Суд громовержца

На Олимпе судили бога врачебного искусства Ас-клепия (Эскулапа), сына Аполлона и нимфы Корониды, которую бог Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца Асклепия и принес на воспитание мудрому кентавру Хирону, который и обучил воспитанника врачебному искусству. Асклепий пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капонея, Главка и других) За это Зевс осудил его. Непременными атрибутами бога Асклепия была змея и чаше. Уже в позднее средневековье, образ Асклепия  в изобразительном искусстве исчез, остались его атрибуты, ставшие символами медицины.

Олимп трясется. Всё в зареве огня.
Сверканье молний. Клубы дыма.
Следов нет ночи,  признаков нет дня, 
Границы для люжей не одолимыы!

Собранье полное богов, богинь,
Сегодня повода для пира нет.
В эгиде, гневный, Зевс сидит один,
С ним рядом с чашей Ганимед.

Внизу, где кучей черная порода,
Стоит Асклепий, с чашею, змеей.
Притихла и заплакала природа,
Ведь судят лучшего защитника ее.

«Глядите!  След раздумий на челе,
Его хитон разорван, в грязи!
Сын Аполлона бродит по земле,
С Олимпом не поддерживая связи!

Он – бог людей, не суть богов». –
Так говорил владыка олимпийцев, -
«Ананкою поклясться я готов,
Он должен был среди людей родиться.

Что сделать с ним, пока не знаю я?
Он – бог, а значит, - он бессмертен.
Убить его, в Тартар послать нельзя.
Он часто побеждает бога смерти.

А, побеждая смерть, он - враг судьбе.
Нарушив принципы и четкие каноны,
Ведь по его примеру станут все,               
Крушить и нарушать все Божие законы

Пусть, сокрушаясь, смотрит Аполлон,
Каких Асклепий создал ему внуков…
Гигия,  Панацея,  и тот же Махаон
Прошли, запомнили Асклепия науку»…

Асклепий слушал  этот дикий вздор
И взор целителя не замутился:  -
«Зевс на расправу, слишком скор,
И нет надежды, чтобы он смягчился.

Мне было б тяжко в небесах,
С Олимпа тянет ко всему земному.
Я б на Олимпе спился б и зачах,
Так трудно здесь приходится живому!

Зевс продолжал: «Для избегания бед,
Я принял, возглашу своё решение –
Пусть бог Асклепий станет слеп,
А с ним ослепнет и его учение»…

Тотчас оглох Асклепий и ослеп
От грома, молний громовержца,
Глаза слепые гордо поднял вверх,
И тени нет раскаяния в сердце:

«За что казнишь и жжешь меня,
Не причинявшему беды, страданий?
Не пожалел ни молний, ни огня?
Не выслушал моих ты оправданий?

Я славы не искал, признания людей,
Нет чувств сыновних к Аполлону,
Обязан я призванием, жизнью всей
Кентавру мудрому Хирону!

У каждого свой путь, особый звон, -
Вам нравятся пиры, любовные забавы,
Мне дорог крепкий и здоровый сон,
Мне ненавистны ваши быт и нравы.

Я жизнью жил и только ей служил, -
Как лживы вы и деспотичны, боги,
Служеньем вам, добра не заслужил.
Вы слишком глухи к сирым и убогим».

Слова Асклепия были заглушены,
Подняли боги крики, шум и спор,
Под взглядом Зевса стихли и они,
Зевс произносит строгий приговор:

«  Твое жилище – скудная земля.
И где бы ты, Асклепий, не был,
Подняться на Олимп тебе нельзя.
Запретным для тебя пусть станет небо!»


Рецензии