Последний старец Сталинградский снег... 9

Сергей побежал дальше к автопарку, делая на ходу разводящие движения руками. Одной он захватил из сугроба пригоршню снега - стал растирать на бегу лицо.Из кузова близкого к нему "опеля" хмыкнули - раздался хриплый, простуженный голос:

-Эй, Иван! Закурить найдётся?

Сергей на ходу швырнул в под белый тент зелёную пачку "бефелл". Ему такой хватало на неделю. вскоре он совсем собирался бросить, сокращая свою "пайку" на одну сигарету в день. Это впечатляло и прибавляло ему веса среди штабных. Сам фюрер не курир и был ревностный борец за здоровье нации. Он намеревался со временем совсем запретить табачные изделия, развернув их на оккупированных славянских территориях, чтобы "недочеловеки" травились". А в вермахте прошёл мрачный слух - выдачу сигарет будут сокращать до шести в день!

-Спасибо Иван! - пачка совершила обратный круг, но желтоватых эрзац-сигарет в ней поубавилось на половину. - Мы тут поделили - по сигарете на два носа. Ты не обижайся, русский. Скоро, может быть, вообще курева долго не будет.

Это сказал укутанный до бровей в серое шерстяное одеяло с тавро из орла со свастикой какой-то чин, с замотанной бинтами правой стороной лица. Теперь он пускал кольца синеватого дыма и был счастлив. Счастливы были и другие - кузов вскоре заполнили клубы пара и табачного дыма. Раздался частый удушающий кашель... 

-Курите на здоровье, камарады, - произнёс Сергей на правильном германском.

Он всё ещё ощущал на себя взгляд Хиппера, но и виду не подавал.

Автопарк, что располагался на деревенской площади, покрывали маскировочные сети с белыми и коричневыми узорами. Он был оплетён оградой из колючей проволоки; кругом ходили патрули, а по периметру прохаживались двое часовых в войлочных калошах.Адам как всегда ждал его на задах - его румяное весёлое лицо под огромным козырьком, скрытое по бокам наушниками, казалось ещё шире. Он нетерпеливо притоптывал своими сапогами в меховых крагах и посматривал на часы.

-Запаздывайте, мой юный друг, - прошептал он. - А дело не терпит отлагательств. Я навёл справки про этого Шмидта, - он криво улыбнулся: - Он не так-то прост... Если судить по его послужному списку, он после 1928 года оставался на штабной работе, но где именно - не указывается. Потом - снова при штабе во время Польской компании, и...

-...5-й армейский корпус, - опередил его Сергей.

-Да, верно. Но не совсем, мой друг. Он утверждает, что был под Демьянском и состоял при оперативном управлении этого корпуса. Но, - Адам изобразил на лице стоическое спокойствие: - Среди эвакуированных в тыл по воздуху его нет! Нет ничего о должности, которую он занимал. Вы понимаете, Рус Сергей, о чём это говорит?

Сергей потерял всякое ощущение холода - он только рассматривал Адама, будто видел его впервые.

-Слушайте, вы так простудитесь, - спохватился тот, расстёгивая крючки и пуговицы шинели с медвежьим воротником. - Набросьте... Не надо отказываться!

Сергей послушно набросил шинель, и погрузился в комфорт и уют.

-Итак, ваша задача - не меняется! - продолжал Адам, у которого из-под тёмно-зелёного воротника с "катушками" выглядывал толстый желтоватый свитер. - Шмидт, Артур Шмидт... Он составлял оперативный план на зиму, он не предусмотрел сосредоточение ваших... русских сил на флангах. Случайно или намеренно - предстоит выяснить...  Я буду ходатайствовать, чтобы вас произвели в обер-ефрейторы вермахта. А в ближайшее время вы, уверен, отличитесь - там и звание фельдфебеля... Что вы об этом думаете?

-Герр Адам, Шмидт наверняка использовался "красным генералом" в 20-х. Наверняка он знаком с теми, кто поддерживает его линию.

-Я вам даже больше скажу, - лицо Адама раскраснелось, его глаза лукаво блеснули: - Шмидт был близок к фон Боку. Есть сведения, что он проходил обучение не то в Рязани, не то под Москвой. Странно, как они не пересеклись с Больро... Хотя, может быть,пфруй... они были в разных группах! Во всяком случае, русская разведка может его использовать. Это - упрямая гипотеза. А его влияние на командующего, который...

Он выжидающе посмотрел на Сергея, явно чего-то не договаривая.

-Герр Адам, простите, я не имею право обсуждать командующего.

-Это делает вам честь! Я лишь не собираюсь закрывать глаза на очевидные факты. Один из них - командующий тоже проходил в 20-х по обмену... - Адам обвёл глазами заснеженное пространство, срубленные деревья и заборчик, что были точно в вате. -  Подумайте над этим, Рус Сергей. И сделайте выводы.

-Да, но как быть со слухами, что Шмидт - агент...

-Не всем слухам надо верить, Рус Сергей... мой юный друг, - Адам потрепал его по плечу. - Снимайте шинель - это будет понято неправильно...Даже если они имеют под собой основу, то - посудите сами, вермахт разве подчиняется СС? А командующий во многом прислушивается к "чёртику из табакерки". Он фактически от него зависим. Шмидт, только Артур Шмидт виноват в провале нашей обороны.

Когда он облачился в тёплую шинель, лицо его заметно посурьёзднело:

-Сейчас нам всем придётся несладко. Видели, эту колонну с ранеными? А это канонада, которая подходит со стороны Гумрака и Абганерово? Я молю Бога, чтобы красные не перерезали пути на Нижне-Чирскую. Это - единственный отход штаба к Сталинграду. А перед нами лишь 41-я и 38-я пехотные дивизии. Это наш - единственный заслон. Давайте прощаться...

С Сергеем у них давно установились доверительные отношения. Когда Сергей представился ему в доме Иванова, рассказал о своём отце, ему после недолгих проверок было оказано полное доверие. Решающим фактором явились "нити": связи в тылу, которые, по наводке Сергея, немедленно "дёрнулись". Благодаря этим контактам была получена информация, обеспечившая успех операции "Фридерикус" на Изюмском выступе. Теперь, благодаря информации Сергея, Адам через 19-й отдел "Армии востока" получил информацию по-серьёзднее.

"...Если Артур Шмидт - большевицкий шпион, - думал Адам, совершая вынужденный крюк, - он непременно себя выдаст своими действиями. Сейчас он должен требовать с пеной у рта - занять глухую оборону. Сидеть и не вылазить из неё. Это позволит русским танковым корпусам полностью нас изолировать. А Шмидт будет оправдывать себя глупостью румын и итальянцев. Хотя, какой, к чёрту, глупостью? Он обязан был проинспектировать их состояние до 9 ноября, доложить командующему о нехватке противотанковой артиллерии и неумелой противотанковой обороне. У тех и у других до сих пор отсутствуют "противотанковые районы". Они снова выстроили артиллерию всех типов в линию - русские КВ смяли её в блин... Ну, конечно, Шмидт скажет о слабости итальянской пушки 47-мм - её снарядами даже с 400 метров невозможно пробить даже борт Т-34. Он так и написал в своём рапорте... И выдвинул всего четыре батареи ПТО в поддержку румынам..."

***


Рецензии