Пристальный туризм

   Я современный российский язык не всегда понимаю. Смысл выражений не улавливаю, с реальной, обычной жизнью не увязываю. Поэтому новые выражения мне не нравяться. Но есть исключения. К примеру - выражение «я ни разу не...» « Я ни разу не охотник».  Вроде, никогда этим делом не занимался, на охоту не ходил, опыта не имею. Ну, что-то в этом роде.
   Так вот, я ни разу не шофер. Прав водительских не имею, машину не вожу, позорно утешаюсь цитатой из «Недоросля» Фонвизина: « Не барское это дело географию знать, на то извозчики есть»
   Цитата - цитатой, а за границу ехать без запасного шофера не очень удобно. И очень утомительно для того, кто за рулем.  Поэтому мы с мужем решили машину не брать, остановиться в одном месте, желательно поближе к лесу и к воде, и, по мере возможности, ходить пешком, не ленясь сделать шаг в сторону от основной тропы, чтобы рассмотреть поближе, а может и руками потрогать. Словом, по тем местам, где « и пехота не пройдет и бронепоезд не промчится...». Еще одна цитата, для людей старшего возраста.
   Вот такой «пристальный» туризм мы выбрали на этот раз. И не пожалели.
   Озеро Блед находится в Словении, в Южных, Юлианских Альпах.  Во времена мамонтов и саблезубых тигров наступающий, а потом отступающий ледник промывал в скалах трещины. Солнце, ветер и вода продолжали начатую ледниками работу, расширяя эти трещины. Образовывались горные речушки и ручейки, которые стекали и продолжают стекать вниз, постепенно образуя озеро с чистейшей водой.
  Озеро Блед неправдоподобно красиво, и банальное выражение «жемчужина в кольце гор» в данном случае не преувеличение.
 Озеро овальное, несколько вытянуто с востока на запад, 6 километров по периметру. Восточная сторона пологая, там расположены гостиницы и городок  Блед. Остальное - невысокие горы. По периметру озера размещены курортно-спортивно-увеселительные точки и заведения. Чего там только нет, на любой вкус, возраст и темперамент.
   От трех основных атракций мы отказались сразу. Это катание на фаэтонах, обзорные экскурсии на тележках - вагонетках и подъем на фуникулере.
   Экстрим вроде полета на воздушном шаре, дайвинг и снеплинг тоже оставили без внимания. Это и у нас в Эйлате есть.
  А вот обход озера по периметру сделали обязательной программой. Было славно идти вокруг озера в разное время суток и при любой погоде, здороваться с незнакомыми встречными, используя международные невразумительно – доброжелательные междометия, наблюдать за рыбаками (один при нас поймал и взвесил чудовище весом 15 килограмм!)
   Вокруг озера гуляют толпы уток и лебедей. Вместо привычных воробьев и голубей. Утки спокойны, деловиты и довольно равнодушны к людям. Лебеди наглы и требуют подачек. Если не получают, шипят и демонстрируют обиду.  Но тоже без энтузиазма.
   По дорожкам прошмыгивают черные белки. Прошмыгнет и взлетит на ель. Помните в «Слове о полку Игореве» вещий Баян «растекается мысью по древу».
   Школьники признают два варианта.  Первый - «Мыслью по древу». Какая мысль? Причем здесь дерево? Несуразно, нелогично, хотя созвучно. Второй вариант - «Мышью по древу». Я древесных мышей не знаю. Кроме Орешниковой Сони, которая, как известно, живет в чайнике.
   Так вот, мысь это белка. Она-то и растекается по стволу дерева. Не верите? Понаблюдайте сами.
     Окна и балконы в гостинице расположены так, что доверчивым и наивным туристам становится ясно - срочно надо обойти пол озера и забраться на невысокую, метров пятьсот, горку. Нет, это была не горка, а скала, небольшая такая скала (чуть не написала «скалка»), торчащая как одинокий зуб среди зелени. Из скалы вырастал
 замок (замочек?). Правда, там все было такое маленькое, аккуратное, что хотелось использовать уменьшительные выражения. Место это называется Град. Просто, и запомнить легко. Чуть пониже, на еще одной маленькой скале, запрятанной среди деревьев, располагается сопутствующая замку церковь или собор имени Святого Мартина.
   Бледскому замку чуть больше тысячи лет. 22мая 1011года король Генрих Второй подарил его Бриксенскому епископу Альдеберону. Это мы прочли в путеводителе.
   Нам понравились манекены, или все-таки муляжи, изображающие коренных древних жителей этих мест. Но особенно понравились старинные инструменты и фотографии, запечатлевшие процесс работы группы этнографов, которые эти муляжи сконструировали, опираясь на данные раскопок. Дело происходило очень давно, еще во времена Австро-Венгрии, работали «на совесть». Попутно выяснили, что доктор Арнольд Рикли в то же время организовал на озере здравницу, где пользовал пациентов, страдающих заболеваниями суставов и нервной системы.
    Музей был небольшой, и необременительный. Нам все понравилось.
   Кроме так понравившейся нам экспозиции, замок представлял дополнительные развлечения, на который ни один здравомыслящий человек в повседневной своей жизни не поведется, а на отдыхе  да в чужой стране - обязательно.
   Старая печатная мастерская, где бездельники туристы могут собственноручно, за умеренную плату, сделать оттиск чего-то там.
   Кузница. В ней на твоих глазах, выкуют что-то местно- сувенирное. Очень мило и очень дорого. А для тех, кто деньги и в отпуске считает, всего за два евро можно самостоятельно отштамповать монетку из заранее приготовленных заготовок. И взять «на память».
   Мы с мужем в таких забавах давно не принимаем участия, хотя как сказать… В «погребе» замка продается вино. Продает его пожилой монах, может всамделишный, а может, нет. Мне он сразу понравился, видимо, потому что внешне очень похож на моего мужа. Только вместо белого врачебного халата одет в коричневую рясу. Не исключено, что ряса для него вроде спецодежды. В любом случае, разговаривать с ним было интересно. Мы говорили по-русски, он - на словенском, и никому из нас это не мешало.
    По словам монаха, вино было из старых запасов, еще со времен Югославии, любимое вино Иосипа Броз Тито. Всякому благоразумию есть предел. Мы на это купились и вино купили. Хранится бутылка у нас дома, ждет своего часа, когда мы с друзьями ее откупорим. Если вино окажется так себе, будем развлекать друзей рассказом: «Как японский турист вино покупал».

