Творчество
1. По словарю творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и форме материальных и культурных ценностей. Недостаток этого определения в том, что оно отсекает от творчества многое из того, что создано умом, но кому-то из людей или себе не показалось новой ценностью. Людям свойственно ошибаться в оценках, потому в творчестве и мире культурных ценностей до сих пор неразбериха. Ее главная вредность в том, что на долю трудового человека, и впрямь не создающего шедевры культуры, остается будто только работа, простой труд. Но это же не так. В общении производственники часто используют понятие "работать творчески", не имея в виду создавать шедевры. Следовательно, творчеству должно быть более точное, емкое и справедливое определение.
2. Идея. Творчество – это интеллектуальная деятельность человека, в ней сочетаются процессы созидания, переживания и умирания чувств, идей и проблем бытия.
3. Человек – существо биосоциальное. Как биологическое существо человек живет по законам животного мира и физически осваивает все то, до чего рука дотянется. Физический труд это работа, она совершается при минимальном участии разума, интеллекта. Как существо социальное человек живет умом и сердцем. Деятельность ума – естественное состояние и потребность головного мозга, ее продукт мысль и ее производные. А сердцем чувствуют, оно вместилище, генератор и индикатор чувств, духовной составляющей сущности человека.
Мысли, чувства и ощущаемые проблемы – продукция нематериальная, сложная, изменчивая, они витают, укореняются, изменяются, размножаются, проходят, возобновляются, разрастаются и умирают во взаимосвязях между собой.
Нет сомнений в том, что творчество – работа ума и сердца. Очевидно, каждый индивидуум постольку и является таковым, поскольку отличается от других своим индивидуальным, только ему присущим сочетанием признаков и свойств биологических, умственных и духовных.
4. Для труда создают технологии, разрабатывают методы, приемы, все это технические решения. Работе чело-века учат, и он сам учится – не кормиться же всю жизнь с чужой руки. Для этого общество создало систему образования. А вот творчеству – ... да, тоже учат, но только в свя-зи с работой. Призывают творчески работать. Лишь некоторых – творчески одаренных детей учат творчеству, но это в индивидуальной или кружковой системе, основанной на мастерстве педагога. Мастерство передают "из рук в руки" в мастер-классах, простым показом матери, отца, руководителя и др. А иначе не получается – общей науки творчества нет. Приставить мастера-педагога к каждому ребенку обществу непосильно. Вот и укоренилось в обществе ложное представление о том, что творчество – это только и непременно создание шедевров культуры. Все остальное – работа. Но известно, что использование ума в освоенной работе – весьма незначительное. И тогда возни-кает вопрос: а чем же заняты умы и души абсолютного большинства людей работающих, но не создающих шедевры?
Ответ один: творчеством. Но творчеством самодеятельным. Кому-то покажется, что труженику и этого достаточно.
5. Не организованное на основе науки о творчестве, не порожденное знаниями о едином алгоритме и типовом мыслительном творческом процессе, самодеятельное творчество начинается самобытным, стихийно-действенным путем, т.е. преимущественно на основе чувств, без квалифицированной поддержки разумом. Со-временные средства массовой информации работают на человеческие чувства с целью разжигания потребностей и фантазий чувственного творчества в направлении удовлетворения потребления. Доступность чувственного творчества для молодежи – в простоте поиска решения. Самые простые действия, порождаемые таким неумным «творчеством» потребителя, – это протянуть руку и взять, схватить, выхватить, вырвать, или ... оборвать другую жизнь, если в ней хоть малая угроза особо сильному душевному порыву, обезмыслившему «творца» до криминального со-стояния.
6. От природы способные люди, которых большинство, естественно желают, предпочитают и управляют желанием обучаться умному творчеству «вприглядку», в вузе или в творческом кружке в сфере своей профессии. Знают, это послужит честному добыванию хлеба насущного в поте лица своего, но с отвращением от «легкой» или "красивой" криминальной жизни. Каждый из таких людей становится человеком культуры, т.е. не только понимает и воспринимает (потребляет) культуру, но периодически занят культурным творчеством, делает в культуру свой вклад личного, местного, регионального или мирового значения. Однако, этим традиционным методом люди научаются специальному творчеству бессистемно при не-избежном недоиспользовании творческого потенциала личности и снижении результативности последующего самодеятельного творчества. Далее они вырабатывают свои индивидуальные системы, но это долгий процесс. Считают, например, что поистине опытным актер бывает в 60 лет.
7. В исполнительской деятельности монопольного образовательного ведомства возникли и существуют много-численные и сложные проблемы, насущные вопросы, но еще не все они "озвучены". Сколь велики, в масштабах государства, потери (в людях, культуре, производстве и смысле всей жизни человека и общества) по причине низ-кого качества образования, которое пока еще ориентировано на гуманитаризацию, т.е. на процесс, а не на становление (результат, доступный проверке) человека культуры, квалифицированного человека? А что понимать под качеством образования и как его повышать, если не конкретизирована цель и нет объективного интегрального критерия качества образования? Что связывает в систему совокупность: образование, творчество, качество образования, ка-чество труда, квалификация человека? Разумно ли и впредь обучать людей труду без системного обучения важнейшей части труда – творчеству? Почему до сих пор терпима раздробленность (и недоступность большинству людей) творческих наук, хотя известно, что в основе творчества всех видов одни и те же принципы и методы, а различия в деятельности обусловлены лишь сферой приложения творческих усилий? Почему в системе наук нет единой науки творчества – системы знаний о творчестве как профессиональной деятельности во всех сферах? А не пришло ли время развивать ускоренно уже известную науку под названием «Профессиональное творчество» в виде науки всех наук, обеспечивающей методологию и общую методику всякой научной и практической деятельности? А каковы структура, объем, методы, способы, приемы и сроки изучения этой науки, позволяющие освоение ее до уровня умений и навыков в период детско-юношеской социализации и без перегрузки психики учащихся? А какой может быть новая концепция образования, достойная упразднить методически не обеспеченную «гуманитаризацию образования», приведшую к опасному разрастанию в стране комплекса негативных молодежных проблем? А почему до сих пор нет в большой науке классификаций родовой структуры труда, творчества и деятельностей, а в школе нет учебника для уроков труда, ставших уроками работы? А как учить молодежь творчеству тем нашим учителям, преподавателям и наставникам, которые сами не были обучены профессиональному творчеству (оно много шире творчества по специальности), а науки/предмета и учебного пособия по нему нет? Что необходимо для создания, обоснования и реализации новой прогрессивной концепции образования, что-бы эволюция образования прошла «безболезненно», в короткий срок, при оптимизации образовательного процесса и повышении успеваемости, при минимальном росте образовательных расходов? Как можно государству и обществу рассчитывать всерьез на успешную реализацию современных государственных концепций по развитию науки и наукоемких производств, по выходу на международный рынок с конкурентоспособной продукцией автомобильной промышленности, нефтехимии и сельского хозяйства, по борьбе с нищетой и бедностью, юношеской неустроенностью и детской беспризорностью, если в первоочередном порядке не разрешить образовательные проблемы – родовой структуры труда, качества образования и качества систем образования, управления качеством в системах образования? Общий ответ – пора закрывать эти пробелы.
Свидетельство о публикации №213060600714