Муравей и Стрекоза

  Илья Алексеевич Муравей, расположившись в удобном кресле авиалайнера, разворачивал газету и косо поглядывал на пока пустующее соседнее место. Летал Илья Алексеевич этим рейсом уже много раз и точно знал, что свободных мест не будет. А если и будет, то уж точно не рядом с ним. Наверняка, нелёгкая подберёт ему попутчика. И обязательно такого, чтобы обогатить познания Ильи о человеческой природе. Вообще, Илья Алексеевич любил летать на самолетах, но общедоступность этого транспорта создавала некоторые трудности. Прошлый раз судьба усадила Илью по соседству с огромным тучным пассажиром со звучным именем Сергей Слон. Тогда Слон сразу же занял оба подлокотника, во время перелёта вёл себя шумно, и своей комплекцией доставил Илье немало хлопот. Короче, шума было как в посудной лавке. Но человеком Слон оказался добродушным и приветливым. "Кто попадётся мне сегодня?" - размышлял Илья Алексеевич, пытаясь составить примерный образ идеального для него попутчика. Но реальность преподнесла ему сюрприз. Будущий сосед Ильи Алексеевича, едва войдя в салон самолёта, сразу же ему не понравился. И именно по этому "не понравился" Илья Алексеевич определил, что это его сосед. Уж больно хорошо знакомо было Илье Алексеевичу чувство юмора Фортуны. И действительно, демонстративно лениво и рассеяно пройдя вдоль кресел, вновь прибывший пассажир остановился около Муравья и, шумно выдохнув, плюхнулся на свободное место. То есть, уже не свободное, разумеется.
  - Стрекоза, - попутчик протянул руку Илье.
  - Муравей, - неожиданно для самого себя в том же тоне ответил Илья, и тут же исправился. - Муравей Илья Алексеевич.
  - Давай без официоза, Ильюха, - предложил Стрекоза. - Нам тут лететь на высоте 10 кэмэ пять часов. Так что, давай без этого.
  - Вообще-то..., - собрался возмутиться Илья Алексеевич столь бесцеремонному обращению, но его прервала стюардесса, желающая оповестить пассажиров о том, что скоро начнётся взлёт, и напомнить о правилах поведения в самолёте.
Заметив загоревшийся сигнал о необходимости пристегнуть ремни, Илья Алексеевич без промедления выполнил команду. Стрекоза же, совершенно не суетясь, продолжал изучать свой "планшетник".
  - Лампа загорелась, - робко заметил Илья Алексеевич.
  - А? Что? Какая лампа? - завертелся Стрекоза.
  - Ну, не лампа, - смутился Илья Алексеевич. - Сигнал. Сигнал о том, что надо ремни пристегнуть.
  - Ааа, ясно. Ну, мой уже давно пристёгнут, - усмехнулся Стрекоза, продемонстрировав свой кожаный ремень.
  - Да нет, не этот, - Илья Алексеевич предпочёл сделать вид, что не понял шутки. - Ремень безопасности надо пристегнуть. И, кстати, этот ваш гаджет тоже надо выключить.
  - А это ещё зачем? - удивился Стрекоза.
  - Ну, как же? Стюардесса же сказала, что...
  - Ну, мало ли что она сказала...
  - Всё-таки, - продолжал настаивать Илья Алексеевич. - Надо выключить.
  - Зачем? - спросил Стрекоза таким тоном, что Илья Алексеевич подумал, что нужно дать ответ.
  - Дело в том, что, - начал было он. - Что ваше устройство может создать помехи...
  - Да это-то я знаю, - перебил его Стрекоза. - Я спрашиваю, зачем сейчас?
  - Ну, мы же взлетаем...
  - Да, какой же взлетаем? Пока только на полосу, вроде, выходим, - возразил Стрекоза, отодвигая шторку иллюминатора. - Смотри...
  - Но надо заранее...
  - Да не волнуйся ты так. Ход начнём набирать, и я всё сделаю: и ремень пристегну, и выключу...
  - Но надо зар...
