Последний старец Сталинградский снег... 8

К Больро в оперативный отдел время от времени приходил один странный русский, из белогвардейцев. Фамилия его была Орловский. Звать - не то Семён михайлович, не то Семён Игнатьевич.. Как-то Больро, стоя спиной к Сергею, обронил в полголоса, разговаривая по телефону: Орловский служил штабс-капитаном в Добровольческой армии. Потом - перешёл к красным, после чего... Дальнейшее невозможно было разобрать, да и он не пытался. Юноша прекрасно усвоил, что бывает проверочная или контрольная информация, которую специально произносят для специальных, находящихся под подозрением лиц, называемых "объектами для сброса".

Не хотелось верить, что он - этот объект или рассматривается таковым. Но правила есть правила. На то и существуют, чтобы их исполняли. в конечном итоге, его могли подвергнуть лишь дежурной проверке. А он и виду не должен был подавать, что волнуется. В противном случае - проверка могла усилиться и продлиться, что ему совсем было невыгодно.

...Шмидт посмотрел на Больро, что вытянулся и также прятал улыбку на своём моложавом, крупном лице.

-Вы чему-то радуетесь, капитан? Русскому наступлению?!

-Нет, герр оберст. Я радуюсь, что такое высокое начальство заглянуло в наш отдел.

За спиной Шмидта быстро оборвались редкие "хмыки" - длинная узкая голова, точно на шарнирах, каковыми служили серебристые погоны с золотыми ромбиками, немедленно развернулась. Туловище, обтянутое мундиром стально-серой саржи, не изменило своего положения.

-Я нахожу, что ваши люди распустились... хм, гм... подчинённые! Они забыли напрочь о суббординации. Здесь не русский штаб, капитан Больро, здесь не красная армия и даже не русская пехотная школа! Чёрт возьми, это пора бы усвоить, наконец! Или вы стенаете по вашим русским друзьям?! Отвечайте, наконец!

-Герр оберст, я полагаю, что эти вопросы касаются только меня. Что касается моего обучения у русских... Что же до дисциплины в моём отделе - обещаю вам разобраться с ней. Впредь ни от вас, ни от других старших офицеров я не получал ещё нареканий. Надеюсь, что их не будет и впредь.

Установилась неожиданная пауза. Больро явно намекал на свои симпатии к Адаму, и симпатии Адама лично к нему.Они были давними друзьями. Но Шмидта мало интересовали такие подробности. Он явно бравировал своим влиянием на Паулюса.

-Мне нет дела до того, что было раньше, капитан! Вы слышите?! Я вижу у вас полное отсутствие дисциплины и уважения к старшим по званию! И я намерен это прекратить! Вы слышите меня?! Если вы не займётесь этим раньше - я сам найду управу на этот...

Он зашевелил тонкими губами, точно хватая воздух.

-Русские называют это "волыной", герр оберст.

-Что-о-о?!? - Шмидт едва не взвился до потолка.

-Русские называют это "волыной", - любезно, с сухой улыбкой повтори Больро, обладавший  искромётным юмором. - Это когда подчинённые начинают саботировать приказы начальства, проявляют к нему знаки неуважения. Они считают, что таким образом они принудят его покинуть свой пост и освободить его для...

Шмидт запыхтел как паровоз, пускающий пары:

-Меня не интересует ваше мнение, капитан! Проявляйте свои познания о русских на службе, чего вы не делаете! Ваши сотрудники... вот этот... - рука Шмидта почему-то упёрлась в унтер-офицера Герца, -  полагают, что у русских хватит сил взять в кольцо нашу 6-ю и части 4-й панцерной армии!Это полный бред! Я состоял в командовании 5-го армейского корпуса, который в прошлом году русские пытались окружить! И там такие слухи присекались на корню! Мы противостояли двум корпусам русских усиленным танками КВ и Т-34, с воздуха их поддерживала авиация! Но мы выстояли и не позволили им взять... гм, хм, чёрт... в "кессель"!  Повторяю, я не потерплю подобных разговоров, капитан! Приказываю их прекратить!

-Будет исполнено, герр оберст.

Хотя Больро ответил чётко, по-уставному, но Шмидт уловил явную издёвку.Он знал, что за прозвище за ним ходит и подозревал, кому этим обязан.

-Вы напрасно иронизируете, капитан! - он едва встал на цыпочки: - Если даже... даже это произойдёт - мы будем вынуждены вести бои в словиях частичного окружения, то - заработают военно-полевые суды! Предателей... всех подозреаемых в измене будет ждать расстрел или штрафные части! Я довожу это до сведения каждого из присутствующих здесь! Особенно, для вас...

Он опять почему-то ткнукл пальцем в Герца, который съёжился, и стремительно хлопнул дверью.

-Финито ля комедия, господа! - пошутил Больро, оттирая лоб. - Эчеленце изволил нас покинуть...

С этими словами он сделал успокаивающий жест и сам уселся за свой стол, просматривая пухлые папки, перечёркнутые синими полосами.

