А что у нас с главным из искусств?

В Сочи проходит 24-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»
По доброй традиции, в Сочи на неделю или чуть больше (на этот раз фестиваль проходит восемь дней) приезжают самые активные участники мира кино – российского в основном. Они в блестящих нарядах проходят по звездной дорожке в Зимний театр, фотографируются, общаются с коллегами и прессой. У каждого своя цель. Кто-то ищет актрису на главную роль, кто-то сорежиссера, кто-то толкового продюсера… Для одних кино – образ жизни, для других – способ заработка, для третьих – вложение инвестиций.  В последние годы, которые принято называть «нулевыми» в киномире вообще и в российском в частности произошло много глобальных изменений.  И они продолжают происходить, поэтому, наверное, в нашей стране эта сфера искусств, на мой взгляд, самая рискованная и зыбкая, хоть по-прежнему желанная и манящая.
Через год ему четверть века. Внушительная цифра, по правде говоря. Есть кинофестивали и намного старше, и ровесники, и более юные собратья. И каждый их этих кинофорумов неповторим. Так в чем же главные отличительные черты «Кинотавра»? Чего хотят достичь его организаторы? Насколько это осуществимо в наших российских реалиях с поправкой на ветер – тенденции в киномире за границей.
- Меня иногда просят оценить концепцию нашего фестиваля в сравнении. – Замечает президент «Кинотавра» Александр Роднянский. – Вроде как «Кинотавр» - это российский Канн, он создает свою иерархию отечественных киноценностей, это ярмарка индустриального тщеславия и костры индивидуальных авторских амбиций? И все во мне протестует против этого сравнения. По мне, уж если сравнивать, то с «Санденсом» - большой расположенной к участникам площадкой для кинематографа, не связанного обетом большого бокс-офиса любой ценой. С главной в мире платформой кино независимого, штабом по его продвижению к зрителю, а авторов – к продюсеру.
Всё это хорошо, но, по правде говоря, зрители жалуются на отсутствие интересных отечественных кинолент. А создатели фильмов в свою очередь недовольны, что их фильмы не доходят до зрителей, и их видят лишь на фестивалях – российских и международных. Зато не жалуются иностранные прокатчики, потому что люди все же ходят в кинотеатры – от скуки, на премьеры. Хотя нет, прокатчики жалуются на интернет, что он со своей вседозволенностью в России ежедневно покоряет все новые вершины – сотни и тысячи просмотров ежедневно.
Что же такое «Кинотавр» образца 2013-го года? Поможет в этом разобраться директор программ кинофестиваля Ситора Алиева:
- «Чем этот фестиваль отличается от предыдущего?» - отвечать на этот вопрос представителей СМИ всегда очень сложно и одновременно просто. Ведь те, кто этот вопрос задают, либо равнодушны к кинематографу, либо искренне полагают, что на фестивале главное не кино, а то, что вокруг него, - скандалы, туалеты звезд и вечеринки. На самом деле любой фестиваль отличается от предыдущего прежде всего тем, что фильмы, показанные год назад, уступают место картинам, которые тогда еще не были созданы. 69 – именно столько полнометражных картин отсмотрено для «Кинотавра-2013». В конкурсную программу вошли двенадцать из них, среди которых пять дебютов. Самому молодому режиссеру 24 года, самому старшему – 57. С конкурсом короткометражных картин ситуация еще более удивительная: вот уже второй год подряд количество поданных заявок приближается к трем сотням. 273 – вот цифра этого года. Из них за награды будут бороться 21. Произошли некоторые изменения в структуре фестиваля. В этом году у нас впервые работает жюри кинопрокатчиков. В большом жюри прошлого года доминировали режиссеры. В этом году впервые в состав судейской коллегии вошли сразу два кинокритика – Любовь Аркус и Антон Долин.
Кроме них, в жюри под председательством режиссера Александра Митты, - актер Анатолий Белый, продюсер Сергей Мелькумов, композитор Юрий потеенко и актриса Виктория Толстоганова.  Открывал фестиваль 2013 новый фильм Станислава Говорухина Weekend.
Кто получит больше наград в этом году, узнаем совсем скоро. А вот, какие фильмы дойдут до зрителя и станут народно любимыми, покажет время.


Рецензии