  - Ладно-ладно, - согласился, вроде бы, Стрекоза. - Сейчас, только дочитаю быстренько.
Илья Алексеевич с недоумением взирал на соседа. Наябеднячать на него стюардессе было неловко, но Муравей придумал кое-что другое. Он незаметно нажал на кнопку вызова стюардессы.
  - Чем могу помочь? - поинтересовалась молоденькая девушка в форме.
  - Не могли бы вы, - начал Илья Алексеевич, украдкой глядя на соседа. - Принести мне конфету. Что-то меня подташнивает.
  - Да, конечно - ответила стюардесса, выудив из кармана горсть конфет. - Вот возьмите. Извините, - обратилась она к Стрекозе и казала пальцем на информационное табло. - Необходимо пристегнуть ремни и отключить все электронные устройства. Мы скоро взлетаем.
  С ней Стрекоза спорить не стал, а лишь раздражённо сложил планшетник и убрал его в сумку, а затем пристегнул ремень. Стюардесса учтиво проследила за его действиями и, поблагодарив, удалилась. Кажется, Илья Алексеевич не смог скрыть улыбки. Стрекоза, внимательно глядя на него, вдруг:
  - Лихо ты меня слил.
  Полёт предстоял долгий.


  Шёл третий час полёта. Еще не преодолели и половину пути, а Илья Алексеевич успел поближе познакомиться со Стрекозой, который оказался не слишком злопамятным.
  - Понимаешь, Илья, - говорил Стрекоза. - Я раньше тоже только и делал, что вкалывал. Но разве это жизнь? Утром на работу, вечером домой. Сил на жизнь не остаётся...
  - Ну, в некотором смысле, - возразил Муравей. - Работа - это тоже часть жизни. От неё можно получать удовольствие.
  - Да какое удовольствие! Я ж тебе говорю, вкалываешь по двадцать пять часов в сутки, а результата нет. Времени не хватает. Времени на отдых не хватает.
  - Делу время, потехе...
  - Да-да, час. Да вот только жизнь так и пройдёт, а ту потеху по часам сосчитать можно, - расхохотался Стрекоза. - Понимаешь, ага?
  - Понимаю, но...
  - Но что?
  - Но я как-то не так об этом думаю.
  - Вот-вот, Ильюха. А ты подумай так, как я. С моей стороны на всю эту возню посмотри. Люди, как насекомые какие-то, бегают-бегают, чё-то делают, чё-то суетятся, а потом - бац! Моменто море, знаешь, да?
  - Ну...
  - Вот тебе и ну. Я и решил, что не стоит на дядю горбатиться.
  - Своей бизнес открыл?
  - Да на кой? Это ж та же самая фигня.
  - Ну, не скажи, - Илья подумал, что здесь-то ему, имеющему почти пятнадцатилетний опыт управления собственного дела, есть что возразить.
  - Скажу-скажу, Ильюха. Можешь поспорить, пожалуйста. Ты, я смотрю, чел прикинутый. Сеошник?
  - Кто?
  - Шеф в своей конторе?
  - Ну, не совсем шеф.
  - Ну, тем более, зам..., - предположил Стрекоза.
  - Да нет, не зам. Я вообще-то фермер. На себя работаю.
  - Фермер??? - изумился Стрекоза.
  - Ну, да, - замялся Илья, как будто виновато.
  - Ну, ты, в натуре, муравей! - залыбился Стрекоза. - А за океан чего летишь? На отдых? А чё в костюмчике?
  - Да нет, не на отдых. Я так, по работе. У меня там партнёры.
  - Партнёры говоришь? - делано заважничал Стрекоза. - Ну, ты молорик. А я вот вольная птаха.
  - Ты-то на отдых летишь? - поинтересовался Илья.
  - Да я ж тебе говорю, у меня вся жизнь - сплошной отдых. Я институт закончил, по специальности года два отработал, да понял, что не моё это. С папани денег взял, да и мотнуться по миру решил, - беззастенчиво признался Стрекоза и, широко улыбнувшись, подвёл итог своему рассказу. - Вот уж десять лет как мотаюсь.