-Передайте мне, пожалуйста, этот конверт, - махнул он рукой Сергею. - Вы, кажется, куда просились? Можете быть свободны... на час... Вы отлично поработали - вам нужен отдых.

Вместо положенного "яволь" Сергей произнёс "цу бефелле", и, совершив разворот, промаршировал к выходу. Сзади засопел Герц - явно от досады, что он не может последовать за ним. Но Больро недолюбливал стукачей.

В одном мундире Сергей выскользнул из саманного дома на 22-х градусный мороз. По улице двигались белые "опель-блитцы" с ранеными, что жались, закутанные в одеяла, друг к другу. На свинцово-сером горизонте поверх соломенных заснеженных крыш ухало и грохотало. Сквозь снежную завесу прорывались багровые вспышки. Навстречу на лыжах, в одних мундирах с поддетыми свитерами и в вязаных баварских куртках с пёстрой вышивкой, спешила группа офицеров Абверкоманды. Они так расслаблялись в свободное время. Передний, в тирольской шляпе с тетеревиным пёрышком весело подмигнул Сергею. Затем, совершив косой разворот на своих новеньких жёлтых лыжах, подбитых медвежьей шерстью, остановился у него на пути. На его юном, обветренном лице с приспущенной "балаклавой" обозначилась располагающая улыбка.

-Добровольный помощник... вы, кажется, вздумали закаляться? Или куда-то спешите?

Прочие офицеры стали снижать свой шаг и попытались сгрудиться. Но говорящий  махнул рукой в пёстрой перчатке:

-Господа, я вас догоню! У нас непринуждённый разговор...

-Герр Хиппер, не простыньте! Мы все заметно вспотели, а вы возглавили ведущую тройку...

Кроме нательной хлопчатобумажной рубахи с нательной сеткой от насекомых и шерстяной "пары"  под мундиром Сергея ничего не было. Он был выносливым к холодам, но мороз явно не понимал этого. Его тонкие, невидимые колючие жальца стали щекотать его уши, затем они взялись за затылок и стали опускаться вниз, по линии позвоночника. Выручали проходящие грузовики, что обдавали его жаром своих труб и вентиляции двигателей.

-Осмелюсь доложить - я совершаю оздоровительную пробежку! С позволения начальника отдела...

-Позволю себе спросить, кто ваш начальник? - герр Хиппер улыбнулся ещё шире.

При этом его стально-серые глаза стали ещё внимательней.

-Капитан Больро, отдел...

Он нарочно не договорил, чтобы не привлечь на себя обвинение в распространении служебной тайны. Ко всему прочему, говорящий был не в мундире, без знаков различия и не предъявил "зольдбух" или служебную карточку. С таким можно было долго не разговаривать, но юноша не хотел обострять отношения. 

-Я знаю вашего начальника. Это достойный офицер, им можно гордиться. О, да вы мёрзнете, Рус Иван! Или как вас зовут на самом деле?

-Добровольный помощник Тищенко, герр...

Офицер откровенно рассмеялся:

-Просто герр Хиппер. Можно - доктор Хиппер. Так ещё более демократично.Наш адмирал предпочитает именно такой стиль... Совершайте далее вашу пробежку, не то совсем простынете. Чувствуете, как жалит мороз!? О, это только начало... - и уже вслед: - Зайдите ко мне, в штаб sI для продолжения нашего разговора. Это моя маленькая просьба. Мне бы хотелось иметь такого русского в друзьях. Сейчас на слуху русские имена, русские названия. Полезные знакомства тоже надо иметь. И мне, и вам.
 
Сергей чувствовал его взгляд на затылке. Он немедленно развернулся - холод сталил жалить его в шерстяные чулки:

-Будет исполнено, герр Хиппер. Простите, доктор Хиппер.
 

 


Рецензии
Шмидт прямо какой-то политрук, очень похож. Его резкость и жёсткость - это нечто! :) Хотя у вас хорошо просматривается в произведениях, что немцы относяся к русским предателм довольно спокойно и лояльно.
О белогвардейце в самом начале - интересное замечание. Я тоже продумывал кое какие мысли о участии именно белогвардецев в делишках Рейха в

Антон Болдаков 2   31.03.2014 19:23     Заявить о нарушении
Я НАМЕКАЮ НА ЕГО СОВЕТСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ... ХОТЯ СОГЛАСЕН, НЕМНОГО ПОЛУЧИЛОСЬ В СТИЛЕ РУССКОЙ-ПРАВДЫ-МАТКИ... А при штабе 6-й армии действительно был таинственный белогвардеец и назван офицер, прошедший обучение в 20-х в СССР. В списке пленных о первом вообще ничего нет, а в биографии второго ничего подобного ничего нет. Тем не менее источник солидный - Вильгельм Адам, "Трудные решения". Книга вышла в СССР по протекции нашего Политуправления и ГШ, практически без купюр. Даже с описаниями харьковского разгрома РККА...

Меня также тема белогвардейцев интересует, будет время - поговорим, надеюсь.
Жму руку.

Станислав Графов   31.03.2014 21:03   Заявить о нарушении