30. Боевое дежурство

Следующим летным происшествием с N. был случай в Мариновке. Мы выполняли там ответственное задание. После выполнения полета N. при заходе на посадку совершил 7 кругов над аэродромом. Была масса садящихся самолетов, и вместо того, чтобы сделать маленький кружок и быстро сесть, N. начал размазывать круги. Это явилось причиной отправки нас на второй, третий и так до 7-го.
На мои команды он не реагировал, управление мне не давал. Кое-как мы сели. Командир, как всегда, вылез из кабины взмыленный, на мои слова он кивал головой и поддакивал. А я сделал вывод, что полеты мне с ним не в удовольствие, а борьба за жизнь.


Как оператор и штурман я летал и с другими летчиками и командирами. Эти полеты были интересны. Истинным истребителем-перехватчиком был командир авиаэскадрильи. Одним из качеств перехватчика являлось быстрое и четкое выполнение полета. Промедлений и флегматизма перехватчик не терпел. Работали суворовские принципы — быстрота и натиск. В переводе на летные законы — это скорость, точный маневр, огонь и выход из атаки.
 
Мне, служившему до сего времени столько лет в бомбардировочной авиации, приходилось порой крутиться во всю прыть, чтобы перехватить условного «врага».
Вспоминаю один из полетов с командиром авиаэскадрильи. Мы совершали ночью перехват цели с посадкой на другом аэродроме. Перехват и посадку мы осуществили хорошо. Я на аэродроме проконтролировал заправки баков самолета, комэск пошел добиваться обратного вылета
.
Вскоре он прибыл и дал команду: «В самолет! Полетели домой». Ночью в кабине без определенных навыков ничего не сделаешь, надо присмотреться, все правильно включить. Вспоминалось мне правило одного иловского командира: пилот, запомни, что в авиации можно спешить везде, но сел в кабину — не спеши. Я и придерживался этой простейшей истины.
 
А тут я глянул на командира, у него уже было сделано все молниеносно и правильно. Самолет уже рулил, когда я лишь успел включить приборы и пристегнуть одну ножную лямку парашюта. Он совершил взлет и набрал метров 200, а я лишь завершил всю свою подготовку к полету. Я еще раз убедился, что мне, бомбёру, необходимо много тренироваться, чтобы стать настоящим истребителем.


Как-то мы совершали полет за облаками с одним из грамотных летчиков капитаном Фокиным В.А. После набора высоты и разворота для перехвата у нашего самолета выключились оба двигателя. Тут была конструктивная особенность — слишком узки были заборники воздуха. При резких движениях фюзеляж затенял входное сопло, двигатель не получал воздуха и мгновенно глох. Так случилось и на этот раз.

Фокин дал мне команду на выключение всех моих приборов, необходимо было уменьшить нагрузку на оставшийся источник энергии — аккумулятор. Мы посыпались вниз с вертикальной скоростью порядка 15-20 м /сек. Запуск разрешался на высоте 7000 м.
У меня мелькнула мысль, не придется ли катапультироваться. Я оценил район, это был г.Ижевск. Помнил, что планшет надо брать с собой, там были расчеты и секретные карты.

Но опытный Фокин решил проблему. На высоте 7000 м он произвел запуск одного, а затем другого двигателя. Быстро набрав потерянную высоту, мы совершили перехват цели.
На вопрос с земли, почему экипаж молчал, мы ответили, что были на внутренней связи. Наш случай мы никому не рассказали, так как это было бы записано во все летные журналы, пожурили бы нас, и началась пора зачетов и провозок…



***Боевое дежурство


Одним из слагаемых боевой готовности летного истребительного полка является боевое дежурство. Как правило, два экипажа, а в тревожные и праздничные дни больше экипажей, находились полностью экипированными в летном отношении непосредственно у самолетов.
Экипажи и вся наземная команда размещались в специальном домике. Этим домикам постоянно уделялось большое внимание, поэтому они были уютны, удобно обставлены внутри. Все было для отдыха экипажей, для повышения своего военного уровня знаний, приема пищи и т.д.

Спать разрешалось в летном обмундировании и с пистолетом в кармане. Так несли дежурство все виды Вооруженных Сил и рода войск. В целом по стране набиралась солидная сила, находящаяся в наивысшей степени готовности, способная в считанные минуты дать бой противнику.

Силы, выделенные для боевого дежурства, постоянно проверялись. Им объявлялась команда «воздух». Самолеты были вооружены, заправлены и стояли под током. Боевое дежурство в нашем полку несли только перехватчики, летающие на самолетах Як-25м.
Кроме дежурных экипажей, два экипажа назначались поддежурными. Они должны были находиться дома, чтобы по команде мгновенно прибыть на аэродром и занять место тех, кто по команде улетел вести бой с противником.

Эскадрилья состояла из 10 экипажей, поэтому нагрузка на летчиков ложилась большая. Летчик и наземные службы были как бы привязаны к аэродрому. Конечно, ничего сложного в этом и не было, но в моральном отношении летчик испытывал тяжесть. Он не мог выехать в город, пойти в гости и выпить, сходить за грибами и тому подобное. Он должен быть постоянно годным в медицинском отношении подняться в воздух. Поэтому дисциплина требовалась железная. Боевая готовность поддерживалась на требуемом уровне.

Проверки дежурных сил и средств обычно проводились ночью. Необходимо было после сна (горизонтального положения) прибежать к самолету, занять готовность и доложить по радио на командный пункт. Далее следовала команды о дальнейших действиях.
Питание привозили непосредственно в дежурный домик.

Если все просуммировать, то это был нелегкий труд, требовалось определенное здоровье, хорошая реакция, умения и навыки. В целом, такой режим изнашивал личный состав раньше срока, хотя и поощрялся материально.

После ночного боевого дежурства предоставлялся небольшой дневной отдых, и к 11.00 мы должны были прибывать в подразделение, готовиться к полетам или принимать в них участие.

Эскадрилья перехватчиков была грозным оружием  в руках командующего при перехвате низколетящих целей. Надо сказать, что наличие на борту двоих летчиков делало самолет более боеспособным. Поэтому на всех учениях нас бросали на самые ответственные участки. Благодаря своей отличной выучке, всепогодному прицелу и двум летчикам на борту мы благополучно справлялись с любыми заданиями и возвращались домой победителями. Боевое дежурство в таких случаях возлагалось на другие аэродромы.


Рецензии