, прости ей грех.
                Потому что она наследница Твоего богатства, которое Ты оставил
                миру, чтобы не заблудился мир. И которого если не будет, мир
                заблудится. И которого не будет, если погибнет Церковь.
                Не дай погибнуть ей. Поддержи ее. Поддержи ее и укрепи...

               ...1 ноября.
                Церковь научила всех людей молиться.
                Какое же другое к ней отношение может быть у человека, как
              целовать руку.
                Хорошо у православных, что целуют руку у попов.
                Поп есть отец. Естественный отец. Ведь и натуральные отцы
              бывают дурные, и мы не говорим детям - ненавидьте их, презирайте
              их. Говорить так - значило бы развращать детей и губить их душу и
              будущность. Вот отчего, если бы было даже основательно осуждать
              духовенство - осуждать его не следует.
                Мы гибнем сами, осуждая духовенство. Без духовенства - погиб
              народ. Духовенство блюдет его душу...

              ...Томится душа. Томится страшным томлением.
                УТРО МОЕ БЕЗ СВЕТА. НОЧЬ МОЯ БЕЗ СНА...

              ...8 ноября.
                Вся жизнь моя была тяжела. Свнутри грехи. Извне несчастия.
              Одно утешение было в писательстве. Вот отчего я постоянно писал.

              ...У меня было религиозное высокомерие. Я "оценивал" Церковь, как
              постороннее себе, и не чувствовал нужды ее себе, потому что был
              "с Богом".
                Помню, в Брянске, я с высокомерием говаривал: "Он церковник",
              или еще: "Да, он - церковник, но это вовсе не то, что
              религиозный человек"... "Я не церковник, но я религиозный
              человек".
                Но пришло время "приложиться к отцам". Уйти "в мать-землю".
              И чувство церкви пробудилось.
                Церковь - это "все мы"; церковь - "я со всеми". И "мы все
              с Богом".
                "В отличие от высокомерной "религиозности" - "церковное"
              чувство смиренно, просто, народно, общечеловечно...

              ...Не дотягивал я многого в церкви. Редко ходил с детьми в
              церковь. Но это "редко" так счастливо вспоминается. Это СВЕТ.
                И такой "свет" разлит по всей стране. "Приходи и бери его
              даром"...
                (В.В. Розанов "Опавшие листья. Короб второй и последний").

Вот это! Ведь, это же "русские Псалмы". От того и трагизм России, что своих пророков и псалмопевцев не видят и не хотят замечать ТОГО, чтО и ктО драгоценно и драгоценен пред Богом - Ф.М. Достоевский и В.В. Розанов. А потому происходят разрушения церквей и рушится в самом основании здание Дома, когда попраны и в забвении голоса, вопиющие в пустыне... И лишь через столетие услышал я глас и увидел Образ незабвенный, чрез столетие, но ведь увидел и услышал, вслушался в звуки Уединенного Опавших листьев души, что однажды неведомо для всех воскресли Весной в России и преобразились в цветущее Древо Жизни и Творчества...

    6 июня 2013 года.   

               


               


Рецензии