145 - 151. Самосознание и Наблюдатель

САМОСОЗНАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬ

145. Самосознание является способностью духовной единицы самоабстрагироваться и все чаще выступать в качестве наблюдателя над процессом того, что она осознает, включительно с тем, как она формирует собственное поведение на фоне того, что ею осознается.

146. Чем более устойчиво состояние наблюдателя, тем выше степень осознанности, когда замечается то, что раньше ускользало от осознавания, а значит не учитывалось. Каждая мысль и действие души становятся наблюдаемыми и контролируемыми. Таким образом, постепенно устраняются стереотипы и нивелируются автоматизмы в поведении. Например, нет необходимости второй раз проверять, закрыта ли входная дверь после выхода из дома или перед сном, выключен ли утюг, закрыт ли центральный замок машины с кнопки ключа или нет и т.д. Постепенно сознание расширяется и начинает четко фиксировать не только каждое действие, но и каждую мысль, а постепенно и эмоции (хотя с ними самая большая проблема).

147. Чем более устойчиво состояние наблюдателя, тем меньшее проявление «эго» и «я» души, и тем меньше критического и оценочного по отношению к другим.

148. Чем более устойчиво состояние наблюдателя, тем более продуктивен процесс духовного совершенствования, поскольку «наблюдатель» в состоянии все более бескритично осознавать процесс восприятия информации и оценивать ее влияние на формирование собственного поведения и все больше контролировать его, а тем самым постепенно нивелировать проявление собственной агрессии по отношению к другим. («Ты – дурак!». «Ты сам… Стоп!»).

149. Роль наблюдателя позволяет постепенно отказываться от чисто дискурсивного мышления и такой человек приходит к так называемому состоянию «не-ума», когда нет критической оценки происходящего. Все воспринимается так, как есть – как «таковость» или «татхагата». (В этом Будда, конечно, молодец! Впрочем, это знали еще до него.)

150. Состояние «не-ума» очищает сознание от «эго» и «я», и при этом постепенно включает механизмы интуитивного восприятия действительности.

151. Интуиция это, с одной стороны, «голос» суммарного подсознательного опыта предыдущих воплощений, используемого душой в процессе формирования собственного поведения, а, с другой стороны, это уже «голос» Оттуда, выступающий как подсказка.

(Продолжение следует)


Рецензии