       
                Как японский турист вино покупал. 


    Группа японских туристов зашла в погребок вместе с нами. Как они ухитрились расположиться, разместиться и даже передвигаться по небольшому, вернее маленькому пространству, один японский бог ведает. Но разместились и передвигались. И никому не мешали. По-моему, никто ничего не купил, кроме одного смельчака. Не иначе, из самураев. Потому, что он не просто  купил бутылку вина, а прошел все доступные для туриста этапы техпроцесса. Под руководством и присмотром монаха – продавца, он сам наливал из бочки вино в бутыль, сам закрывал бутыль пробкой в специальном приспособлении типа пресса, собственноручно заливал пробку сургучом и сам ставил на пробку печать. Монах выдал ему сертификат, где, кроме характеристики вина было указано, кто именно произвел все вышеуказанные действия. Его жена фиксировала фотокамерой каждый этап. Друзья подбадривали ,особыми звуками, напоминающими медленное кваканье лягушек. Вроде нашего «Вау», но из глубины горла.
   Это правда, что в Японии даже посещение туалета автоматизировано?
   Мы с мужем стояли  молча, схватившись за руки, через рукопожатие, передавая друг другу свои чувства и иногда переглядываясь, надеюсь не очень заметно.
   Если бы нашелся кто-то, наблюдающий за нами, тоже развлекся бы неслабо. Вау!



   Собор Святого Мартина располагался на несколько десятков метров ниже Града, на соседней скале.
   Небольшой, светлый и почти уютный. Украшен витражами абстрактно - геометрического содержания. Без изображений костров, пыток и похорон. Мы старательно искали, чем знаменит этот Мартин, но не нашли. Была там какая-то небольшая статуя. Один с мечом, верхом на коне, а другой рядом лежит. Кто из них Мартин? Ясно только, что конь не в счет.
   Непонятная нам история. То ли убил этот Мартин гада, как святой Георгий Змия, то ли сам принял мученическую смерть? Спросить было некого.
   Была там, в соборе, одна женщина, но и она не знала. Или нас не поняла.
   Пока мы на витражи абстрактные любовались, пытаясь в сплетении линий уловить скрытый смысл, начался дождь. Мы обрадовались дождю, как истинные израильтяне и любовались пузырям на лужах, как и положено представителям русской культуры. Дождь быстро перешел грозу. Раздался сильный раскат грома. 
 It’s terrible!(Ужас!) - радостно испугавшись, обратилась к нам женщина.
"МамАш ло" (Совсем нет) - ответила я ей на иврите. А про себя подумала, что дождь для нас - благословение, грозе мы умиляемся, а «Градов» в нашей Беэр-Шеве давно перестали бояться.
               