Илья заметил нестыкову в словах собеседника "вкалывал" и "два года", но его больше заинтересовало другое:
  - И что, с тех пор вообще не работаешь? - спросил он у Стрекозы.
  - Не-а, - довольный самим собой признался тот.
  - А деньги откуда берёшь?
  - Ну, мир не без добрых людей. Ну, ещё иногда подрабатываю.
  - Как?
  - Ну, как. Пиарю клубы, рестораны.
  - Рекламой занимаешься.
  - Ну, типа того.
  - А ролики снимал какие-нибудь?
  - Да не, я ролики никакие не снимаю. Я так, в своём кругу общения просто рекомендую, типа, разные заведения. Мне за это кое-что перепадает.
  - И это работа??? - Илья был просто поражён.
  - Да какая эта работа! - Стрекоза удивление Ильи понял по-своему.
  - Да уж, - растерянно пробормотал Муравей. - Это не работа.
  - Когда совсем туго становится, - продолжал Стрекоза. - Я бате зво...
Неожиданно самолёт сильно тряхнуло. Потом ещё. Спустя минуту, когда тряска не прекратилась, стюардесса попросила всех сохранить спокойствие.
  - Мы вошли в зону турб..., - объяснить ситуацию девушка не успела. Самолёт тряхнуло ещё раз. В лицо Ильи подуло холодным ветром.


  - Хорош суетиться, - устало отмахнулся Стрекоза. - Ильюха, серьёзно. Нас скоро найдут. Уже ищут, наверное.
  - Ищут, - сказал Муравей, раздражённый безынициативностью товарища. - А раз ищут, то точно сказать, когда нас найдут, нельзя.
  - В смысле?
  - Ты когда что-нибудь потеряешь, как быстро это находишь?
  - Ну, когда как. Я как-то ключ от дома...
  - Вот именно. И точно сказать, когда ты это найдёшь, ты не можешь.
  - Нет.
  - А с чего ж ты взял, что нас скоро найдут?
  - Ну..., - протянул Стрекоза.
  - Вот тебе и ну.
  Илья не помнил, как очутился в океане. Он лишь увидел берег и, пока плыл до него, обнаружил в воде Стрекозу без сознания. Было тяжело, и Илью сильно рвало, но он смог выбраться на сушу. И Стрекозу спас. Да только толку от того было пока немного.
  - Всё равно, Ильюха, - Стрекоза продолжал лежать на песке. - Напрасно ты кипишишь. Щас пройдём вдоль острова...
  - С чего ты взял, что это остров?
  - Ну, а где ещё?
  - Да, где угодно. Нам нужно исследовать местность.
  - Ну, вот я и говорю. Давай исследовать. Зачем нам этот вигвам?
Илья бросил ветки на землю и ответил, стараясь сохранять спокойствие:
  - За тем. Пока ты здесь в себя приходил, я прошёл по берегу, с обоих сторон нас окружают скалы, по ним не забраться. Тогда я пошёл вглубь, там сплошной лес...
  - Волков бояться...
  - Дело не только в волках. Кто знает, надолго ли мы здесь застряли, и сможем ли мы пройти через это, - Илья указал рукой в сторону густого леса.
  - Ну, и что? Домик теперь строить прикажешь?
  - Возможно, нам придётся вернуться. И сил после дороги не будет.
  - А, типа вернёмся уставшие, а нас здесь койко-место ожидает?
  - Типа того. Только сегодня мы никуда не пойдём.
  - Чего???
  - Того. Нам нужно подготовиться. Сейчас мы подготовим спальные места, разведём огонь, запасёмся водой...
  - Да вон её сколько, - усмехнулся Стрекоза.
  - Питьевую, - терпеливо уточнил Муравей.
  - Уж и пошутить нельзя, - пробормотал Стрекоза. - Ладно, Ильюха, командуй.
