Творчество

        Творчество
               
 1.   По словарю творчество – это деятельность человека, направленная на создание  новых по содержанию и форме материальных и культурных ценностей.  Недостаток этого определения в том, что оно отсекает от творчества многое из того, что создано умом,  но кому-то из людей или себе не показалось новой ценностью. Людям свойственно ошибаться в оценках, потому в творчестве и мире культурных ценностей до сих пор неразбериха. Ее главная вредность в том, что  на долю  трудового человека, и впрямь не создающего шедевры культуры, остается  будто только работа, простой труд.  Но это же не так. В общении  производственники  часто используют понятие "работать творчески", не имея в виду создавать шедевры.  Следовательно, творчеству должно быть более точное, емкое и справедливое определение.
 2. Идея.  Творчество – это интеллектуальная деятельность человека, в ней  сочетаются  процессы созидания, переживания и умирания  чувств, идей и проблем бытия.
3. Человек – существо биосоциальное. Как биологическое существо человек живет по законам животного мира и  физически осваивает все то, до чего рука дотянется. Физический труд  это работа, она совершается при минимальном участии разума, интеллекта. Как существо социальное человек живет умом и сердцем. Деятельность ума – естественное состояние и  потребность головного мозга, ее продукт мысль и ее производные. А сердцем чувствуют, оно вместилище, генератор и индикатор  чувств, духовной составляющей сущности человека. 
   Мысли, чувства и ощущаемые проблемы – продукция нематериальная, сложная, изменчивая, они  витают, укореняются, изменяются, размножаются, проходят, возобновляются, разрастаются и умирают во взаимосвязях между собой.
   Нет сомнений в том, что творчество – работа ума и сердца. Очевидно, каждый индивидуум постольку  и является таковым, поскольку отличается от других своим индивидуальным, только ему присущим сочетанием признаков и свойств биологических, умственных и духовных.
    4. Для труда создают технологии, разрабатывают методы, приемы, все это технические решения. Работе чело-века учат, и он сам учится – не кормиться же всю жизнь  с чужой руки. Для этого общество создало систему образования. А вот творчеству – ... да, тоже учат, но только в свя-зи с работой. Призывают творчески работать. Лишь некоторых – творчески одаренных детей учат творчеству, но это в индивидуальной или кружковой системе, основанной на мастерстве педагога.  Мастерство передают "из рук в руки" в мастер-классах, простым показом матери, отца, руководителя и др. А иначе не получается – общей науки творчества нет. Приставить мастера-педагога к каждому ребенку обществу непосильно. Вот и укоренилось в обществе  ложное представление о том, что творчество – это  только  и непременно создание шедевров культуры. Все остальное – работа. Но  известно, что использование ума в освоенной работе – весьма незначительное. И тогда возни-кает вопрос: а чем же заняты умы и души абсолютного большинства людей работающих, но не создающих шедевры?
Ответ один: творчеством. Но творчеством самодеятельным. Кому-то покажется, что  труженику и этого достаточно.
   5. Не организованное  на основе науки о творчестве,  не порожденное знаниями о  едином алгоритме и типовом мыслительном  творческом процессе, самодеятельное творчество  начинается самобытным, стихийно-действенным путем, т.е. преимущественно на основе чувств,  без квалифицированной поддержки разумом. Со-временные средства  массовой информации работают на человеческие чувства с целью разжигания  потребностей и фантазий  чувственного творчества в направлении удовлетворения потребления. Доступность чувственного творчества  для молодежи – в простоте поиска решения. Самые простые действия, порождаемые таким  неумным «творчеством» потребителя, – это протянуть руку и взять, схватить, выхватить, вырвать,  или ... оборвать другую жизнь, если в ней хоть малая угроза особо сильному душевному порыву, обезмыслившему «творца» до криминального со-стояния.
    6. От природы способные люди, которых большинство, естественно желают, предпочитают   и управляют желанием обучаться умному творчеству «вприглядку», в вузе  или  в творческом кружке в сфере своей профессии.  Знают, это послужит  честному добыванию хлеба насущного в поте лица своего, но с отвращением от «легкой» или "красивой" криминальной жизни.  Каждый из таких людей становится человеком культуры, т.е. не только понимает и воспринимает (потребляет) культуру, но периодически занят  культурным творчеством, делает  в культуру свой вклад личного, местного, регионального или мирового значения. Однако,  этим традиционным методом люди научаются специальному творчеству бессистемно  при не-избежном недоиспользовании творческого потенциала личности и снижении результативности  последующего самодеятельного творчества.  Далее они вырабатывают свои индивидуальные системы, но это долгий процесс. Считают, например, что поистине опытным актер бывает в 60 лет.
  7. В исполнительской деятельности монопольного образовательного ведомства возникли  и существуют много-численные  и сложные проблемы, насущные вопросы, но еще не все они "озвучены". Сколь велики,  в масштабах государства,  потери (в людях,   культуре, производстве и  смысле всей жизни человека и общества)   по причине низ-кого качества образования, которое пока еще  ориентировано на гуманитаризацию, т.е. на процесс, а не  на  становление (результат, доступный проверке) человека культуры, квалифицированного человека?  А что понимать под качеством образования и как его повышать, если  не конкретизирована цель и нет  объективного интегрального критерия качества образования? Что связывает в систему совокупность: образование, творчество, качество образования, ка-чество труда, квалификация человека? Разумно ли и впредь обучать людей труду без  системного обучения  важнейшей части труда – творчеству? Почему до сих пор терпима раздробленность  (и недоступность большинству людей) творческих наук, хотя известно, что в основе творчества всех видов одни и те же принципы и методы, а различия в деятельности обусловлены лишь сферой приложения  творческих усилий? Почему в системе наук нет  единой науки творчества – системы знаний о творчестве  как профессиональной деятельности во всех сферах? А не пришло ли время  развивать  ускоренно уже известную науку под названием «Профессиональное творчество»  в виде науки всех наук, обеспечивающей методологию и общую методику всякой научной и практической деятельности? А каковы структура, объем,  методы, способы, приемы  и сроки изучения этой науки, позволяющие освоение  ее до уровня умений  и навыков в период   детско-юношеской социализации и без перегрузки психики учащихся?  А какой может быть   новая концепция образования,   достойная упразднить  методически не обеспеченную «гуманитаризацию образования», приведшую к  опасному разрастанию в стране комплекса негативных молодежных проблем?  А почему до сих пор нет  в  большой науке классификаций  родовой структуры труда, творчества и деятельностей,  а в школе  нет учебника для уроков труда, ставших уроками работы? А  как учить  молодежь творчеству  тем  нашим учителям, преподавателям и наставникам, которые сами не были обучены профессиональному  творчеству (оно много шире творчества по специальности), а науки/предмета и учебного пособия по нему нет? Что необходимо для создания, обоснования и реализации  новой  прогрессивной концепции образования, что-бы  эволюция образования прошла  «безболезненно», в короткий срок, при оптимизации образовательного процесса  и  повышении успеваемости, при минимальном росте образовательных расходов? Как можно государству и обществу рассчитывать всерьез на успешную реализацию современных государственных концепций по развитию науки и  наукоемких производств,  по выходу на международный рынок с конкурентоспособной продукцией автомобильной промышленности, нефтехимии  и сельского хозяйства, по борьбе с нищетой и бедностью, юношеской неустроенностью  и детской беспризорностью, если в первоочередном порядке не разрешить образовательные проблемы – родовой структуры труда,  качества образования и  качества систем образования, управления качеством  в системах образования? Общий ответ –  пора закрывать эти пробелы.


Рецензии