   Для покорения двух вершин мы выбрали самый дождливый день. Вернее, сначала мы этот день выбрали, а потом он оказался дождливым. Из-за такой ерунды планы не меняем. Пошли.
   Малая Осойница – 685 метров и Великая Осойница- 756 метров. Вероятно, правильный перевод со словенского Большая Осойница, но Великая звучит внушительнее.
   Дорога, шла по ступенькам, потом по камешкам, потом по мокрой тропинке, где с одной стороны стояли деревья, а с другой ничего не было. Внизу этого «ничего» открывался вид на озеро. Удивительный по своей красоте. Сочетание воды, зелени, низких облаков, островка посреди озера с обязательным культовым сооружением – все это оправдывало нашу дурацкую затею. Удручало только, что «ничего», то есть обрыв, постоянно, или почти постоянно, находился с правой стороны, со стороны моей правой ноги, с привычным вывихом и порванными связками. Она меня не всегда слушается. На счастье, в опасных местах (по усмотрению тех, кто маршрут прокладывал) были  перильца или провешены тросы. Тоже мокрые и скользкие. Естественно, они находились со стороны деревьев. Я цеплялась за них обеими руками, повернувшись к «ничему» спиной. Паника пропадала, но и красивый вид тоже. Замирая от страха, я поворачивалась лицом к озеру. Словом, вертелась, как макака. Муж меня всячески подбадривал, но посмеивался. Видимо, не так уж там было опасно.
   
   Вскоре подъем кончился и мы вышли на вершину. Обнаружилась скамеечка, деревянный навес и несколько подростков непонятно-европейского происхождения. Мы устроили братание, выразив друг другу соответствующие чувства восторга и одобрения. Подростки остались пить что-то из жестяных банок, а мы отправились покорять следующую вершину.
   Спустились в седловину, законопослушно следуя указателям, а они неожиданно кончились. Зато встретилось небольшое болотце (как без этого?) и большая, размером с кофейную чашку, улитка.
   Для начала, она втянула рожки, но мы тихо ждали, и она снова высунулась во всей красе. Сфотографировали, и пошли дальше, искать указатели. Искали долго, не нашли, а тут и облако спустилось.
   Решили не отступать, а руководствоваться интуицией и здравым смыслом. Интуиция нам подсказывала, что вершина обязана располагаться наверху, а здравый смысл советовал разделиться и перекликаться в мокром лесу укрытом облаком.
   Так и сделали.  Поврозь пошли наверх, пробираясь, как медведи, сквозь густой валежник, пытаясь перекликаться, и не понимая, с какой стороны доносится голос. Но, поскольку, ходили мы кругами, то потеряться друг от друга нам не удалось.
   Лес играл с нами, это было ясно, и нам это, пожалуй, нравилось. Лучше, чем над обрывом бояться. Мы соблюдали все правила игры, повеселили лесных и горных духов, и в награду получили тропинку под ноги, которая быстренько привела нас правильному указателю.
   Облако поднялось, и открылась вершина горы Великая Осойница. С обязательной мокрой скамеечкой (дождика никто не отменял).
   Опять обрадовались и полюбовались видом на озеро, замок, островок и т.д. по списку.
   Спустившись метров на сто, обнаружили развилку, на которой мы ошиблись и указатель на третью вершину. Да, там была еще одна гора под названием «Острица». От слова «острый?».
   Воодушевленные успехами и сопутствующей нам удачей, решили подняться и на нее. Я, конечно, не очень то и хотела. Тем более, что подниматься надо было опять по мокрым и скользким каменным выступам. Но, как всегда, повелась на «слабо».
   На вершине нас радостно встретили три незнакомых молодых человека. Ура! Мы не одни чокнутые в дождь и туман по горам лазать! 
   Наша игра с лесом продолжалась, но теперь он был на нашей стороне. Дождь прекратился, тучи разошлись, мир засверкал. Распахнулась тропинка, по краям которой росли кусты ежевики с остатками ягод. Вспомнилась фраза одного нашего близкого и любимого родственника: «Как вы не боитесь незнакомые ягоды в лесу есть?»
   Кому незнакомые, а кому очень даже знакомые. Кроме того, мы руководствуемся соображением, что вкусное не бывает несъедобным.
   Тропинка повернула, и мы увидели очередной указатель - спуск к озеру. Прямой, удобный и не очень крутой. Маршрут был кольцевой, но то, что последняя часть пути будет такой легкой, мы не предполагали. Заслужили.
   По спуску поднимались немногочисленные туристы. Те, которые решили забраться на вершину с черного хода, по легкому пути. Несчастные…
   А мы счастливые, усталые и довольные, возвращались домой. И свою ежедневную порцию фирменного пирожного я ела без привычного угрызения совести.

   
                Лето 2012г.


Рецензии
Простите, но с каких это пор "Вау" стало нашим?

Элла Рахманова   16.06.2020 02:07     Заявить о нарушении
Не знаю с каках пор, но у нас в Израиле говорят "Вау", когда выражают смутные чувства восторга и удивления. С уважением. О.

Ольга Штерн   16.06.2020 06:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.