Теперь, когда было достигнуто какое-никакое взаимопонимание, работа пошла быстрей. Стрекоза, разумеется, продолжал ныть, но Илья не позволял ему отлынивать. Скоро они ещё раз провели обход вдоль береговой линии и обнаружили несколько прибившихся сумок, среди которых даже оказалось кое-что из съестного. Самое главное, что у Стрекозы была при себе зажигалка. Пока они собирали хворост, зажигалка высохла, и товарищи смогли развести огонь до того, как стемнело. Спать решили по очереди. Муравей, щадя Стрекозу, позволил ему первому отдохнуть. Засыпая, Стрекоза спросил:
  - Как думаешь, Муравей, нас скоро найдут?
  - Кто знает, - промедлив ответил Илья. - Мы как маленький ключ в огромном доме.


  - А что, если я заберу это без твоего согласия? Об этом ты не подумал? - ядовито спросил Стрекоза.
  На следующий день они, едва проснувшись - Стрекоза свой пост проспал, - отправились в лес. Пробравшись через зелёную густоту они выбрались на другой берег. Сомнений не осталось - они находились на острове. Вернувшись обратно, Муравей решил перенести их нехитрый домик поближе к лесу. Кострище они оставили как есть, периодически приходя к нему подбросить хворост в огонь. Все растения в лесу были подозрительно ядовитых цветов, кормиться там было нечем. Муравей соорудил из веток некое подобие гарпуна. Охотиться в лесу он не рискнул, тем более, что вблизи берега в воде плескались рыбы. Он долго приноравливался, но к вечеру все жё смог наловить несколько мелких рыбёшек. Они аккуратно, боясь отравиться неизвестной пищей, перекусили. Так они могли бы продержаться до прибытия поисковой группы, но Стрекозу не хватило надолго. На третий день с ним случилась истерика. В ходе препирательств он обвинил Илью, что тот достал его своими поручениями и жаловался на усталость. Илья не помнил как, но в конце разговора они пришли к выводу, что им лучше разделиться. Понимая, что со Стрекозой лучше не спорить, Муравей оставил его на обжитом месте, а сам удалился на другой берег. Ещё через два дня Стрекоза навестил его. Муравей был к этому готов.
  - Ты забрал кое-что, что принадлежит мне, - сходу заявил Стрекоза.
  - Интересно, - заметил Муравей, пытаясь скрыть волнение. Стрекоза в любой момент мог утратить контроль над собой. - И что же?
  - Зажигалку, - процедил сквозь зубы Стрекоза, поглядывая на рыбу,  разложенную у костра.
  - Ну, конечно, я забрал её. Как бы ещё я смог бы развести у себя огонь?
  - Меня это не интересует! Верни мне мою вещь.
  - Нет.
  - Что???
  - Нет. Я не верну тебе зажигалку. Иначе, я останусь без огня, я не смогу постоянно поддерживать костёр.
  - Мой уже погас!
  - Меня это не интересует.
  - Ты охренел? - набычился Стрекоза.
  - Может быть, - невозмутимо ответил Илья. - Наверное, местный воздух так на меня действует.
  - Да я тебе..., - Стрекоза двинулся в сторону Муравья, но тот ловко отпрыгнул, схватив в руки гарпун. Стрекоза остановился.
  - И что ты сделаешь? Убьёшь меня? - улыбаясь, спросил он.
  - Только если ты не оставишь мне другого выбора.
  - Какого? Ты думаешь, я уйду отсюда просто так?
  - Я думаю, что тебе ничего другого не остаётся.
  С минуту они молча смотрели друг на друга. Стрекоза был сложен покрепче Муравья, но и последний был далеко не слаб, а гарпун в руке делал его опасным противником. Стрекоза, видимо, учёл это и уже спокойным тоном предложил:
  - Просто отдай мне зажигалку.
  - Нет, - в тон ему ответил Илья.
  - Но она моя! - Стрекоза еле сдерживал себя.
  - Ты мог бы считать её своей, если бы мы были вместе. Но с того момента, как ты решил выживать в одиночку...
  - Что с того?
  - А то, что она тебе всё равно без надобности.
  - Это ещё почему? - искренне удивился Стрекоза.
  - Да потому, что ты не в состоянии использовать её по назначению. Ты сдохнешь на этом острове, будь даже у тебя десять зажигалок.
  - Что???
  - То! Я наблюдал за тобой. Эти два дня ты валялся в доме, хотя вся еда закончилась ещё на следующий день, после того, как я ушел. Как тебе, кстати, рыбьи кости на вкус? Достаточно питательно?
  - Шпионил за мной? - глаза Стрекозы сузились.
  - Называя это как хочешь. Я должен был знать, чем занимается тот, кто сулит мне наибольшие проблемы.
  - Какие ещё, на хрен, проблемы??? - заорал Стрекоза.
  - Такие, когда он придёт, чтобы забрать зажигалку.
Стрекоза опешил от такой прямолинейности. Он долго молчал, пытаясь оценить ситуацию.
  - Слушай, - наконец, заговорил он. - Мы же можем жить мирно.
  - Не думаю, -ответил Муравей. - Мы могли жить мирно. Теперь - нет. Теперь я тебя слишком хорошо знаю, чтобы сосуществовать рядом с тобой. Ты постоянно отлыниваешь от работы, постоянно ноешь, постоянно жалуешься, ворчишь, и совершенно не экономно расходуешь пищу.
  - Как я могу экономить, если я голоден???
  - Вот именно, ты постоянно голоден, хоть и ни черта и не делаешь, чтобы себя накормить. Я делал всю работу, а ты только и ныл.
  - Какой ты терпеливый, - Стрекоза явно был оскорблён.
  - Я щадил тебя, - Илья, казалось, не заметил иронии. - Видел, что ты не приспособлен к труду, и потому щадил. Но, знаешь, любому терпению приходит конец.
  - И когда же лопнуло твоё терпение? - злобно спросил Стрекоза.
  - Когда ты начал крысить рыбу.
  - Что???
  - То, ****ь, то! Ты что, совсем идиот??? Ты думал, я не замечу? Придурок! Мы одни на этом острове. Кто ещё это мог бы сделать, по-твоему?
  - Ладно, - неожиданно сдался Стрекоза. - Послушай, я был вне себя, я устал...
  - Хватит жаловаться! Мы в одинаковых условиях!
  - Да, но ты-то к этим условиям был готов. Ты же сам говорил, что всю жизнь провёл на ферме, и что отец научил тебя всяким этим туристическим штукам...
  - Вот именно, я был готов, - жёстко перебил Муравей. - А ты - нет. Мой отец научил меня выживать, а твой дал тебе денег. Ну и где теперь эти деньги? Да без разницы! Они бесполезны в этих условиях.
  - Ой-ой-ой, тоже мне бедненький..., - заёрничал Стрекоза.
  - Дело не только в этом, - снова пе5ребил Илья. - Ты абсолютно ни на что не способен! Ни здесь, ни там! Ты же у нас не любишь "вкалывать"!!! Но в этом-то и есть смысл, каждый должен работать, таковы правила. Тот, кто не работает, пожинает плоды тех, кто "вкалывает"! В большом мире эта несправедливость была не так заметна, а здесь... Здесь только ты и я.
  По мере того, как Муравей говорил, взгляд Стрекозы становился всё холодней, и на гневную тираду он ответил лишь:
  - Я хочу есть.
  Казалось, что эти слова были совершенно невпопад сложившемуся разговорю, но Илья всё понял.
  - И что? - набычившись спросил он.
  - То, - коротко ответил Стрекоза и двинулся в сторону кукана с рыбой.
  - Нет, - преградил ему дорогу Муравей.
  - А что, если я заберу это без твоего согласия? Об этом ты не подумал? - ядовито спросил Стрекоза.
  - Это ещё как? - поднял гарпун Илья.
  - А так. И не грози ты мне этой зубочисткой. Драться я с тобой не собираюсь.
  - Как же ты возьмёшь...?
  - Ты ведь сам сказал, ты здесь не постоянно. И я могу приходить сюда, пока тебя нет.
  - Не думаешь же ты, что я оставлю здесь, что-то из съестного теперь, когда ты меня предупредил? - ухмыляясь, спросил Илья.
  - Нет, конечно. Теперь не оставишь, - ответил Стрекоза и кивнул в сторону вещей Муравья. - А домик тоже свой с собой таскать будешь? Как грёбанная улитка? - Стрекоза засмеялся собственной шутке. - Я здесь переломаю всё, и сколько тебе понадобится времени, чтобы всё это восстановить? Каждый день, будешь по новой всё делать. Как тебе перспектива?
  - Ты напрашиваешься, Стрекоза, - посуровел Илья.
  - И что ты сделаешь? Убьёшь меня? Нееееет. Тебе духу не хватит. Да, у тебя есть гарпун и, в принципе, ты смог бы, но...неееееет, тебе духу не хватит. Ты не убийца, Муравей.
Илья молча застыл, Стрекоза, отступая в лес, продолжал свои размышления:
  - А раз ты не станешь меня убивать, значит тебе придётся терпеть моё присутствие и... делиться. Ну, может, ещё увидимся, - Стрекоза уже заступал в поросли.
  - Погоди, - остановил его Илья.
Муравей остался на своём месте, в любую минуту готовый броситься наутёк.
  - Погоди, - повторил Муравей. - Мы можем договориться.
  - Продолжай, - немного успокоился Стрекоза.
  - Мы могли бы..., - задумался Муравей. - Мы могли бы решить этот вопрос.
  - Интересно, как?
  - Я отдаю тебе часть еды, а ты меня не беспокоишь, - быстро проговорил Муравей.
  - Я приду не один раз, - подивился Стрекоза той легкости, с которой Муравей предложил эти условия.
  - Я знаю, - всё тем же тоном продолжал Муравей. - Ты можешь приходить каждый день и забирать то, что я тебе оставлю.
  - Крохи со стола? - съехидничал Стрекоза.
  - Нет. Это будет достойная доля.
  - Что-то вроде налога за спокойствие?
  - Да. Но мы не должны видеться более. Это главное условие.
  - Ну, - протянул Стрекоза неуверенно, но по его лицу было понятно, что предложение Муравья ему понравилось.
  - Это, - махнул рукой в сторону кукана Муравей. - Ты можешь забрать с собой. И уходи.
Стрекозе не нужно было повторять дважды. Он резко бросился в сторону пищи, собрал рыбёшку и вернулся на своё место.
  - Но завтра я снова приду, - с опаской сказал Стрекоза, жадно обнюхивая чешую.
  - Конечно, - опустил голову поникший Муравей.
  Стрекоза смотрел на него, словно не веря своим глазам, но затем резко бросился в лесную чащу. Он долго бежал до своей половины острова и, едва достигнув её, жадно принялся поглощать рыбу. О! Какое это наслаждение, насытить желудок после двух дней голодания! Стрекоза набивал рот, поглащая рыбу вместе с чешуёй, когда вдруг заметил в нутре одной из них зелёную траву. "Что подобная зелень может делать в нутре океанской рыбы?" - Стрекоза, ещё не понимая в чём дело, стал прислушиваться к собственному организму. Понимание произошедшего пришло вместе с хрипом, вырвавшегося из его глотки:
  - Акхкхкххакххх...
  Он повалился на землю. Глаза его быстро забегали, неожиданно наткнувшись на знакомый силуэт.
  - Я же говорил, что знал, что ты придёшь за своей зажигалкой, - злостно произнесла тень.
  - Акххххххххх, - Стрекоза крутился по земле, пытаясь то ли справиться с рвотными позывами, то ли напротив, спровоцировать их. В любом случае, он не мог сделать ни того, ни другого. Наконец переждав судороги и закатив глаза, Стрекоза, прошипел:
  - Лихо ты меня слил.


  Поднимаясь на борт вёртолёта, сквозь рёв ветра от лопастей первое, что услышал Илья, было: "Скоро мы вернём вас на большую землю". Но Муравей уже не хотел туда. На острове без стрекоз было куда проще.
  "Ну, да ладно, - успокоил себя Муравей. - И с остальными разберёмся."


Рецензии